Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 2)

15 июнь 2012, 14:08

Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 2)

На Западе, как и в России, д-р Шастри не то, чтобы знаменит: его редко приглашают провести семинары за рубежом — но, как говорится, «известен в узких кругах». Например, за его консультациями по йоге и тантре иногда обращаются западные звезды, в том числе певица Мадонна, известная своим интересом к йоге и оккультизму. Несмотря на то, что одна из книг д-ра Шастри по санскриту была выпущена на русском языке («Разговорный санскрит», к сожалению, крошечным тиражом), в России этот учитель пока так же широко не известен.

Немного света на интересную, неоднозначную и во многом даже таинственную личность д-ра Шастри призвано пролить это интервью, которое я взял в рабочем кабинете у мастера, в священном для индусов городе Варанаси. Гигантская, но практически пустая квартира ученого напоминает опустевшее «дворянское гнездо» или роскошную средневековую библиотеку из «Имени розы» У.Эко, и буквально завалена книгами, сам же седовласый доктор очень похож на Бильбо Бэггинса из знаменитой эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена, его окружает вполне ощутимая особая аура благородства и силы. Попасть к доктору на аудиенцию не так-то просто: у кабинета (при входе — сухие красные розы в вазах и портреты Учителей) «дежурят» западные и местные индийские ученики, а пробившись вовнутрь, даже непосвященный сразу чувствует своеобразное влияние сильных энергий.

А.С.: Итак, Вы только что описали процесс обучения у Вас, процесс, который происходит со всеми вашими учениками. Так оно и происходит: изучение санскрита, чтение трактатов, асаны, пранаямы и мантры, а затем кульминация процесса — подъем Кундалини и тантрическая инициация в Гуру-мантру?

Д-р Вагиш Шастри: Да, я вкратце описал полный процесс, мою продвинутую программу. Но я предлагаю разные курсы, в том числе отдельно санскрит, философию (Бхагавад-гита, Йога-Сутры, Катха Упанишада и т.д.), тантрический кашмирский шиваизм, мантра-йогу, чакра-медитацию (как пробудить чакры), и также Йога-нидру, «йогический сон» — путь к познанию Самадхи.

А.С.: Вы преподаете Йога-нидру по технике, которую использует Бихарская школа (Св. Сатьянанда Сарасвати)?

Д-р Вагиш Шастри: Нет, они преподают физический путь, а я показываю путь энергии, путь Кундалини, мы пробуждаем эту энергию. Многие вообще не понимают, что такое Кундалини, на этот счет существует множество ошибочных мнений. Некоторые даже считают, что это такой танец (смеется — А.С.)

Так что обычные люди не приходят на мои занятия, только продвинутые ищущие, самые любопытные. И я повторяю еще раз: мои студенты обязательно учат санскрит. Я специально разработал быстрый метод обучения этому сложному языку; я назвал его «Изучение санскрита благодаря естественным законам и мнемонике». Он описан в моей книге «Мнемонический санскрит», которая вышла по-английски. В среднем изучение санскрита занимает около двенадцати лет, я же обучаю ему за 275 уроков — за 275 дней — и в конце этого курса мои студенты могут разговаривать, читать книги и писать на этом языке.

А.С.: Доктор Шастри, Вы полагаете, что знание санскрита важно и даже обязательно для серьезно изучающих йогу, как студентов, так и преподавателей?

Д-р Вагиш Шастри: Без санскрита просто никуда! Начать с того, что «Йога-сутры» Патанджали написаны на санскрите. Люди могут лишь воображать себя преподавателями йоги, если они не знают санскрит! Переводы трактатов по йоге на английский не выдерживают никакой критики, они просто неверны. Да и не могут быть верны! Дело в том, что каждое слово в санскрите имеет до пятидесяти значений, в том числе тайных значений, есть много синонимов, поэтому адекватный перевод сделать практически невозможно. Значение, которое ценно для йогина, в переводе будет утеряно. Трактаты можно понять, только если вы знакомы с санскритом, но даже в этом случае придется приложить усилия. «Йога» означает «союз», союз материального и духовного.

Материальное — это все равно, что кусок грязи, а духовное — оно как ветер, например. Легко ли превратить грязь в ветер? Йога — это трансформация «из грязи в князи», от самого грубого к самому тонкому. Это путешествие в поисках Бога.

А.С.: Как Вы полагаете, йога и религия, в том числе индуизм (почитание Шивы, Вишну и т.п.) — взаимосвязаны, или же можно практиковать одно без другого? На Западе этот вопрос вызывает много разногласий.

Д-р Вагиш Шастри: В йоге нет имен Бога, йога — это вселенская религия. Почитание того или иного бога — всего лишь символ. Мы не можем обращаться к Богу напрямую — поэтому нужны символы: поклонение, религия. В самом начале — до того, как появились разные объяснения, у нас был один бесформенный Бог. Но потом Бог приобрел форму статуй, символов — это было нужно для нашего удобства. Это как цифры в математике: как можно произвести вычисление без использования цифровых символов? Это невозможно. Так же и символы Бога — они нужны, как и цифры.

Поэтому йога это не индуизм. Надо сказать, термин «индуизм» не возник из санскрита, он вообще не относится к культуре санскрита. Термин «Индуизм» («хинду») использовали персы, мы не видим никакого индуизма в древних индийских трактатах.

А.С.: Насколько я понял из описания Вашей системы обучения, Вы подчеркиваете важность обучения йогов санскриту. Вы считаете, что преподаватели йоги, которые не могут давать Шактипат — не полноценные учителя?

Д-р Вагиш Шастри: Безусловно. Многие учителя преподают так: сначала они преподают только физические упражнения, а потом они дают другое задание, они говорят: теперь повторяй такую-то мантру, иди! Они лишь воображают себя преподавателями.

(Наше интервью было в этот момент прервано вежливым стуком в дверь. На приглашение д-ра Шастри войти в комнате появился молодой мужчина в йоговском облачении, который неожиданно повесил на шею д-ра Шастри громадную гирлянду из цветов. «Я увидел ее на улице и понял, что должен принести Вам!» — пояснил мужчина по-английски, с небольшим русским акцентом, и почтительно склонился к стопам д-ра, который благословил его, приговаривая «Да, да» — А.С.)

А.С.: Хотел задать вопрос, который волнует многих практикующих йогу у нас в России: можно ли совмещать практику йоги с употреблением мяса, алкоголя, с курением? Разрешаете ли вы это своим ученикам?

Д-р Вагиш Шастри: Нет. Безусловно, нет! Иначе энергия Кундалини не сможет работать внутри них. Энергия даже не сможет в них проникнуть. А с другой стороны, эта энергия сама действует как алкоголь: когда она поднимается, это похоже на опьянение. Так зачем моим ученикам принимать алкоголь? Вообще, все это просто вопрос силы воли: если у вас она есть, с подобными вредными привычками можно распрощаться раз и навсегда.
Например, одна моя ученица курила на протяжении 15 лет, дымила без перерыва. И вот в один прекрасный день я встречаю ее, и она не курит. Я спрашиваю: что случилось, как ты умудрилась бросить? А она отвечает: ко мне на занятие пришел мужчина, у него была астма, и когда я потом спросила у него, как он заболел — он ответил, что это из-за курения; вот так я и бросила, в этот самый момент! Так что все упирается просто в силу воли…

А.С.: Некоторые верят, что в следующем, 2012 году, нашу планету ожидают катаклизмы мирового масштаба. Что Вы — известный ведический астролог — думаете по этому поводу?

Д-р Вагиш Шастри: Есть такой санскритский термин – «Маха Пралайя», что означает «Великое растворение». Однако есть и другой — «Кханда Пралайя» — небольшое, частичное растворение. Такое событие произошло недавно в Японии, а несколько лет назад — в Таиланде. Что-то подобное может произойти и в 2012 году. Но, конечно, не Маха Пралайя! Мы живем в первую часть Кали-юги, а всего этих частей четыре, так что сейчас далеко не конец эпохи. Я не могу сказать, что дальше будет хуже или, наоборот, лучше! Тут уместно сравнение с погодой: она ведь тоже то лучше, то хуже, это циклический процесс, он идет по синусоиде.

А.С.: Последний вопрос. Возможно, Вы встречали только нескольких ищущих из России, однако, поверьте, у нас в стране многие тысячи практикующих, и многие из них занимаются йогой со всей серьезностью. Что бы Вы хотели пожелать или посоветовать йогинам и йогиням из России?

Д-р Вагиш Шастри: Я действительно инициировал нескольких русских, они получили от меня Дикшу. Всего их было шесть или семь человек. В настоящее время у меня занимаются еще несколько русских — вы видели того, что заходил с гирляндой? Я думаю, сейчас больше русских интересуются моими занятиями, в том числе кашмирским шиваизмом. Только что я проводил семинар по этой теме, с участием русских студентов.
Так вот, что касается моего пожелания учителям йоги из России. Я хочу сказать, что если они преподают физическую йогу — это тоже хорошо! Это, безусловно, хорошо – помогать людям. Кто-то помогает физически, кто-то на ментальном уровне. Это благородная попытка. Мы одинаково нуждаемся как в начальных школах, так и в университетах. Нельзя сказать, что начальная школа нужна меньше, чем университет! Если вы хотите подняться по лестнице на крышу, первая ступенька так же важна, как последняя, потому что без первой вы бы не смогли взойти на последнюю! Поэтому просто делайте свою часть работы — качественно, честно, и с верой.