Как правильно работать с позвоночником: хатха-йога глазами Андрея Гуденко

10 июнь 2011, 12:21

Как правильно работать с позвоночником: хатха-йога глазами Андрея Гуденко

Если есть проблемы с позвоночником (а они в разной степени есть практически у всех людей) — очень важно знать, какие упражнения помогут, а какие могут навредить. Я расспросила об этом Андрея Гуденко, известного в России преподавателя хатха-йоги, использующего в своей практике методику КПП — Корректный Подход к Позвоночнику.

— Андрей, расскажи об основных принципах корректного подхода к позвоночнику.

— Основные принципы методики КПП – это удержание таза и плеч в одной плоскости, исключение из практики скруток и глубоких прогибов, плавность движений и постепенность освоения асан… При этом дыхание согласуется с движением, практикуются кумбхаки (задержки дыхания), пратьяхара (отвлечение внимания от чувств) и другие «внутренние техники» йоги.

– Что нельзя делать, чтобы не навредить спине?

— Чтобы не навредить спине необходимо соблюдать Ахимсу (невреждение). Почитайте внимательно древние Писания, анатомию человека, строение позвоночника в частности (рекомендую книгу А. Пахомова - «Хатха йога, КПП»). И обратите внимание, что в трактатах о йоге нет асан со скрутками или глубокими прогибами. Ограничение движений суставов заложено в самой природе нашего тела, эту функцию выполняют связки – это вы в любом атласе по анатомии найдете! (Пример: «Передняя продольная связка ограничивает переразгибание позвоночного столба». Атлас Анатомии Человека т.1, Р.Д.Синельников). Создатель не зря ввёл эти ограничители. Представьте, что произойдёт с вашим телом, если «выходить за предел», куда многие из преподавателей зовут своих учеников? Почаще задавайте своему инструктору вопрос «Зачем?» и ставьте на весы пользу и риск. Кстати: открою вам «секрет»: связки не тянутся, а только рвутся! Тема травмобезопасности очень важная, особенно в начале Пути йоги. Очень важно проявлять здравомыслие в практике! Все люди разные – анатомически, духовно и душевно. Раньше ведь йога была индивидуальной практикой, передаваемой Учителем ученику. На современных групповых занятиях йогой преподавателю нужно стараться сделать практику максимально безопасной и эффективной, а ученику – практиковать здравомыслие и вивеку (осознание себя отдельно от своей личности, которая стремится сделать «больше», «сложнее» и «лучше всех», - ред.).

— А что нужно делать, чтобы позвоночник выравнивался и укреплялся?

— Ответ содержится в самом вопросе – упор необходимо делать на укрепление мышц спины. Это ведь ясно даже, если исходить из понимания, что хатха йога является ступенью к Раджа-йоге. А в Раджа-йоге практикуются медитации, где нужно долго и свободно сидеть с прямой спиной и работать . То есть, мышцы спины должны долго удерживать тело с прямым позвоночником, чтобы не отвлекаться от работы с сознанием. Ну а если ещё учитывать сидячий образ жизни современного компьютерного человека, то важность асан и виньяс для укрепления мышечного корсета становится очевидной. Здесь ещё важно соблюдать определённый алгоритм в построении последовательностей, чтобы получить максимум эффекта, не навредив своему телу.

– На чем еще ты делаешь акценты в практике?
— Помимо асан необходимо практиковать состояние однонаправленности ума, ведущее к остановке мысли. Есть школы, где на уроке работают только с телом: «Поставьте ногу сюда, развернитесь так… Теперь возьмем болстер, одеяло, ремни…» Целое занятие только и ходишь, подставляешь то стульчики, то кирпичики. В плане отстройки тела на таких уроках можно узнать много полезного, но суть йоги, на мой взгляд, теряется…

— А в чем, по-твоему, суть йоги? И где грань, на которой «суть» теряется?

– Я йогу рассматриваю как способ привести все системы человека к состоянию гомеостаза. (гармоничной саморегуляции), и только в этом состоянии становится возможным состояние йоги, как определил его махариши Патанжали: «Йога – читта вритти ниродха» (прекращение волнений ума). В современной йоге много различных направлений. Я придерживаюсь понимания, что все, проявленное в нашем мире, имеет право жить. Но всё-таки грустно видеть как многие, поддавшись влиянию рекламы, впадают в крайности, пытаясь стать «крутыми» в асанах. Людей здоровых в спорте нет, это и доказывать не надо, вред для здоровья йога-спорта тоже виден – по частоте посещения такими йогами докторов, в основном мануалов и остеопатов. Причиной тому, как правило, являются Эго и Авидья (незнание).

— Так как же сделать наши тренировки «йогой»?

—Мудрец Сватмарама в трактате «Хатха йога прадипика» сказал: «Не может быть никакого совершенства, если Хатха-йога практикуется без Раджа-йоги, а Раджа-йога — без Хатха-йоги. Совершенство, следовательно, достигается через практику обеих».
Поэтому на занятиях считаю важным уделять внимание работе с сознанием – это один из ключей успеха в практике. Йога продолжается до тех пор, пока ваша мысль в зале. Как только она улетела куда-то — это уже гимнастика. Для разного уровня подготовки практикующего желательно определять различные виды концентрации внимания. Новичкам, чтобы удержать сознание «здесь и сейчас», необходимо концентрироваться на отстройке формы тела. Затем подключаем контроль за дыханием в асанах, добавляем визуализации, концентрацию на чакрах и т.д…

С огромной благодарностью к Андрею Гуденко, на этом мы сегодня остановимся. А в одном из ближайших постов я помещу советы Андрея о том, как, из каких упражнений и в какой последовательности строить свои занятия йогой.