Индийская и Западная йога: два пути.

Индийская и Западная йога: два пути.

Индия — родина йоги, и именно здесь йога еще кое-где сохранилась в своем первоначальном виде. Хотя в последние десятилетия в Индии наметилась интересная «обратная» тенденция к принятию западной «йоги» как коммерчески более выгодной. К сожалению, то, что мы видим у нас, в России, и на Западе (в США и Европе) — а теперь и в крупных йога-центрах Индии в большой степени йогой не является. Это либо физкультура, либо секта — и то и другое далеко от оригинальной традиции йоги как пути гармоничного саморазвития и духовного совершенства. Поэтому обращая взгляд к истоку, сравнивая индийскую и западную йоги, можно понять, какой должна быть истинная йога — сегодня и завтра.

Первое, что бросается в глаза западным йогам, которые приезжают в Индию с Запада — то, как тесно здесь переплетена йога с религией. Несмотря на то, что индийские йоги понимают отличие йоги (как процесса личного преображения через практику) и религии (поклонения перед божествами, которое не всегда является методом конструктивного преображения), все-таки в Индии йога и религия — это одно. На деле, индуизм невозможно отделить от йоги, т.к. если философия йоги, зафиксированная в Упанишадах и др. йогических текстах, и стоит особняком от религии (ср. «Что не видно глазом, чем видны глаза — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди)» — Кена Упанишада), то термины йоги насквозь пропитаны индуизмом. Так, каждая чакра человеческого тела имеет не только янтру и мантру, но и Дэвату — «председательствующее» над ней божество, а три Грантхи («узла») которые надо развязать с помощью йоги, имеют имена божеств: Брахма, Вишну и Рудра... Даже пандит — ученый-философ от йоги — с трудом разберет, где в йоге начинается и заканчивается индуизм. Так, например, один человек может почитать Шиву как личностного бога, другой — как безличностное вселенское космическое сознание (совершенно не обожествляя его в религиозном смысле), а третий — как пример подвижничества, историческую личность: полулегендарного первого йогина, который дал изначальный толчок развитию этой науки, и поэтому называется Адинатх — «первый учитель». На практике, такое взаимопроникновение саморазвития и религии дает интересную картину: индийские учителя йоги поют на занятиях мантры, совершают пуджи перед или после урока по йоге, поощряют своих студентов совершать ритуалы поклонения в храмах и паломничества по святым местам индуизма — окончательно сбивая с толку своих западных учеников. Сложно сказать, чего больше приносит обращение западных йогов в индуизм — вреда или пользы, но можно сказать с уверенностью, что без обращения к первоисточникам именно по йоге (Упанишадам, Ведам, Тантрам) слепое принятие индуизма для человека западного склада ума, скорее всего, будет лишь пряным интеллектуальным развлечением, и мало что даст духовному развитию, т.к. способно лишь создавать секты и сектантов.

Второе важное отличие западной йоги от индийский в том, что западная йога — это физкультура для тела, а индийская — гимнастика для ума и кузница духа. Западные йоги отлично совмещают свою практику с фитнесом, бодибилдингом, даже иногда профессиональным спортом — а индийскому йогу все это просто не интересно. На деле, в древние времена йоги занимались самоистязанием, например, стояли по 10 и больше лет на одной ноге или держали одну руку поднятой вверх, что, понятно, не слишком полезно для физического здоровья. Дело в том, что индийские йоги совершенствуют свое тело не как самоцель, а как средство достижения внутреннего совершенства в практике медитации. Фактически, весь обширный арсенал асан йоги делают лишь для того, чтобы тело могло сидеть в медитации один или несколько часов в день без движения, не испытывая при этом дискомфорта.

В этом, пожалуй, самое коренное отличие: западный «йог» отождествляет себя с телом, индийский — с душой. Оба заботятся о теле, но с разной мотивацией, и поэтому, конечно же, достигают разных результатов.

Есть две причины такого различия: первая в том, что западные йоги в большинстве не дают себе труда ознакомиться с философией йоги (изложенной в обширной оригинальной литературе, масса которой, кстати, уже переведена и на английский, и даже на русский язык), и поэтому не имеют представления об истинных целях и методологии йоги. Западный йог в массе бездумно потребляет то, что ему предлагают на коммерческих занятиях — специфический фитнес. Индийский йог понимает цели и последовательность действий, которые составляют костяк йоги (Раджа Аштанга Йога, или «восьмиступенчатая» йога Патанджали — не путать с «Аштанга-виньяса-йогой»), поэтому асаны для него — лишь третья из восьми ступеней, а практике предшествует принятие принципа Ненасилия и других, как указано в кодексах Ямы и Ниямы (выполнение которых является 1-й ступенью йоги).

Наконец, третье важное отличие — это отношение к учителю и традиции. На Западе преподаватель йоги — это не Брахман (Учитель, наставник), а Шудра, т.е. обслуживающий персонал, человек, которого вы нанимаете себе в инструктора. В этой роли нельзя говорить ни об Учителе, ни о традиции (преемственности, Парампаре). Учителя йоги на Западе — никакие не «учителя», они просто инструктора, преподаватели, и не важно, с дипломом или без. Они не являются носителями какой-то определенной традиции, т.к. сами не имели ни Гуру, и поэтому практикуют синтез разных практик и философия их обычно эклектична, зачастую включает элементы индуизма, Агни-йоги, Кастанеды и др. Они зачастую не принадлежат к определенной традиционной (индийской) школе йоги, или же, наоборот, имеют десяток разных посвящений в индуизме, буддизме и оккультизме, что ставит под сомнение их серьезность. Поэтому западные инструктора йоги обычно не обладают благородными качествами характера, не имеют сами и не могут передавать посвящения в мантры, не владеют основами философии йоги и не представляют никакое направление традиционной йоги. Это люди, у которых в лучшем случае можно научиться лишь «гимнастике йогов» (по гениальному определению А. Сидерского). Но, кроме того, многие из них пришли в йогу из спорта или гимнастики, и даже их грубые физические наработки не являются результатом их практики йоги, так что авторитет их сомнителен.

С другой стороны, в наши дни стали появляться преподаватели йоги, получившие настоящие посвящения от индийских учителей, и которые действительно являются носителями той или иной духовной традиции. Из русских адептов стоит, пожалуй, выделить Йоги Матсиендранатха и Свами Вишнудевананда Гири, хотя, безусловно, есть и другие. В оригинальной йогическое литературе неоднократно подчеркивается необходимость найти традиционного Гуру для получения какого-либо серьезного прогресса в йоги как духовной дисциплине, поэтому надо отдать должное истинным традициям и школам. С другой стороны, на пространстве бывшего Союза изголодавшиеся по духовности люди зачастую ударяются в другую крайность — показную религиозность и сектантство, «творят себе кумира» из йогов и не совсем йогов, что опять же создает препятствия для истинного роста.

Подводя итог нашему мини-исследованию, хочу также сказать, что йога изначально никогда не была авторской дисциплиной, и в русле йоги традиция и передача знаний в неизмененной форме — это основа развития. В настоящей йоге действует правило «не меняй йогу, позволь йоге изменить тебя». Поэтому идеи «усовершенствования» йоги, которые весьма популярны на Западе, противоречат самому духу йоги. Отбросив шелуху коммерции и эгоизма тех, кто создает «авторские стили», для реального духовного роста надо практиковать так, как это делали реализованные учителя прошлого, достигшие в йоге совершенства.

Если рассуждать в этом ключе дальше, то вообще странно, как йога смогла прийти на Запад, с его идеями потребления и технического прогресса, однако приходится сделать вывод, что она фактически она и не пришла — то, что у нас здесь продается как разные йога-бренды, фактически на 90% йогой не является и к описанным в йогической литературе результатам (духовная реализация, Просветление, Нирвана) не приводит. Если это вызывает сомнения — достаточно посчитать, сколько на Западе духовно реализованных мастеров, и сколько из их западных учеников хотя бы пробудили Кундалини, не говоря уже о ее дальнейшем подъеме... Если для индийских йогов такие феномены, как Самадхи и Кундалини — инструменты ежедневного саморазвития, то для подавляющего большинства преподавателей и студентов йоги на Западе это пустой звук, что-то за гранью практического применения. Западная йога даже не то, что сошла с пути традиции, она изначально была основана не невежестве и ограниченной информации об истинных целях и методах йоги. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: фактически, в наши дни йога — это импортный индийский продукт, а до его локализации еще далеко.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?