Асана в валенках или Национальные особенности русской йоги

Асана в валенках или Национальные особенности русской йоги

Если бы какой-нибудь средневековый русский йог написал — по примеру его индийских собратьев — трактат для пользы учащихся, он мог бы выдать какой-нибудь совет наподобие «на улице зимой асаны удобнее всего практиковать в валенках» или «у печки долго греться вредно», или что-нибудь подобное. Звучит дико, и может быть, это не самый лучший пример, но на самом деле древние индийские трактаты по йоге пестрят подобными мало практичными сейчас для нас и в наших условиях древне-индийскими «национальными особенностями». Например, в «Йога-сутрах Патанджали» конкретно указывается, какой картофель полезнее (сладкий, батат, которого у нас почти не достать), и что надо сплести коврик из почти не доступной нам «травы куша» (или же взять для подстилки тигровую шкуру). Но ни слова про гречку или амарант — полезнейшие продукты, неизвестные в Индии. Молоко, про которые талдычат все через одного трактаты, затрагивающие тему здоровья — имеется в виду парное (другого и не было), а не белая слизь из упаковки тетрапак. Патанджали рекомендует всем йогам пойти в страну со справедлинвым правителем, найти уединенное и красивое место, где-то на опушке джунглей, вырыть колодец, построить хижину, обмазать хижину для йоги коровьим навозом против насекомых (которых у нас, в отличие от Индии, не так много, в Средней полосе) — и жить-поживать — а вот о том, как устроить в этой избушке печку (зимой-то холодно же!) или о том, где они, эти страны с благородными царями — ни слова.

И так далее. Любой думающий йог прекрасно понимает, что «нельзя просто так взять и ...» принять Законы Ману или Йога-сутры Патанджали как инструкцию к действию и жить в этакой «ролевой игре» в древнего йога. Нет, я не говорю, что без мяса и водки зимой в России не согреться. Или что кока-кола отчасти полезна, помогает от поноса (кстати, правда помогает). Но факт в том, что многим приходится либо адаптировать древние советы древних Риши под себя, людей современных (что, по определению, чревато самодурством! ведь мы — мягко говоря, далеко не Риши), либо играть в избирательное видение, ханжество, и просто игнорировать «неудобные» части авторитетных текстов. И то, и другое явно не годится, потому что не работает — много вы видели опытных йогов? хорошо, а теперь сколько из них — просветленные? Выходит, что сдедовать советам Риши избирательно — не помогает. Что же делать? Как совместить науку и советы жителей древней жаркой Индии с нашими реалиями? Как эффективно делать йогу в начале 21 века, в Средней Полосе? Приведу несколько своих личных соображений по этому поводу (при этом, как говорится, «мнение автора может не совпадать с мнением редакции и вашим собственным»). Это, конечно, не попытка «восстановить недостающие звенья» древнего Знания (это под силу лишь вашему личному Гуру), а личный опыт переосмысления йоги — сегодня.

Хотя в древних трактатах об этом ни слова, но есть мнение, что...

Йогу надо делать в хорошо отапливаемом, не холодном помещении. В Индии это обычно не проблема, а вот у нас — очень даже, особенно — откроем на это глаза — зимой. Занятия в холодном помещении дают потерю энергии (об этом пишет, в частности, современный автор Мантек Чиа). На улице же (у водоема, в саду, в святых местах — как рекомендуют трактаты) вообще можно задубеть, в мороз-то, и никакой Lululemon телеса не спасёт;

Хотя бы раз в год надо посещать теплые страны, и лучше те места, где есть море — индусам невдомек, но для нас вполне актуален «солнечный» голод, да и на природе современный житель бывает маловато. Надо устраивать хотя бы иногда «вылазки» на природу, и «за солнцем». Контакт со стихиями «перезагружает мозг», очищает душу и укрепляет тело.

Для русского человека, в том числе и йога, полезно регулярно бывать в парной (бане, сауне), а сколько раз в месяц — это смотря по состоянию здоровья. В парной не надо делать йогу (!), но просто париться, и парить «по науке» — полезно для сердца, сосудов, и не только, всей пользы и не перечислить. Это знали наши предки, которые жили в наших условиях — а индусы, даже мудрые йогини, об этом знать не могли. Париться надо под руководством банного Гуру — профессонионального, знающего и опытного банщика, который постиг эту науку. Как верно говорят трактаты, Гуру нужны в любом искусстве и тем более в области йоги.

Современным йогам и йогиням очень полезно получать сеансы профессионального массажа и Рейки, т.к. это помогает справляться с невиданными для средневековья объемами стресса, и мышечными напряжениями, которые легко копятся в европейском теле. Не обязательно «отдаваться в чужие руки», Рейки и простые растирания (кстати, полезные с точки зрения Аюрведы) можно и нужно делать и самому(самой) себе;

Если нет особых медицинских показаний, то жителю России достаточно промывать нос соленой водой (делать Джала-Нети) не чаще 1 раза в неделю, особенно в зимний период. Злоупотребление этой процедурой в нашем климате чревато. А так как пыли у нас гораздо меньше, чем в Индии (и тогда, и сейчас), то она и не так актуальна для нас, как для индусов. Не пытаюсь никого «програмиировать», и это мой личный опыт: заполучить гайморит «с помощью» Джала-нети у нас — обычное дело. Зато Сутра-нети у нас выходит на первый план (с использованием, конечно, не хлопкокой нити, на которой радостно множатся батерии и которая прилипает изнутри, а современного матерала — резинового катетера диаметром 3 мм; и плюс миндальное масло).

Современному человеку полезно слушать спокойную или медитативную музыку. Средневековый индус определенно не испытывал недостатка в бхаджанах, а вот житель современного мегаполиса — испытывает. Послушайте, как поют любую молитву или мантру 20 или больше человек разом — и вы поймете, нехватку чего вы испытывали раньше. (Концерт Дэвы Премал или подобный — помогает очень хорошо. На крайний случай — на выходных сходите к кришнаитам или в церковь на службу). Духовную и медитативную музыку (эмбиент, мантры, хорал, начитку Вед, раги, звуки проироды и др.) надо слушать на хорошей аппаратуре, в полной тишине — об этом Риши Патанджали, конечно, тоже не пишет. Но Ахимса нарушаться не должна — йоги слушаю музыку так, чтобы окружащие не страдали. Если вы используете музыку как фон для занятий по йоге, такая мызыка не должна содержать бита (ударных ритмов), иначе вы невольно будете под него подстраивать движение и дыхание, что нежелательно.

Надо по большей части избегать консервов, колы и других сахарных напитков, алкоголя, табака и любых других интоксикантов, на которые богата современная жизнь. Патанджали об этом не пишет, но такие продукты для йогов зачастую вреднее мяса. Это одна из самых горьких истин современной русской йоги. Питание для йогов, в идеале, должно быть органическим.

Не надо сидеть или тем более заниматься йогой под кондиционером или вентилятором, это очень вредно и физической, и с энергетической точки зрения. (Об этом начали писать Гуру йоги в середине 20го века, в том числе С.С. Сарасвати).

В Индии рано утром — идеальное время для практики: светло, умеренно тепло, но не жарко, и москиты не кусают. Ранний подъем (в Брахма-мухурту, которая начинается примерно за 2 часа до рассвета) избавляет от перегрева. У нас же подъем за 2 часа до солнца (особенно зимой!) не требуется, и зачастую не полезен, т.к. вызвать обострение Вата- или Капха- Доши, простуду, и вообще не всегда адекватен. Особенно в сочетании с холодным обливанием (хотя Патанджали прямым текстом предостерегает в «Сутрах» против холодных обливаний, народ все равно почему-то упорно делает! с чьей-то не очень умной подачи).

Также, люди в Индии просыпаются очень рано (вокруг — крестьяне, они рано встают), и йога определенно надо успеть поделать свои замысловатые позы, пока не набежали зеваки (а поглазеть индусы ой как любят!). У нас и в наши дни, тем более в городской среде, поделенной на индивидуальные бетонные коробочки, с этим не так критично, поэтому и занятие по йоге не грех перенести на чуть попозже.

Главное — позаниматься до завтрака, на пустой желудок и свободную от дневных забот голову. Если же у вас голова сводобна только... в 3 часа ночи, вот лучше тогда и практиковать!

Это правило — ранних занятий — оно не универсально, это совет, а не закон. Если вы занимаетесь, например, в гималайском высокогорье, то к асанам (я не говорю про медитацию — для нее вообще с 2 часов ночи и до восхода солнца идеальное время) лучше приступать вообще тогда, когда солнце начнет заметно пригревать, иначе вся энергия будет потрачена на обогрев тела, а не более высокие цели. А в жарких и влажных странах (в Таиланде или Камбодже, например) иногда рациональнее заниматься даже в кондиционированном помещении, что вообще уже ни в какие рамки не лезет...

Падмасана — «Поза лотоса» — легка и естественная для жителей стран Востока. Многие индусы, непальцы, тайцы могут сесть в «лотос» даже безо всякой физической или йоговской подготовки! Для русского же человека эта поза очень травмоопасна, и вряд ли удобна. Как и многие другие. Скажем, Кагасана (Поза ворона) у индусов получается легко, а русского заставь в ней посидеть полдня — в больницу точно попадет. К счастью, кроме Лотоса есть и много других хороших поз для медитации и пранаямы: включая Ардха-Падмасану (Полулотос), Сиддхасану (Позу совершенства), Сукхасану (Простую удобную позу), Свастикасану (Позу свастики), Ваджрасану (Позу алмазной твердости) и другие. Если у вас верхнее колено в «Лотосе» не достает до пола, практика этой позы может быть вредна для коленей, и во всяком случае не будет устойчива и удобна, чего от нее собственно и требуется.

Концентрация и классическая медитация — легко даются индусам, ум которых по природе спокоен и чист. Ум же типичного жителя Запада и среднестатического русского человека — будем честны с собой: пребывает в постоянной суете. Поэтому, кстати (посмотрим, опять же, правде в глаза) Россия не числится в странах «третьего мира», в отличие от «развивающейся» Индии. Но то, что постоянно «кипит наш разум возмущенный», и «мыслей громадье», и образование — высшее, а то и не одно — это имеет и свои недостатки: для классической медитации среднестатический русский человек почти не пригоден!

Но не надо отчаиваться — если вопрос нельзя решить в лобовую, то «настоящие герои идут в обход». Для нас эффективнее такие адаптированные под беспокойный ум типы медитации, как:

  • Крия-йога (никогда не передаваемые за деньги медитации «бессмертного Бабаджи»; то, что называется «Кундалини-йогой» или «Кундалини-тантрой» в Бихарской школе йоги, ) — эти практики не требуют однонаправленности, жесткого контроля ума, а лишь ограничивают сферу его игры, что и приводит к Самадхи, косвенно.
  • «Динамические медитации Ошо», их много разных, в том числе их адаптировали Андрей Лапин и другие современные Мастера. Поэтом путь «через Пратьяхару» к Самадхи для русских почти не эффективен, лучше и короче — другие.
  • Йога-нидра,
  • а также: кастанедовские техники, циклическая медитация, мантра-йога, холотропное дыхание с ребёфингом, «Кундалини-йога» по Йоги Бхаджану, Нео-тантра, и другие прорывные трансовые техники («к медитации — напролом!»), и даже «классические», но сложные визуализации (беспокойный ум ой как любит «красивые картинки рисовать»!), и многое другое.

Не стоит сбрасывать со счетом и использование эмоциональной сферы (Бхакти-йогу), и потенциал необусловленного целью действия (Карма-йога), но эмоциональная сфера у среднего западного человека бедная (не в пример индусам, опять же), а ум жестко нацелен на получение результатов от действия (что подрывает эффективно второго подхода). Вот и получается, что Бхакти у нас какое-то вялое, а Карма-йога сводится к чистке сортиров в индийском ашраме. Так или иначе, скорее всего придется эти техники медитации адаптировать под себя, под свой беспокойный ум и вялые эмоции — то есть, прибегать к радикальным, крайним проявлениям этих подходов: Карма — так карма, Бхакти- так Бхакти («гулять — так гулять, стрелять — так стрелять» как пел небезызвестный автор). Иначе подвижек русский человек будет ждать годами. Или вообще забудет, куда и зачем шел. Или даже сопьется невзначай: ведь душа ждала полёта, а его всё нет и нет.

Приведенный выше список, конечно, не претендует на объективность или окончательность. Это лично мои наработки и находки, наблюдения за 15 лет практики и Мастеров йоги в Индии и России. Мы все разные, у нас разное состояние здоровья, разный тип Доши, и разное состояние (зрелость) ума, поэтому «что хорошо русскому, немцу — смерть». Так что наверняка для каждого «адаптация» древней йоги происходит по-своему — это правильно и хорошо. Поделитесь своими находками, наработками с другими читателями!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Коврик для йоги «Эко Про»

Коврик для йоги «Эко Про»

Этот коврик обладает всем необходимым для вашей комфортной практики.

Производитель: Fa Bodhi

4599 рублей

Коврик для йоги «Гринлиф»

Коврик для йоги «Гринлиф»

Новый 100% эко коврик из пробкового дерева: получите максимальное удовольствие и прогресс в вашей практике.
Экологически чистый. Не cкользит. Антибактериальный. Антиаллергенный.
Размеры: 183х61 см.
Толщина: 5 мм.
Материал поверхности: натуральная пробка.
Материал основания: натуральный каучук.

6000 рублей

ВХод

Забыли пароль?