Тибетские поющие чаши: «Йога звука» или «ловушка для ума»?

17 август 2015, 07:41

Тибетские поющие чаши: «Йога звука» или «ловушка для ума»?

Тибетские поющие чаши используются людьми — в том числе, духовно ищущими и развитыми — многие сотни, если не тысячи лет. Использование тибетских поющих чаш развито далеко не только в Тибете (ныне — автономный регион в составе КНР), но и в Непале, и в Индии, да и в других странах. Чашего всего тибетские чаши используют по двум направлениям практики — «просто постучать» и для исцеления. Духовные искания привели меня к тому, что под Кайлашем я познакомился с известным на пост-советском пространстве целителем, который вдохновил меня исследовать эту «околойогическую» тему дальше и гораздо глубже. Встречайте — гость нашего йога-блога, мастер тибетских поющих чаш, врач Виктор Огуй.

— Виктор Огуй (далее — «В.О.»): Намасте.

— Хануман.ру: Намасте, Виктор! Сразу к делу, точнее — к вопросу о чашах. Вот ты пишешь в своей недавней книге «Тибетские поющие чаши. Метод естественного оздоровления», что «в неумелых руках» (твои слова) этот инструмент — не музыкальный, у духовного поиска скорее — может быть не только бесполезен, но и опасен, вреден. Хотелось бы некого подтверждения, я более развернутого экспертного мнения: с чем это связано? Мне лично как-то не верится, что какие-то особые ритмы или какие-то особые там шаманские чаши могут всерьез нарушить психику или праническое состояние человека, который не задался такой целью! Так чем могут быть опасны чаши? Или это еще один миф, из тех, что окружают поющие чаши? Из твоей книги, я понял, что мифов этих немало, и чуть дальше я бы еще хотел вернуться к этому вопросу.

Собственно, вопрос: как уберечься от негативных воздействий тибетских чаш? Ведь почти у всех руки «неумелые» — не все же Мастера! А «бренчать» на чаше пробуют многие йоги. В том числе, я знаю с полдюжины преподавателей, которые, не имея какой-то специально подготовки «по чашам», используют их во время Шавасаны для более глубокой релаксации студентов...

В.О.: Конечно, есть такие правила! Только давай уточним термины и формулировки! Именно чаша (просто как предмет) вряд ли будет негативно воздействовать. А вот некорректное ее ПРИМЕНЕНИЕ запросто может вызвать те или иные нарушения. Например, на своем личном опыте я столкнулся с тем, что когда получил от одного из Мастеров разрешение на практику с несколькими чашами, то он передал мне схему выкладки чаш, которая принята в его традиции. Так вот, я начал практиковать с такой выкладкой, и те, кому я делал эту практику, отмечали постоянное состояние тревожности во время процедуры. Мне потребовалось несколько месяцев практики, изучения и экспериментов, чтобы, понять, в чем была проблема. Если кратко, то суть проблемы была в том, что у жителей Гималаев не только совершенно другой менталитет, но также и некоторые физиологические особенности, которые органично вписываются в ту практику с чашами, которую передал мне Мастер. А вот, мы, европейцы, немного другие — и у нас именно такая практика вызовет беспокойство и тревожность. Это как с вирусом герпеса J В Непале, например, нет слова, обозначающего такую болезнь на местном языке . Почему? Потому что они не болеют герпесом. В принципе! И врач Аюрведы просто не понимает, ни на английском, ни на латыни, о чем идет речь. Хотя множество других физических недугов он может диагностировать и назначить лечение.

Таким образом, основной принцип безопасности при практиках с чашами, как и в медицине — «Не навреди»! Есть сомнение — повремени. Чувствуй, думай, исследуй.

Раз уж мы заговорили про эзотерические феномены воздействия тибетских поющих чаш. Например, такие эффекты воздействия чаш, как их влияние на физическое тело человека, ЦНС и ПНС, ткани и органы, системы органов — поддаются наблюдению, и были доказаны наукой, наблюдались и фиксировались в научно-исследовательских центрах (в том числе, я тоже провел ряд таких исследований — все-таки, я имею медицинское образование (я акушер по образованию и с 1993 года работал массажистом)). Но есть воздействие и не доказуемое — по крайней мере, пока что. Я лично наблюдал неоднократно, что тибетские поющие чаши обладают свойствами, пока не доказанными наукой, — можно назвать их «эзотерическими».

Но этот миф, скорее, относится к феноменам. Феномен — это значит, что научного доказательства нет, а эффект все же есть. Т.е. с точностью до герца воздействовать нельзя, но отметить определенные закономерности в воздействии тех или иных чаш на тот или иной орган можно. Мое субъективное мнение — такие исследования и проводились, и существуют, но... они сегодня тщательно засекречены! Так же, как по сей день секретно многое о звуке, поющих чашах и ритуалах с ними в древних традициях Бон-По (древний Тибет).

Более того, многие школы в Непале и России, предлагающие обучение практикам или массажу с тибетскими поющими чашами, преимущественно сводят воздействие ТПЧ к их звуку как к музыке, либо к эзотерическим аспектам. Например, к соответствию тех или иных нот энергетическим центрам человека — чакрам. При этом некоторые школы ссылаются на «таинственные знания», переданные им Мастерами, производящими чаши в Непале, и утверждают, что предлагают совершенно иное, чем в традиционной ведической системе, соответствие нот чакрам. Например, предлагается такая версия Ведической (Индуистской) системы характеристик чакр и их соответствие нотам.

Чакра

Нота

Цвет

Сахасрара

си

B

фиолетовый

Аджна

ля

A

синий

Вишуддхи

соль

G

голубой

Анахата

фа

F

зелёный

Манипура

ми

E

жёлтый

Свадхистана

ре

D

оранжевый

Муладхара

до

C

красный

А ниже приводится следующая таблица, которую называют «Тибетской» или «переданной из Тибетских монастырей» (только вот никто не дает точных контактов этих самый монастырей):

Чакра

Нота

Венечная чакра

си

B

Третий глаз

ми

E

Горловая чакра

ля

A

Сердечная чакра

ре

D

Солнечное сплетение

соль

G

Крестцовая чакра

до

C

Корневая чакра

фа

F

В данном случае необходимо прояснить ряд важных моментов! В результате общения с ДЕЙСТВУЮЩИМИ и ПРАКТИКУЮЩИМИ Докторами тибетской медицины в Ладакхе, Дхарамсале, Лхасе, Шигадзе, Европе и пр., а также на основе того, что научно доказуемо и исторически известно, надо сказать следующее.

В Традиционной тибетской медицине существует два вида анатомии:

  • Обычная анатомия,
  • особая анатомия более тонкого уровня, которая упоминается, как в «Бум Ши», так и в «Джуд Ши» (трактаты по Тибетской медицине).

Исторически системы познания чакр и каналов развивались в двух направлениях. Одно из них рассматривает чакры и каналы как часть тайных тантрических учений, и эти знания никогда не передавались публично. Второе рассматривает тонкую анатомию как неотъемлемую часть тибетской медицины. Например, Доктор Нида Ченагцанг написал диссертацию бакалавра по тонкой анатомии под руководством профессора в университете Лхасы (Тибетский Автономный Район Китая), и преподает часть ее в разделе курса «Внешние процедуры. Ку-Нье-2» в Европе. Он говорит о том, что Чакры — это энергетические центры, в которых энергия порождается и передается в остальные части тела по системе различных каналов. Тонкий аспект энергии пяти элементов является источником пяти чакр, а на более грубом уровне — всех компонентов физического тела. Дыхание связано с энергией элементов пяти чакр (на внутреннем уровне каждой чакре соответствует один из «ветров», связанный с элементом чакры), и каждый вздох связан со всеми пятью «ветрами». Кроме этого, он приводит таблицу соответствия каждой из пяти чакр Первоэлементу (Вода, Огонь, Пространство, Земля, Воздух), Мантре, Корневому (Семенному) слогу, цвету и форме.

Хануман.ру: Виктор, это всё, конечно, очень интересно, и действительно эзотерично. Но я бы сказал, это интересно лишь определенному кругу истово ищущих, «духовных искателей», а не широкой аудитории. Чакры, тонкая анатомия, Тибет, первоэлементы... Давай немножко вернемся с небес на землю! Какие эзотерические и духовные результаты может реально принести практика с поющей чашей, или — я знаю, ты это рекомендуешь — набором чаш? Для простого человека. Без посвящений и без способности (и желания!) видеть потоки энергии и прочее.

В.О.: Самое простое, что даст практика с чашей или чашами, — это возможность расслабиться, отключиться от социума. А это значит, что человек может обратиться к своей душе и сердцу. Стать добрее, счастливее. Тогда и мир вокруг него станет прекраснее. Это самый простой ответ.

Еще практики с ТПЧ дают возможность более легкого вхождения в Измененное состояние сознания, а, значит, помогут в медитативных практиках с остановкой внутреннего диалога.

Это отдельный блок различного рода Шаманских «путешествий», своего рода мистический аспект. Здесь многое будет зависеть уже от качества чаши или чаш, проводника (Шамана) и намерения практикующего.

Хануман.ру: Раз уж мы заговорили о практиках. Уверен, читателям любопытно узнать твой личный опыт йоги. Чем тебе полезна, интересна йога. Что нравится. что не нравится. «Что ты сделал для йоги в свои годы». В общем, то что чаши в твоей жизни всерьез и надолго — это ясно, скажем, если набрать в поиске «Виктор Огуй поющие чаши» всё более-менее ясно (я с недавнего времени так с людьми знакомслюсь — «досье» своего рода!). Чаши, чаши, чаши... Кто тебя не знает — и не в курсе, что ты еще мастер банного дела и восточных массажей. Ну хорошо, а что все-таки с йогой? Какие у тебя соображения по поводу современной йоги? Твое мнение, как специалиста, Мастера в смежной дисциплине — вдвойне интересно!

В.О.: Мне очень повезло, я считаю. Потому что, мой опыт йоги начался в 1988 году на занятиях «Группы здоровья» в Доме Спорта «Нижегородец» в Нижнем Новгороде, под руководством Виктора Владимировича Дундукова, который обучался у Геннадия Стаценко, который в свою очередь, приезжал в 80-е годы из Москвы в Горький (в те времена так назывался мой родной город). Так вот, он приезжал раз в неделю в Горький и проводил там обучающие занятия с желающими. Виктор Владимирович подшучивал, что на эти занятия приходили два милиционера — контролировать — это же было в те времена почти «религиозным и чуждым», впрочем как и карате. За давностью лет, я сомневаюсь в точности того, что рассказываю сейчас, но все это очень близко именно к сути того, как и что именно было столько лет назад.

После того, как курс этих приездов и обучения у Геннадия Стаценко завершился, Виктор Владимирович самостоятельно практиковал, продолжая работать на Горьковском машиностроительном заводе. А один из учеников Стаценко, через некоторое время создал в Горьком свою школу йоги. И вот, в 1987 кажется году, Виктор Владимирович начал вести «от профсоюза Машзавода» занятия в «группе здоровья» в ДС «Нижегородец» раз в неделю. Мама моя там начала заниматься, а через полгода деликатно и дипломатично замотивировала и меня начать посещать эти занятия. Я очень рад, что все сложилось именно так, поскольку, я считаю, что мое сегодняшнее мировоззрение, мироощущение, и вообще та реальность, в которой я живу, сформировалась благодаря обучению у Виктора Владимировича Дундукова. То что он преподавал, я бы наверное, назвал Адаптированной йогой. Или комплексной. Надо понимать, положение вещей в те годы — даже самиздатовской литературы не было, только-только начинали публиковать книги Г. Малахова про оздоровление и какие-то книги про йогу вообще. Так вот, на наших занятиях, была гимнастика: Хатха-Йога, дыхательные упражнения: пранаяма, рациональное питание: регламент очистительных голоданий, основы диетологии, Шанкх-Пракшалана; медитации: Ошовские медитации и медитации с концентрацией; теория практик сновидений.... Т.е. был комплексный подход к тому, что при регулярной практике позволит человеку интенсивно развиваться. Причем, очень многое давалось именно в системе: вот теоретическая база, вот технология, и вот вам, слушатели, неделя\месяц\лето — для практики!

Хочу отметить, что все задания я старался выполнять — именно это сформировала меня на сегодня, и позволяет мне во многих аспектах моей жизни иметь экспертное мнение по тем или иным практикам или вопросам. Изучил-попробовал-внедрил (как вариант — после попробовал — оптимизировал, если есть уверенность, что в сегодняшних условиях практика или технология работает по-иному. Например, одна из форм выкладки поющих чаш вокруг пациента, которую мне передал Мастер из Непала, для европейцев не работает, и даже больше того — вызывает беспокойство. А вот ее оптимизация позволяет достичь поставленного результата). Это я все к тому, что я и теоретик, и практик — благодаря Виктору Владимировичу и моей Маме, которая всегда поддерживала меня во всех моих начинания, кающихся здорового образа жизни. Мы вместе выполняли 3-5 дневные очистительные голодания раз в месяц на протяжении почти 2-х лет, стремились и следовали рациональному питанию и пр. Более того, когда я заканчивал школу, у нас был введен экзамен по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (!!!), где мы должны были пробежать 3 км, проплыть 50 м и выполнить норматив по подтягиваниям (плохо помню — 7 раз вроде). Так вот, я сдавал экзамен на 3-й (третий!!!) день полного очистительного голодания! И сдал успешно и без проблем. Это я рассказываю для того, чтобы отметить еще раз: даже на сегодняшний день, получив от кого-то из Мастеров, практикующих напрямую, что-то с Поющими чашами или что-то смежное — я стремлюсь не только узнать и описать технологию, а и выполнить ее, проверить сначала на себе, потом на «кошечках» ;) и только потом на пациентах. И уж после этого — передавать ее дальше, если у меня есть на это соответствующее разрешение и полномочия.

Таким образом, та система, в которой я проходил обучение, представляется мне на сегодняшний день наиболее эффективной в современных реальностях, при условии грамотной и компетентной организации этого процесса.

Хануман.ру: Я понял — ты во всем любишь тщательность подхода. Уверен, в йоге это тоже работает. Например, с недавних поз заметил — чтобы «освоить» асану, лучше не по полминуты ее три года делать, а один раз в течение часа, подходами, попробовать подержать — поза раскроет гораздо больше своих «секретов». Это в тему проработки на своем опыте. Ну хорошо, а что ты вообще думаешь про йогу? Нужна ли она, пардон, в наши странные дни? Кого ты уважаешь кого-то из современных известных йогов? Твои опыты общения с опытными йогами, что это за «звери». Видишь ли ты себя занимающимся йогой через 5, 10 лет — в перспективе? По сути, ведь ты создал себе имя и практику поющими чашами, надо ли «корячиться» ещё?

В.О.: Что я думаю про йогу?! Я уверен, йога — это один из необходимых аспектов в жизни любого человека, если этот аспект комплексный, близкий по логике того, что я описывал выше. Из современных практиков и теоретиков йоги, мне очень близок Андрей Сидерский, вернее, его философия, описанная в книге «Третье открытие силы». Эта книга так же оказала на меня значительное влияние. Очень многое описанное там логично вписывается в мое мировоззрение. В том числе — принцип тренирующего подхода: я так называю то, что он описывает, как «сделать чуть-чуть больше». И то, как он описывает, что совершенно разная величина достижения того, чтобы достать пальцы стоп руками из положения стоя — наклон туловища вперед: для человека, никогда не занимающегося гимнастикой или йогой, ил для человека, имеющего разряд по спортивной гимнастике... Параллель: и во всей жизни для кого-то один и тот же процесс обыденность, а для кого-то — достижение. К сожалению, пока я лично не знаком с Андреем, и могу оперировать только информацией из публикаций.

В любом случае, как у меня складывается впечатление, сегодня у многих обывателей складывается впечатление, что йога — это какая-то замудрённая акробатическая асана, в которую обычный же человек никогда в жизни не «завернется» в силу анатомических особенностей и особенностей биомеханики именно своего тела. Хотя, йога — это и гимнастика, и философия и, в конечном счете — образ жизни.

Себя я очень даже вижу практикующим йогу, как гимнастику и дыхательные упражнения. На всех фестивалях, на которые меня приглашают с тибетскими поющими чашами, и на которые я езжу — я стремлюсь выполнять минимальные комплексы упражнений и следовать принципам этическим.

Я уверен и убежден, что йога нужна и необходима! Кстати, ни тут никакой рекламы — мне очень понравился подход к йоге, который я наблюдал в том йогическом походе, который ты организовал и провел в Гималаях в мае этого года! Мне увиделось все очень корректно, с моей «обывательской» точки зрения, и с точки зрения массажиста и инструктора ЛФК (в прошлом). Да, и еще, наблюдая за тобой, за тем, КАК ты готовишься к занятиям, там в горах, используешь англоязычную литературу и многие другие источники — я восхищен! И искренне считаю, что таким образом, в том числе, определяется компетентность преподавателя йоги в широком смысле этого термина. Можно сказать: я бы пошел с тобой в разведку Йогических практик J И опыт общения с тобой на протяжении этого похода — показывает это. Сейчас, у меня многие интересуются программой мероприятий в твоем следующем походе в мае 2016, и я с искренней радостью рекомендую этим людям запланировать, сформировать намерение, и реализовать его — поездка в Гималаи и «йога в Облаках» с Миларепой! Более того, я сам очень надеюсь на то, что все сложится наилучшим образом, и я смогу так же принять участие в этом мероприятии со своими близкими людьми!

Хануман.ру: Спасибо, Виктор! С моей стороны, ты всегда желанный гость (и со-ведущий) на семинарах в Гималаях! Возвращаясь к вопросу о чашах, если все-таки еще больше «с небес на землю» и ближе к делу: я так понимаю, что для начального знакомства с практическим применением Тибетских Поющих Чаш — достаточно всего одной чаши, правда?

В.О.: Да. В нашей традиции мы сознательно старались изучать и развивать те практики, которые позволяют достичь высокой степени эффекта, имея всего одну чашу! НО! Это должна быть очень качественная чаша. И методики применения все-таки желательно получать из первых рук. Мы стараемся сохранять прямую передачу.

Некоторые частные методики (например, методика «Контактного прозвона») изначально подразумевают практику с всего одной чашей.

Хануман.ру: А какие преимущества дает набор чаш? Я знаю, что наборы обычно покупают профессионалы, т.к. они весьма и весьма дороги.

В.О.: Преимущества — это:

  1. Более широкий спектр частотных характеристик чаш, воздействующих на человека.
  2. Физическое удобство оператора (того, кто делает практику с набором чаш).
  3. Возможность более эффективного выполнения таких практик, как «Шаманские путешествия» и «Возвращения частей души».
  4. Проведение групповых медитаций.

Хануман.ру: Если позволишь, давай еще раз вернемся к тому, с чего начиналось это интервью. С воздействия тибетских поющих чаш на человека, в плане полезности — и, возможно, рискам! — этого. Я так толком и не понял, в чем, все-таки, потенциальная опасность чаш. Про пользу более-менее понятно!

В.О.: Давай так, по фактам. В феврале 2014 года я проводил обучающий семинар для психологов в Институте клинической психиатрии в Москве, и там мы частично подтвердили ряд гипотез и феноменов. Например, что практики с ТПЧ позволяют воздействовать на психосоматические проблемы человека. Согласно практик Телесно-ориентированной терапии (ТОП), в результате сильного эмоционального переживания в физическом теле человека формируются телесные блоки, которые вызывают нарушение тех или иных функций организма. Например, в описании таких направлений психологии, как Розен-терапии, Райх-терапии и пр., указано, что функциональные блоки и напряжения в теле возможно расслабить посредством взаимодействия терапевта с телом (!) пациента. Так вот, ТПЧ так же контактируют с телом человека и позволяют расслабить эти блоки и восстановить функции организма. НО! При этом высвобождается и эмоция, которая привела к тому или иному функциональному блоку. А это, в свою очередь, требует качественной проработки этой эмоции. Иначе она опять вызовет напряжения и нарушения в физическом теле. Т.е. требуется либо поддержка квалифицированного психолога в данном случае, либо индивидуальная работа. Именно поэтому я и настаиваю на том, что требуется осторожность и внимательность при использовании тибетских поющих чаш: как в личной практике, так и в проведении практик с тибетскими поющими чашами для других.

Хануман.ру: Виктор, спасибо за твои обстоятельные ответы. И до встречи в Гималаях!)

Сайт Виктора Огуй о практиках и лечении с поющими чашами.

Прим. ред.: А моё лично знакомство с тибетским поющими чашами началось в Северной Индии, в г. Дхарамсала. Там я впервые увидел в продаже большие по размеру тибетские чаши, и сразу почувствовал к ним большую симпатию. Идея, что извлекая из тибетской чаши звук, можно ускорить процесс вхождения в медитацию, казалась мне (на раннем этапе освоения йоги) и революционной, и более чем «рабочей». В итоге, я приобрел большую чашу (про себя я называл ее «тазик»), которая мне понравилась по звучанию — для того, чтобы сэкономить на нее деньги, мне даже пришлось голодать. Эта анекдотичная ситуация с покупкой «тазика» и вынужденным голоданием развернулась в итоге со всех сторон положительно. Сбросил лишний вес и освежил пищеварительную систему, а еще отлично попрактиковал хатху и медитацию на пустой желудок (кто никогда не пробовал — советую! После 2 дней оздоровительного голода практика буквально «взрывается» радугой новых ощущений и открытий!) и, конечно, стал обладателем большой, гулкой и красивой тибетской чаши. Только совсем недавно, с помощью Виктора Огуй, который приезжал ко мне в Непал ходить по горам и заниматься йогой, я узнал, где и как делают настоящие «волшебные», а не просто симпатичные и гулкие, поющие чаши. И даже познакомился с одним таким мастером (из г. Катманду, Непал), который в том числе делает лунные чаши. Но это уже совсем другая история. Но факт в том, что в каждом мастерстве есть свою секреты и нюансы. А мне казалось — вопрос с чашей упирается в «купить». Я для себя сделал вывод «век живи, век учись».