Медитация с Михаилом Свечниковым: «Перепрограммируем эго-компьютер!»

20 октябрь 2016, 07:22

Медитация с Михаилом Свечниковым: «Перепрограммируем эго-компьютер!»

— (Хануман.ру): Намасте, Михаил! Правда ли, что моменты медитации бывают у всех? Но можно ещё и научиться это контролировать, и продлять? Как ты пришёл в преподавание медитации?

— (Михаил Свечников): Любого человека временами «накрывают» состояния блаженства, бесстрашия, полного понимания, полной радости и довольства. Всем «дают» этого попробовать... Вот меня и заинтересовало, можно ли этим управлять, вызывать такие состояния по желанию. И на пути этого интереса за последние 40 лет я учился у близких по духу людей, лопатил тексты, занимаюсь последние годы санскритом, чтобы быть поближе к истокам и не придумывать велосипеды. Имея склонность объяснять и формулировать, написал книгу по сутрам Патанджали («Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги», 2011), стал практиковать и затем преподавать хатха-йогу, ибо сознание сознанием, а если со своим телом не можешь подружиться, то чего дальше воздух-то сотрясать? Профессионально я не преподаю йогу, хотя такой опыт были, и у меня есть ученики. Йога мне прежде всего для души и личного пользования.

— (Хануман.ру): Говорят, что к хорошей медитации не прийти в обход начального периода работы с телом... Это так? Я знаком с книгой В. Бойко и принципам релакс-йоги, но для наших читателей, пожалуйста, проясни коротко, что это такое, чем это интересно.

— Пожалуйста. Йога в релаксационном ключе («релакс-йога») состоит в регулярной практике особого состояния, которое можно охарактеризовать как покой, неспешность, ненасилие над своим телом, удобство и расслабление. На фоне этого состояния телу придаются различные положения (асаны йоги), в которых происходит «разлив» этого состояния во все уголки организма и психики. В такой практике асан обретается дружба с телом, ваше сознание перестает с ним воевать и командовать им. Вместо объема усилий мерилом успеха становится объем релакса и покоя. Релаксационный подход в йоге доступен подавляющему большинству людей. Этому легче обучать с нуля, но многие приходят и из «силовых» стилей: наигравшись с акробатикой, со временем составляют свою повседневную практику в основном из несложных асан, оставляя красивые сложные позы для фотосессий и показательных выступлений.

— Но асанами глубинные проблемы не решаются, так ведь?

— Нет. Под йогой в наше время обычно понимают набор асан, необычных положений тела, призванных поправить здоровье, зарядить энергией и может быть что-то сделать с сознанием, психикой, общим стрессом, вызванным нешуточными скоростями современной жизни. При спокойном, ненасильственном и регулярном удержании асан становится возможным наблюдать их позитивное воздействие. Жить светлеет... Но далеко не все проблемы сознания, психики (или «омрачения») убираются выполнением асан. И не мудрено — ведь асаны воздействуют прежде всего на тело.

— И что же делать?

Жить! Но хорошо бы научиться жить не только «внешней» жизнью, ось которой — ощущение «Я» и «моё», но и более расслабленно, по-йоговски — в ипостаси «наблюдателя». Натренироваться вниманием видеть бьющую радость (энергию) существования в любой форме голых фактов, тем самым меняя привычное унылое и поверхностное отношение к жизни. Такое переживание радости (наблюдение, медитация) пролагает надежную дорогу к самопереживанию высшего «Я», чистому сознанию, в бесстрастном бесконечном свете которого растворяется даже эта радость. Такое Самадхи («поход к источнику») не отменяет палитру жизни а делает её лишь богаче. Поэтому если освоить ряд йоговских практик, особенно техники релакс-йоги и медитацию — «жить становится лучше, жить становится веселее»!

— Там и до сакраментального «Просветления», глядишь, недалеко?!

— Ну, почти. Любой кто «зрит в корень», рано или поздно задаётся вопросом: а возможен ли вообще путь полного выхода из психических и психологических неурядиц? Это и называют «Просветление». Так вот, чтобы прикоснуться к столь глобальной задаче, в самый раз обратиться к существующим традициям. Среди них есть живые (буддизм, например, с множеством причудливых хороводов) и «мертвые» (у которых в настоящий момент слишком мало — или вообще нет — последователей, но тексты остались). Мое пристрастие — текст одной такой «мертвой» традиции: «Сутры» Патанджали. Со временем я этот текст для себя оживил, и он мне много чего с тех пор «рассказывает». И удивительным образом, все мои психотехники красиво ложатся в эту древнюю схему пути «прочь от тревог». Ведь круговерть повседневной жизни («Колесо сансары» в индийской традиции) точнее назвать «Колесо тревог». Потому что заботы — это нормально, а вот излишние тревоги по их поводу — ненужный способ терять и рассеивать свою жизненную энергию, а также «отбрасывать тень» (создавать карму). Избавление от лишних и почти всех тревог — это и есть знаменитая восьмеричная йога Патанджали. Невероятно амбициозная программа! Но можно ли назвать себя счастливым человеком, не освободившись от бремени тревог?!

— Михаил, я знаю, что у вас богатый опыт разных медитативных практик. А вот посоветуйте, пожалуйста, что-то простое, но действенное нашим читателям! И мы все вместе прямо сейчас эту технику сделаем. Такой получится урок медитации.

— Отлично, сейчас я покажу хорошую и несложную медитацию. Её суть — удержание фокуса внимания. По жизни мы это запросто делаем, когда нам надо! Итак:

Практика «Перемалывание Клеш»

«Эти клеши должны быть изгнаны дхьяной». (Сутры Патанджали, 2-11). Дхьяна — это медитация. Это внутренний контроль по удерживанию в сознании одной и той же мысли, или образа, либо следованию потоку сознания БЕЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ.

  1. Давайте проанализируем механизм ума, механизм клеш: это своего рода динамический «эго-компьютер». Или калейдоскоп. Он в некотором привычном ритме поставляет в сознание различные темы из нашего опыта под определенными шаблонными углами: «непонятно», «моё-не-моё», «хочу-не хочу», «ужас какой». Но, понятно, этот истощающий круговорот не исчерпывает всего богатства душевной жизни! Хотя и составляет существенную её часть.
  2. Теперь как мы можем это (данность любого человека) улучшить: тренируясь удерживать в фокусе внимания что-то одно: например, процесс дыхания! — мы не можем убежать от этого эго-компьютерного калейдоскопа. Но вот что происходит. Каждый раз, когда очередной предлагаемой калейдоскопом теме для обдумывания НЕ УДАЁТСЯ выпихнуть из фокуса внимания наш объект медитации, калейдоскоп чуть подламывается, съеживается. А ваша устойчивость в медитации крепнет.
  3. Прямо сейчас — попробуйте заметить это. Вот вы сели (или идёте, неважно), держите концентрацию на дыхании. Вот, смотрите, а теперь фокус внимания ослаб и дыхание как будто начало уплывать куда-то в фон, а на первое место вылезает совсем другая тема-мысль-чувство... НО ТУТ ВЫ р-раз — и возвращаете дыхание на первый план, в фокус внимания. И так раз за разом.
  4. Техника простая, но не стоит думать, что вы её «сделаете» до конца с первого раза! Медитация — это долгая работа, на всю жизнь, имеющая свои кризисы, переломные точки. Но в итоге надежно замещающая эрзац-хозяина (эго-компьютер) на подлинного Господина, высшее «Я».

— Михаил, так выходит, «Просветление» — это осознанность? Или что?

— Оно же не одним куском случается, а складывается как мозаика из многих натренированных умений и пониманий. Оно, в частности, просто хорошее настроение без всякого повода. Вдобавок чем больше человек узнает про Просветление и переживает его в разных гранях, тем точнее он распознает и динамику клеш («омрачений» — психологических и психических установок, мешающих реализовать полный потенциал), и не академически, а для дела: чтобы их нейтрализовать. Такое весьма практичное различение зовется у Патанджали «Вивека-кхьяти» («различающее познание»). Но обо всем этом, к сожалению, коротко не скажешь...

— Да, конечно. Но мы, кажется, разобрались в «азбуке» медитаци, и научились делать эффективную практику. Теперь — что дальше? Дайте совет, как продвинуться в медитации.

— 1) Учить матчасть: в том числе, «Сутры» Патанджали! Это большой труд, но и твёрдая опора. На Западе йоги этим слишком часто пренебрегают — в итоге, почти ничего не понятно, и зачастую успех в медитации так и не приходит. Изучать Патанджали лучше всего на языке оригинала (санскрит). Вот тут я строю учебник санскрита прямо по сутрам, заодно можно и Сутры выучить. Полезное с приятным!

2) Вступите в мою группу на Фейсбуке «Мир сознания». Здесь общаются на тему медитации, йоги в целом.

3) А если у кого-то появится желание освоить медитацию в сжатые сроки на продвинутом уровне — добро пожаловать в Берлин, в декабре этого года, на мой семинар «Скрытые аспекты Раджа-йоги».