Мифы и тайны «Сурья-намаскара»

22 октябрь 2015, 09:42

Мифы и тайны «Сурья-намаскара»

Мифы и тайны Сурья-намаскара:

Некоторые делают комплекс «для разминки», что конечно говорит о поверхностном понимании его воздействия. Для того, чтобы «замять» Сурья-намаскар, после него надо хотя бы 5 минут полежать в Шавасане — нередко это упускают из вида. Это аэробная тренировка, вообще-то не типичная для йоги, отсюда необходимость успокоить тело, дыхание и ум после нее.

Сурья-намаскар называют «универсальным» упражнением йоги, но это неправда. Он имеет целый ряд противопоказаний, среди которых, в первую очередь — повышенное давление и перенесенный в прошлом инсульт, а также пупочная грыжа (в опасной фазе). Кроме того, комплекс не делается при повышенной температуре, воспалительных процессах, высокой зашлакованности организма и отравлении, с тяжелыми болезнями позвоночника (грыжа, смещение позвоночного диска и т.п.), при менструации, позже 12й недели беременности, и 40 дней после родов.

К комплексу «прилагается» целый ворох «дополнительных» техник — которые, на самом деле, являются его неотъемлемой частью. Это 2 типа мантр (короткие — биджа-мантры, и длинные «поэтические» мантры с эпитетами (именами) бога Солнца) и набор точек для Дришти (концентрации внимания) — по чакрам (описание этих техник есть здесь). Кстати, в ходе комплекса просматриваются не все чакры, исключение — седьмая (Сахасрара). Она «включается» сама, при верном выполнении комплекса.

Мантры вовремя Сурья-намаскара можно повторять вслух, бесшумно шевеля одними губами, или даже мысленно, как удобнее. Если комплекс делается «под дыхание» (т.е. полноценно), то вслух мантры читать не получится.

Некоторые полагают, что использование мантр и дришти в Сурья-намаскаре — изобретение А. Лаппы, это не так. А вот порядок Дришти (точек для концентрации) у него действительно местами авторский. Дыхание у А. Лаппы в этом комплексе тоже своё.

В традиции «Аштанга-Виньяса йога» в комплексе Сурья-намаскар используются другие точки для концентрации, не говоря уже о том, что и асаны другие, да и их больше. И весь комплекс в целом выполняется по совсем другим принципам и, очевидно, оказывает другое влияние, нежели Сурья-намаскар в Хатха-йоге. Сложно спорить, кому принадлежит первенство Сурья-намаскар — Шивананде или Кришнамачарье, но явно что «подача» материала у этих учителей очень разная.

Гаятри-мантра напрямую не связана с комплексом Сурья-намаскар.

Сурья-намаскар не имеет отношения ни к популярному комплексу «5 Тибетских Жемчужин», ни к буддистским простираниям.

Комплекс «Чандра Намаскар от Шивы Риа» не имеет прямого отношения ни к Сурья-, ни к Чандра-намаскару в их классической форме, и является авторским набором движений.

Точно так же, авторскими можно назвать «варианты Сурья-намаскара» различных школ и преподавателей, каждый из которых словно бы стремится сказать новое слово в этой теме. В таких комплексах иногда даже больше или меньше движений (асан), чем нужно для повторения всех мантр и совершения нужного количества Дришти! Авторские «Сурья-намаскары» очень явно отражают характер, привычки и пристрастия (и «перекосы») их создателя. Чтобы не вносить путаницу, правильнее было бы назвать такие последовательности просто авторскими комплексами йоги, а не «Сурья-намаскаром», который изначально все-таки имеет 12 движений, 12 мантр и 12 упражнений на концентрацию внимания (почему так — научно объяснят ведические астрологи и нумерологи, но число 12 — ключевое, как и 108).

Не все учителя йоги признают «отцом» Сурья-намаскара Свами Шивананду, подчас выводя корни комплекса из индийских боевых искусств — но по такой линии размышлений, вся «эзотерика» в нём вообще лишняя, и его надо делать как можно быстрее, как энергичное, силовое физическое упражнение... Надо ли?

Существует забавный миф о том, что якобы в Сурья-намаскаре женщины должны начинать с другой ноги, чем мужчины. Это не отвечает истине. А вот сам вопрос «как чередовать ноги» в Сурья-намаскаре — совсем не праздный! Потому что именно он зачастую «включает голову» и не дает случиться медитации при выполнении комплекса. На мой взгляд, удобно решение этого вопроса, которые принято в Сатьянанда-йоге: в самом начале и потом каждый цикл (2 полукруга) первые полкруга в 4й позе, Ашва-Санчаланасане («Позе всадника»), шагаем ПРАВОЙ ногой вперед (левая впереди). В 8й позе, когда мы собрались снова делать «Всадника», шагаем ЛЕВОЙ ногой вперед (она опять впереди). Во втором круге, естественно, делаем все наоборот: сначала шагаем ЛЕВОЙ ногой назад (правая впереди), по второму заходу шагаем ПРАВОЙ ногой назад (правая опять впереди). То есть, проще говоря, первые полкруга правая нога позади, а вторые — впереди левая нога. Но можно чередовать ноги и каждые полкруга, так, чтобы впереди была то правая, то левая нога: с точки зрения брюшных манипуляций (как в Наули), физиологично шагать сначала правой ногой назад, потом вперед (т.е. чередовать ноги).

Все это можно отнести к шелухе, и проблемам выполнения. А в чем же сила Сурья-намаскара, в чем его тайна и смысл? Конечно, на этот вопрос каждый практикующий сможет ответить самостоятельно, но предложу пару тем для размышлений.

Говорят, что это очень полезный физический, разминочный комплекс. А попробуйте сделать его мысленно. Да, мысленно! И посмотрите — точнее, почувствуйте, какой будет эффект. Ну как? А теперь — мысленно! — под дыхание. А ну еще с мантрами... Практика происходит не где-нибудь, а в нашем сознании, не так ли?

Однажды освоив и запомнив комплекс, можно и нужно делать его с закрытыми глазами, правильно дышать и не забывать перемещать точку внимания (Дришти) по чакрам. Только так можно получить пользу, заложенную в комплекс. В этом его «секрет» — впрочем, доступный всем желающим. Только не спешите, чтобы не потерять равновесие! Вообще, не стоит делать Сурья-намаскар в спешке. Проявите уважение к себе, к йоге и к Сурья-намаскару: сделайте комплекс отдельно, когда никто не смотрит и не слышит, и не спеша, вдумчиво. Попробуйте и с мантрами, и без. И так, и этак. Быстро, медленно, энергично, расслабленно, потом вообще, как придется... Потом полежите в Шавасане и сделайте еще несколько кругов. Идите «вглубь» ощущений, сопутствующих каждой позиции и дыханию, в каждый момент времени, но не называйте их словами, и суть комплекса «раскроется». Сразу, с самого начала, забудьте о каких-то «результатах» применительно к практике Сурья-намаскар. Со стороны никто не сможет оценить, «хорошо» или «плохо» вы делаете; и вы никого не сможете оценить. Оставьте всю погоню за «больше, выше, сильнее» за скобками этой (да и любой!) практики. И в один прекрасный день может произойти что-то, что ни с чем не спутать — тело словно само будет делать Сурья-намаскар, а вы будете «отдельно», словно наблюдателем. В этот момент вы забудете и с какой ноги шагать, и про дыхание, и от каких болезней это лечит.... И будете искренне смеяться над тем, как вы «учились» Сурья-намаскару, и как на самом деле всё ... просто. А уж через тотальное расслабление и «танцы» с закрытыми глазами вы придете к этому, или через «сверхусилие» — делая 108 Сурья-намаскаров — неважно, главное прийти!