Настольная игра «Лила» — практика йоги или потеря времени?

3 сентябрь 2015, 07:27

Настольная игра «Лила» — практика йоги или потеря времени?

Ли́ла (санскр. लीला, līlā) — древняя индийская настольная игра, дата её появления неизвестна, впервые описана Харишем Джохари (Harish Johari) в 1980 году в его книге. Игра основана на философском понятии Лила, является инструментом наблюдения за закономерностями случайных событий в жизни.

«Среди тысяч людей, редкий ищет Освобождения.
Среди тысяч упорных ищущих, редкий познаёт и испытывает Суть Меня».
Бхагават-Гита

На русском языке выпущено официальное руководство по йогической игре «Лила»: перевод с оригинального текста (на английском) за авторством самого изобретатлея игры — Хариша Джохари — был выполнен Сергеем Лакатош, сотрудник известного всем интересующимся эзотерикой издательства «София»).

«Жизнь — это Игра, в которой каждый из нас исполняет свою роль, — пишет известный Мастер Йоги и Аюрведы, а также Джйотиш (ведической астрологии) и нумерологии, признанный мастер мантра-йоги, ныне покойный — Хариш Джохари, в предисловии к книге, описывающей игру Лила».

Хариш Джохари является «автором» — а точнее, «переоткрывателем» этой древней и до недавнего времени забытой игры йогов. — Эту игру в Индии называют Лилой, а играет в нее наше Высшее «Я», создающее весь мир имен и форм«.

В книге описывается действующая модель этой Игры, созданная в глубокой древности и адаптированная Х. Джохари, имевшим достаточную квалификацию как нумерог, астролог и, собственно, продвинутый йог. (К слову сказать, и другие книги Х. Джохари, такие как «Инструменты для тантры» и «Дхванвантари: Жизнь по законам Аюрведы» — давно стали настольными, и живой, применимой «классикой» для многих йогов).

В книге описывается довольно эзотерическая, таинственная философская концепция, тесно связанная с ведической астрологией и с нумерологией, а также йогическими представлениями о необходимости духовного, т.е. интенсивного, а не материального (экстенсивного: научного, материалистического) развития человека. Ведическая идея о том, что все, что нас окружает — «жизнь» — является иллюзией, или «Лилой» — «божественной игрой» сознания, кульминацией или целью которой является Пробуждение и Освобождение (постоянная пробуждённость) — в индийской йогической традиции подкрепляется и разъясняется с помощью философских и нумерологических обоснований.

Так, в частности, Х. Джохари раскрывает перед заинтересованными читателями (не заинтересованные оценят уже первые страницы как «полный бред» и отложат книгу!) концепцию существования 72 изначальных состояний сознания человека, открытых древними йогинами, которые исследовали лабиринты человеческого сознания с помощью Самадхи — глубокой медитации. Эти 72 «ментальных асаны» составляют 72 клетки игровой доски в настольной игре «Лила». Их можно также сравнить со своего рода «периодической таблицей» внутренней алхимии человеческого духа. Логика продвижения в игре в том, что игрок бросает кости, и перемещается на случайное количество клеток, однако в ходе каждой сессии периодически возврращаается на одни и те же клетки, уже как бы не случайные. Повторяющиеся положения в игре предлагается изучать, пользуясь руководством по игре — своего рода «ключом», который расшифровывает иначе непонятное и таинственное символическое значение каждой клетки. Считается, что перемещения игрока по игровой доске связаны с его (или её) «кармой» — аккумулированными негативными, травматичными впечатлениями из прошлого, в том числе из прошлых жизней, и позитивными, помогающими в продвижении по Лиле, «игре», «наработками».

В процессе игры каждый (кто, понятно, хочет победить!), то и дело испытывает на себе не только закон случайных чисел (бросая кость), но и силы сильнее себя — игрок поднимается вверх по стрелам (которые можно понять как положительные склонности и качества характера) и падает вниз, возвращается назад по «змеям» — благодаря порокам и неудачам. Но на размышления, которые подстегивает «ключ», руководство по игре, наводит любое положение в игре, неважно, высоко оно или низко.

В эту игру можно играть только не спеша, вдумчиво, и конечно не на деньги и не ради скорейшего выигрыша. В том числе можно играть одному, но гораздо веселее, хотя иногда и не так комфортно — в компании единомышленников, йогов.

Не йогам игра скорее всего будет совершенно не интересна, так как если отставить в сторону «ключ» (философские разъяснения по поводу каждого квадрата), то игра становится весьма примитивна и продвижение или проигрыш в ней кажется случайным и обусловленным лишь броском кости. Игра становится интересной — и становится практикой йоги — только при наличии живого интереса и желания постичь хитросплетения своей кармической ситуации — особенности своего характера.

Существует йогическое поверье, что не стоит часто играть в «Лилу» для достижения наилучшего «гадательного» эффекта, достаточно 1 раз в год или в месяц. Представляется логичным, что в «Лилу» стоит играть на «перепутье», в периоды переосмысления, или при необходимости принять судьбоносное решение. Впрочем, как узнает из практики игры любой игрок, наши решения никогда не бывают судьбоносны в прямом смысле — так, как нам хотелось бы. Ведь впереди множество «стрел» и «змей» — обусловленные нашими предыдущими повторяющими действиями вмешательство «случайных» и «непреодолимых» факторов, которое чаще всего нельзя предугадать заранее.

Игра защищена авторскими правами (как и другие создания Х. Джохари), и продается коммерчески. Но оно того стоит. Саму книгу отдельно, и «коробочную» версию игры можно приобрести за в общем-то разумные средства. Официальная версия доски очень красиво оформлена самим Х. Джохари, скульптором и художником. Можно также скачать из Интернета оцифрованную «пиратскую» версию доски, и книгу на русском языке, с правилами и ключом. Существует целый ряд русскоязычных интернет-сайтов, описывающих философии и логику игры. С этой информацией лучше хотя бы немного ознакомиться заранее, прежде чем посещать семинары (сеансы игры) по «Лиле».

Существуют разные упрощенные варианты доски и ключа — которые, на мой взгляд, далеко не так интересны, как оригинал. Если человеку не понятна и не близка по духу философия йоги, теория реинкарнации и кармы, и он даже не хочет попытаться в это вникнуть, то лучше вообще не играть в «Лилу». Иначе это будет просто потеря времени! С точки зрения игрового процесса, Лила гораздо менее интересна, чем так же «Монополия».

Вполне возможно появление компьютерной версии «бумажной» настольной игры «Лила» (Х. Джохари), но я об этом пока не слышал. В то же время, не стоит путать настольную игру «Лила» (Leela) йога Хариша Джохари (Harish Johari) с одноименной и недавно появившейся в широкой продаже приставочной (компьютерной, цифровой) игрой, автор которой — известный американский врач Дипак Чопра.

В Москве и других крупных городах регулярно проводятся сеансы игры в «Лилу» для всех желающих. В первую очередь игра интересна, конечно, йогам, ведь ее правила — это, фактически, структурированная йогическая философия Самопознания. Иронично, что по мнению автора игры и других адептов йогической философии, в неё, по сути, в любом случае играют все люди, даже не обладающие игральной доской и не подозревающие о существовании Игры.