Круг практик «универсальной» мантры АУМ

20 август 2015, 07:28

Круг практик «универсальной» мантры АУМ

Как и любой другой мантры, у АУМ есть три модуса практики джапы. На благо начинающих, повторю эту, в общем-то довольно общеизвестную, информацию. Это не совсем три «типа», потому что они обычно не только чередуются в одном занятии, но и отчасти «проникают» друг в друга. Правильнее говорить поэтому о трёх «слоях» мантры:

  1. Вайкхари-джапа, или произнесение вслух. В начале практики мантру надо читать громко, четко, и лучше в группе других йогов. Это имеет незамедлительный успокаивающий эффект, ум буквально заворожен мантрой. И ненадолго приостанавливает свое «вечное» трепыхание. Появляется чуть-чуть больше спокойствия. Чуткие люди сразу наблюдают прилив сил (праны), это прана, «сэкономленная» при замедлении «оборотов» коловращения ума.
  2. Упаншу — «шептание», шёпот. Мантра произносится одними губами, но беззвучно. Ценность такого варианта «исполнение» в том, что уже более-менее спокойный ум получает чуть более сложную задачу — не «соскочить» с концентрации на чем-то, что не требует явных усилий. Многие люди, которые способны читать АУМ вслух по полчаса, быстро «заваливаются» на шептании — ум отвлекается, так как «с его точки зрения» вроде бы не происходит ничего интересного. Это такая проверка на способность концентрации... Продвинутые йоги иногда читают (часто в особых случаях) таким образом мантры очень подолгу, вплоть до того, что целый день. Это дает очень мощный эффект: «устали» от ума? попробуйте почитать мантру часа 4, и потом «найти» свой ум! В общем, это практика мантрайоги среднего уровня сложности.
  3. Манасик-джапа, или мысленное «произнесение», считается самым сложным, но и самым мощным, способом чтения мантр, в том числе АУМ. Вот тут уже очень легко отвлечься на посторонние мысли, и это действительная проверка силы концентрации.

Есть еще четвертый модус, отдельный — Ликхита-джапа, это «написание» мантры. Это рекомендуется тем, кто уже реализовал 3-ю стадию, и хочет «добить» флуктуации ума. Практика заключается в каллиграфическом написании (в случае с АУМ — «нарисовании») мантры на бумаге, используя разноцветные ручки и т.п. «В зачёт» тут идет писат как можно мельче и тщательнее. «Бонусом» к такому варианту практики мантры «приложен» модус 3, т.к. невозможно писать мантру, не произнося ее вслух. Начинающим тоже можно порекомендовать — просто попробовать — этот вариант.

Человеку современному, т.е. средних способностей к успокоению ума, стоит читать по схеме 3 части (3 нормы времени) вслух, 2 — шепотом (губами), 1 — мысленно. Такой «рецепт» обычно срабатывает почти безотказно, и «на выходе» мы имеем состояние сильной концентрации. Фактически, это настоящая медитация («о основой»). За норму времени можно принять 1 малу (108 бусин, или повторений мантры), или временной интервал, например 1 минуту — а лучше, 10 минут. Таким образом, 30 минут вы читаете мантру вслух, потом еще 20ть — шепотом, и последние 10 минут — мысленно. Всего выходит час, и это может быть «лучший час в жизни», настоящий прорыв в медитации всего за час, а далеко не потерянное время, особенно если делать практику с полным вниманием!)

Символика мантры АУМ

Во-первых, АУМ — это не «ОМ». Есть школы йоги, в которых поется чисто «ОМ», и я не знаю, почему, надо спросить у них. Но в классической йоге произносится именно А-У-М, и это имеет очень мощный пласт объяснений, и религиозной (Индуизм), и с йогической точки зрения. О втором пласте скажу коротко: А — это бодрствующее состояние ума (наша дневная жизнь), У — это сон со сновидениями (ночь, быстрая фаза сна), М — это глубокий сон без сновидений (сознание, смешанное с Тамасом, неведением), и тишина между повторениями мантры (или вся мантра в целом) символизирует Брахман, или основу жизни, оно же — само Сознание в несмешанном виде (истинное Я).

Каждый человек в течение жизни постоянно испытывает 3 первых фазы, 3 обычных состояния, но лишь йоги — Четвертое состояние, «Турию» (Пробуждение, Просветление). И мантра АУМ — напоминание об этом. Напоминание о необходимости Пробуждения. Это довольно пафосный (и на поверхностный взгляд, какой-то даже «мистический») аспект практики АУМ, но «из песни слова не выкинешь». Просто так петь АУМ, не понимая, о чем это — довольно поверхностная практика*.

Значению мантры АУМ посвящена целая Упанишада (важный священный текст йоги) — Мандукья Упанишада. В ней говорится примерно так:

«Четвертое, истинное Я, это АУМ. Это невыразимо словами и за пределами понимания умом. В нём заключена вся Вселенная. Кто знает АУМ, Я — тот становится Я».

Очень красивый перевод этой Упанишады озвучен известным преподавателем Ильей Журавлёвым и выложен в свободный доступ, от души рекомендую.

В общем, если коротко, то во время практики, мы работаем сразу на двух уровнях:

  1. Слушаем звук, и его «отголоски», вибрации в теле.
  2. Размышляем, или помним, о значении этой мантры.

Во время практики мантры АУМ полезно постоянно помнить о символике (сложно? Послушайте Мандукья Упанишаду, вопрос будет решен): А — бодрствование, У — сон, М — глубокий сон, тишина — Бесконечное. Не проговаривать это мысленно, а просто помнить. Иногда еще используются цветовые ассоциации, и дришти (точки в теле, соответствующей каждой букве), но это сильно усложняет технику для многих, и в разных школах делается по-разному, так что сейчас мы об этом не будем говорить.

Отвлечение ума и сложности

В практике мантры АУМ стоит трезво оценивать свои возможности. Если сразу начать с мысленного произнесения, позарившись на то, что по мнению всех авторитетных текстов по йоге, именно этот вариант — самый мощный по воздействию, скорее всего будет провал. Неподготовленный ум очень легко отвлекается, если повторять АУМ мысленно. Иногда начнешь повторять АУМ, взяв целью сделать полные четки, и еще задолго до середины вдруг обнаруживаешь, что думаешь о чем-то на удивление постороннем. Такая практика — просто потеря времени, и стресс, это профанация йоги. Поэтому (см. выше) — начинаем с произнесения вслух, это такая арт-подготовка. Потом какое-то время делаем постепенный переход, усложняем — читаем «по губам». И лишь в конце занятия пробуем «ускориться» — почитать короткий период с максимальной концентрацией, мысленно. Но и это не обязательно. КАК ТОЛЬКО вы заметили, что ум отвлекся — сразу переходим на ГРОМКОЕ произнесение вслух. Потом (полегчало? — «сбавляем обороты», переходим на шепот, и потом (есть потенциал? Вперед!) опять беремся за «тяжелую артиллерию ума», повторяем мысленно. Опытные йоги делают 2 подготовительные стадии мантры (но все-таки обычно делают) минимально, и как можно скорее переходят на мысленную джапу. Если все делать правильно, такая практика совсем НЕ СКУЧНАЯ (почему — вы почувствуете сами), и от нее не устаешь, а наоборот, наполняешься силами и бодростью.

Ритм, скорость произнесения

Есть несколько вариантов чтения АУМ. Наиболее применимые:

  1. Долгое «пропевание» 1 повторения мантры (может быть и вслух, и МЫСЛЕННО! — попробуйте!), когда мы расходуем весь объем легких на один АУМ.
  2. Повторение как можно большего числа «аумов» на одном дыхании: А-А-У-У-М-М, (короткая пауза)... А-А-У-У-М-М, ... А-А-У-У-М-М... и так далее, пока есть воздух, потом вдох (носом) — и опять.. Это рекомендуется когда ум ОЧЕНЬ беспокоен, чтобы легче сконцентироваться. Бывают умы, которые способны втиснуть целый ряд мыслей даже в одно произнесение долгого АУМ (как в п.1), вот для таких состояний рекомендуется этот вариант. Вы как будто выталкиваете ум из процесса, забиваете его звуками. Расходовать воздух «до потери пульса» и «посинения» не надо, дыхание замедленное, глубокое, но комфортное!
  3. Совместное произнесение (одновременно группой людей, «хором»). Тут вам волей-неволей приходится подстраиваться под общий ритм, даже если это не очень комфортно. Людям с большим объемом легких придется чуть ускориться по сравнению со своим привычным, на 100% комфортным ритмом АУМкания, а людям с малым объемом — чуть поднапрячься. Но синергетический эффект (у кого сердце не отзывается, случая церковный хор?!) окупает эти небольшие минусы.
  4. Под ритм биения сердца. Это очень эффективный метод, одна из «внутренних» практик Бихарской школы йоги. Сначала вы должны научиться «снимать» ритм биения сердца, не прощупывая пульс. Дальше вы медитируете на биение сердца либо в межбровье, либо в центре груди (Анахата), и повторяете АУМ «эхом», под ритм сокращения сердечной мышцы. При этом АУМ, конечно, не произновится вслух, возможны модусы 2 (Упаншу) и 3 (Манасик). Хочешь-не хочешь, а возвращаешься в «здесь и сейчас» с помощью этой практики! Возможны глубокие медитативные состояния.
  5. Анустхана («решимость исполнить»). Это своего рода «Санкальпа», обещание, намерение, читать мантру определенное количество дней, определенное количество повторений. Например, автор этих строк более 5 лет читал не менее 1 малы (108) раз определенной мантры в день. Практика не должна зависеть ни от настроения, ни от погоды, ни от чего еще. Читать мантру лучше в одно и то же время, в одном и том же месте. И в идеале, в спокойной обстановке, и в гордом одиночестве (если вы решили читать мантру по утрам, голодные, обвешанные пупсами, и в предвкушении рабочего дня — уже с галстуком на шее, надо признать, что это не лучший вариант). Вы заметите, как ум с практикой успокаивается, и состояние (и даже голос!) меняется. Для начала лучше взять разумно короткую Анустхану, например, 10 дней по 1 часу, или даже по полчаса, или что-нибудь подобное. Лучше даже по 5 минут в день, чем «сломаться» на полдороге.

Можно читать мантру на ходу, прогуливаясь в парке. Помните, что «когда никто не видит, не слышит, не знает — это йога».

В формате «Анустхана» можно почитать мантру, например, 2-4 часа без передышки, запершись на даче на выходных, это даст немедленные плоды. При этом, хорошо размяться перед практикой — сделать полный комплекс хатха-йоги, а потом, остаток дня — лучше провести в молчании, дав опыту «впитаться» в энергетическое поле. Это очень мощная практика. Париться в бане, гулять по лесу и делать домашние дела по хозяйству эта практика не помешает.

Небольшое уточнение про медитацию, и джапу в частности

В йоге Бихарской школы, т.е. по сути в классической йоге, во время мантра-джапы не требуется «однонаправленная концентрация» как метод работы. Не надо пытаться концентрироваться! В том числе, на мантре! Это лишь приведет к стрессу, а успеха в любой медитации так вряд ли достигнешь. Надо лишь удерживать часть внимания на задаче перед собой — непрерывном повторении мантры — и лишь наблюдать все, что происходит, как бы незаинтересованно: «ага, вот у меня спина чуть заболела», «а вот сейчас я подумал о предстоящем завтраке, но быстро вернулся». Если пытаться «тыкать» ум в мантру, как ребенка в кашу, результат будет неудовлетворительный — слезы, стресс, и полная потеря аппетита и вообще гармонии. Но мы и не украшаем нашу кашу конфетками. Просто ставим ум перед фактом: есть только каша, вот хочешь ешь, а хочешь ходи голодный. Ум очень не любит «голодать», и на самом деле рад любой «пище», поэтому так или иначе сфокусируется на мантре (особенно если читать долго, и не потакать желанию ума «подумать о чем-нибудь более интересном», а еще лучше — встать и поделать какие-нибудь «важные неотложные дела»).

P.S.
Свами Сатьянанда Сарасвати из Бихарской школы йоги, шутил, что по поводу мантры АУМ можно сказать так много, что ... чтобы не вызвать у заинтересованного слушателя ментальный запор, лучше ограничиться тремя буквами: А-А-А-У-У-У-М-М-М... Но ум упорно хочет знать «больше» об этой мантре, уникальной своей универсальностью. Как буддисту не требуется инициации на посвящение в мантру Ваджрасаттвы (т.к. это посвящение могут дать очень немногие высокопоставленные ламы), так и йогам, как считается, не нужна инициация в мантру АУМ, ее можно читать всем, и «прямо сходу». Пожалуй, стоит отметить, что в обоих случаях речь идет о мантрах универсального, общего действия (очищающих ум), и очень сильных по действию.

*О необходимости практики АУМ с пониманием, «о чем поем», говорит и другой важный текст йоги, Дханьябинду Упанишада.

В подготовке статьи использованы материалы самоучителя «Древние тантрические практики Йоги и Крии», Бихарской школы йоги.