«Почему многие отвергают духовные практики?» Наставления мастера медитации

22 январь 2017, 10:48

«Почему многие отвергают духовные практики?» Наставления мастера медитации

Из наставлений тибетского учителя, мастера медитации, ламы Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче: «Если взять практика Дхармы, который находится на должном уровне, мы не найдем у него никакого предвзятого отношения как к другим религиям, так и к различным направлениям внутри буддизма, то есть, внутри своей религии. Он не ставит себя в позицию „я являюсь практиком именно этой традиции, а не какой-то другой“. Ведь какова его главная цель? Главная цель — следовать методу для освобождения из Сансары всех живых существ, а для этого главное, что мы должны сделать, — это устранить из своего потока сознания неведение и яды. Это и есть главное — а совсем не то, что мы являемся последователями той или иной религиозной традиции. Если мы будем думать в первую очередь о традиции, то это будет ошибкой со стороны изучения Дхармы, потому что в Дхарме сказано, что подобное (когда мы воспринимаем одно воззрение выше, чем другое) неправильно. Поэтому, пожалуйста, хорошенько запомните, что не должно быть никакого миссионерства. Мы не должны говорить другим, что вот, следует обязательно заниматься этой религией, этим направлением. Если мы будем это делать, наши омрачения только увеличатся. Принимайте то, что подходит вам, получайте наставления у своего учителя, применяйте их на практике, но ни в коем случае не принижайте какие-либо другие традиции. Только тогда практика будет такой, какой она действительно должна быть».

На самом деле, подобным же образом устроена любая религия. Но часто бывает такое, что люди, которые занимаются духовной практикой, используют эту практику или религию для собственной пользы — пытаются с ее помощью как-то возвыситься в обществе, разбогатеть или использовать ее для управления страной и людьми. По этой причине многие религии сейчас стали восприниматься как что-то мутное, и как орудие в руках других, используемое для каких-то темных целей. Поэтому многие современные люди сейчас не признают никаких религий: у них уже сложилось такое негативное восприятие из-за того, что они наблюдают вокруг. Но на самом деле религии и духовные практики в своем чистом, первозданном виде, являются противоположностью всему мирскому. Что это значит? Истинно духовный человек ценит других больше, чем себя, заботится о других больше, чем о себе. В мирском подходе полная противоположность — здесь люди стараются в той или иной степени возвысить себя и принизить других. Цель одного — забота о других больше, чем о себе, цель другого — возвышение себя за счет принижения других. Эти два подхода несочетаемы, противоположны.

Недавно Далай-лама говорил, что целью всех религий является безмерное умиротворение, но из-за того, что религии «попадают в плохие руки», некоторые из них получают сильный оттенок насилия. Поэтому, когда религия начинает использоваться для мирских целей, от религии как таковой ничего не остается, к сожалению. Такое происходит сейчас, но такое происходило и раньше, много тысяч лет назад — и в Тибете, и в Китае, в Европе и в России. Свернуть с истинного пути очень легко, поэтому давайте как можно чаще будем вспоминать об этом и корректировать свой подход.

Об авторе статьи:

Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче — монах тибетской духовной традиции Бон, доктор философии и буддизма. Родился в 1969 году в Тибете в семье потомственных йогинов Кьюнгпо, практикующих Дзогчен на протяжении многих веков и поколений. Получил образование в монастыре Менри. Тибетский лама. Основатель Школы Тантры и Дзогчена «Чистые Земли» и учитель в ней. Сайт Школы с информацией по буддизму, по техникам медитации и благотворительному проекту.