«Паранормальные» явления в Хатха-йоге

«Паранормальные» явления в Хатха-йоге

Многие практикующие йогу сталкивались с необычными переживаниями — я имею в виде не просто в один прекрасный день принять сложную асану, которая раньше не получалась, а переживания, которые нельзя объяснить и которые оставляют глубокий отпечаток. Назовем их «паранормальными», хотя многие из них описаны в оригинальной — древней и средневековой — литературе по йоге (а ряд из этих явлений уже объяснен и передовой наукой, например, «аура»). Это чтение мыслей, предвидение событий, материализация желаний, эффекты, близкие к левитации, внетелесный опыт («выход из тела»), осознанные сновидения, появление необычных запахов и звуков, и многое другое.

Когда могут проявляться «паранормальные» явления в йоге?

  • В медитационных ретритах, в том числе на Випассане;
  • В период поста, при голодании;
  • В сновидении, особенно после интенсивной практики;
  • на занятии пранаямой (особенно этим «грешат» Бхастрика, Мурчха-пранаямы, хотя могут быть «выносы» и на других пранаямах);
  • на сеансе Йога-нидры;
  • в ходе медитации Тратак,
  • при практике Шамбхави- и Насикагра-мудры,
  • и др.

Понятно, что нет цели специально добиваться таких видений — по большому счету, они бесполезны, и могут лишь вдохновить на дальнейшую практику, а иногда, у особо впечатлительных — и напрочь отбить охоту заниматься дальше, порой на годы. Но что же делать, если вы сами, или ваши родные, друзья, занимающиеся йогой, испытали что-то подобное?

«Что делать?!» Не буду долго томить интересующихся этой темой, ответ известен — «ничего». Но это не просто «ничего» человека несведущего, который может испытать невероятный шок даже от одного-единственного такого переживания, и не знает, что и думать на этот счет. И это не то «ничего», когда человек регулярно испытывает такие явления, боится ими поделиться с другими, чтобы его не назвали психбольным или лжецом, но и не может нормально жить дальше, т.к. вся картина мира словно рассыпается на куски, как и личная, семейная жизнь и работа. Это должно быть «ничего», достойное самих этих переживаний, безусловно очень необычных и ярких — и процесса йоги в целом. «Ничего» должно быть осознанным и не допускать и тени сомнений.

Я раньше был скептиком, и не верил, что описанные в художественной йогической литературе (книги А. Дэвид-Нил, «Автобиография йога», «Игра сознания» Св. Муктананды и др.) эффекты вообще возможны. Не будем говорить о проявлении

восьми «больших» Сиддх (сверхвозможностей)*: Анима, Махима, Гарима и так далее, которые довольно редки (или тщательно скрываемы) в наше время. Зато «малые» Сиддхи (некоторые из которых я перечислил в начале) проявляются довольно многими людьми в йогической среде.

Специально не ища Сиддхов, просто вращаясь в йогической среде, я иногда встречал людей (и в Индии, и в России), которые могли читать мысли, видеть потусторонние сущности, болезни людей, и лечить прикосновением, в числе прочего. Некоторые из этих людей даже появлялись на телевидении — т.к. потенциал популяризации йоги с помощью таких демонстраций, как ни крути — большой. Уверен, что существует очень много таких людей, большинство из которых скрывает свои необычные возможности, чтобы избежать интереса со стороны правительства и досужих любопытствующих, а также людей с нетвердой психикой (которых хлебом не корми — дай сиддху поглядеть). Не все эти люди отличались безупречной репутацией, да и то сказать — были просто живыми людьми, со своим особым характером. Сиддх — не обязательно святой, и уж вовсе не обязательно — Бодхисатва, Спаситель.

Гораздо чаще проявляются даже не Сиддхи, а некие эффекты сиддх, такие как способность различать звуки и запахи на большой расстоянии, чувствовать необычные («божественные») звуки и ароматы в медитации, осознавать сновидения, читать мысли, получать Даршан «божеств» (видеть святых, богов, «эгрегоры», Учителей) и т.п. Это обычно проявляется как «побочные эффекты» йоги на среднем этапе подготовки, когда достаточно очищены энергетические каналы и чакры начинают пробуждаться. Более «жесткие», впечатляющие психические события могут происходить при вспышках или пробуждении Кундалини. Например, такие эффекты могут появляться, когда вы медитируете, или делаете интенсивную пранаяму, а иногда и просто ночью во сне (обычно после интенсивных практик йоги в этот день). Иногда эти видения пугающие, иногда невыразимо прекрасные, иногда просто обескураживающие. Общей отличительной чертой этих явлений является очень яркое качество их переживание и долгое «послевкусие» — впечатление, которое может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и поменять взгляды на жизнь.

Что делать?

  1. разотождествиться с самим переживанием, стать Свидетелем («Сакши») того, что происходит, или только что произошло.
  2. второе вытекает из первого — разотождествиться с осмыслением, обдумыванием пережитого. Даже если ум вращается на бешеной скорости, и ежесекундно подкидывает вам новые блестящие идеи по поводу пережитого, улыбнитесь, мысленно замолчите и пусть ум играет — вы не вовлечены. Так вы не расплескаете полученную энергию, «впитаете» ее, это полезно. Ни в коем случае не обсуждайте пережитое сразу же, если захотите — поделитесь с избранными людьми потом, настоящее предельное переживание не надо специально записывать или запоминать, оно и так отпечатается в памяти как выжженное каленым железом.
  3. третье — не пытайтесь сами «сбить» переживание посторонними вещами. 

Поговорим об этих трех пунктах немного подробнее.

В первую очередь, испытав такое переживание (и немного придя в себя), стоит отметить, что что бы ни произошло — это просто «эффект», такое же переживание, как и другие в вашей жизни. Просто у него было более яркое качество. То есть, то, что вы испытали «Это» — еще не значит, что отныне вы другой человек и ваша жизнь радикально изменится (хотя бывает и так). Стоит мысленно вернуть внимание «в центр», и отметить про себя, что в этом переживании было двое: переживание и переживающий (Наблюдатель). Ум идентифицировался с переживанием, и оно было яркое (возможно, внутренне вы трепетали от ужаса — или восторга), но было что-то, в пространстве чего и происходило это явление. Все авторитетные источники сходятся на том, что истинное Я — и есть это «пространство», сфера потенциала, возможностей, которая позволяет переживать это и все остальное. То есть, можно сказать — какой бы яркой ни были картина, вы — не тот, кто видел, и не то, что (или кто) виделось — а как бы сам фон, холст этой картины. И ничего кардинально не поменялось. Понимание этого напрочь снимает страх «я схожу с ума» или «я не выдержу этого, я умру», это просто уловки ума, которые недоволен поколебавшейся картиной мира, потерей иллюзии контроля. Еще проще — скажите себе: «от этого еще никто не умирал», и живите себе дальше. Через несколько суток ощущение, скорее всего, притупится.

Второе — не стоит сразу пытаться осмыслить переживание. Это превратит его в воспоминание или концепцию, историю которую можно потом рассказать — себе или другим. Это подрывает саму основу переживания — выход за пространство ума. Ум боится таких переживаний, и самой лучшей уловкой его может быть попытка осмысления, попытка притянуть за уши логику в этом событие. («Я видел Бога перед собой... Наверное, мне надо стать врачом! Или проповедником!»). Вы просто видели то, что видели, слышали то что слышали и были там, где были — вот и все. Это «ничего не значит»! Не надо воспринимать паранормальное переживание как руководство к действию («Мне надо оставить жену и детей, уйти в монастырь! И написать книгу! И поститься на хлебе и воде!»), это попытка сделать объемное плоским, объяснить необъяснимое языком повседневной жизни. «Скушайте» переживание целиком, не разменивайте рубль по копейке. Если вы правда вошли в контакт с чем-то Высшим, поверьте — «Ему» от вас ничего не надо! Если же прозвучала (или была как-то образно оформлена) какая-то просьба, или тем более — требование, сто раз подумайте, не было ли это провокацией из глубин вашего подсознания. Чем более безличностным и бесформенным был опыт, тем по сути он чище. Не думайте, что с помощью Сиддхи вы сможете помочь другим людям: стремление что-то менять в мире как вообще любое желание — явный признак не окончательного пробуждения. Также, стоит знать, что наше сознание способно облечь бесформенное, запредельное, в ту форму, которая нам ближе по духу: вероисповеданию, философии, воспитанию, образу миропонимания. Не секрет, что испытывая предельные переживания, буддист видит Бодхисатв, христианин — Иисуса, Марию или ангелов, мусульманин — пророка Магомета, а атеист — «космическое сознание», и т.д. Переживание придет в той форме, которая для вас наиболее желанна. Поэтому форма не важна. А может быть и обратная ситуация — переживание приходит в максимально устрашающей для вас форме (боитесь глубины? Будет морская пучина. Монстров? Привидится невероятно правдоподобный и в высшей степени устрашающий бука, готовый вас разорвать и сожрать). Во всем этом правдиво лишь самого переживание, а не его форма, форма это, можно сказать, ваше воображение (оно обладает неограниченной силой и способно представить что угодно). В небе важна глубина и простор, а не цвет и форма облаков, хотя это первое, что привлекает внимание. Если получится — прямо в переживании обращайте внимание на суть, будьте свидетелем, и ничего не бойтесь (на этот счет полезно почитать тибетскую «Книгу Мёртвых» — Бардо Тодолл, там приведено много примеров таких переживаний).

Третье — даже если вас сильно «колбасит», не пытайтесь ускорить процесс снижения яркости переживания, каким бы непривычным (даже «несовместимым с жизнью» по ощущениям) оно бы ни было. Например, нежелателен приёмом алкоголя — как бы не было страшно и одиноко. Такие действия, как прием алкоголя или поедание мяса, секс, привычная работа или общение с другими людьми, особенно далекими от йоги — быстро снимут эффекты произошедшего, и не дадут вам полностью «впитать» энергию этого события, хотя это очень полезно. Лучше всего «отползти» в свой уголок, побыть одному, дать переживанию «устаканиться» натуральным образом. Не стоит во время «послевкусия» (Самараса) пытаться управлять автомобилем, даже если первая мысль что вам надо уехать в лес или на дачу, и побыть одному. Проявляйте активность и тем боле общайтесь только в случае настоятельно необходимости. Учтите, что под влиянием только что пережитого, вы можете реагировать на других людей неадекватно текущей ситуации, сильно испугать их, или даже порвать отношения.

В завершение стоит отметить, что человеческая психика, подсознание — неисчерпаемы, непознаваемы, не объяснимы. Человек взобрался на вершины самых высоких гор планеты, увидел, что происходит на дне Марианской впадины и в клетке ДНК — но даже не приблизился к познанию всего, что таится в подсознании. Видения и миры, творимые нашими умами, бесконечны, и подобны кукле-матрешке — кто может их «покорить» или объяснить? Поэтому не стоит ставить себе задачу «познать» необычное переживание, если оно с вами произошло. Все люди спят, но все видят разные сны. Все медитируют, но побочные эффекты у всех различны. Не обращайте слишком большого внимания на Сиддхи, малые или большие, или тем более совсем крохотные — мудрые йоги прошлого испытали их, и сделали вывод, что они бесполезны. Многие авторитетные авторы (начиная с Патанджали) предупреждают, что настоящий йог должен оставить Сиддхи без внимания, и продолжать идти к своей заветной цели — полному духовному пробуждению.

Все, что отвлекает внимание на этом пути, внимания не достойно. Главная «Сиддха», в которой растворяются все более мелкие, и которая снимает необходимость их добиваться или от них спасаться — это видение своей истинной сути, Просветление, которое не зависит от наличия или отсутствия больших и малых сиддх.

Не доверяйте направление своей садханы людям, которые специально практикуют техники или ритуалы ради сиддх — это не йоги, а просто колдуны, которые обладают весьма ограниченным, искаженным видением и не квалифицированы быть Гуру.

----------
*Довольно примечательно в этой связи, что даже в русской статье на «Википедии» под заголовком «Сиддхи» перечислены именно малые, «неофициальные», а не классические большие Сиддхи — знание об этом постепенно утрачивается или становится легендой, на которую мало обращают внимания.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Коврик для йоги «Эко Про»

Коврик для йоги «Эко Про»

Этот коврик обладает всем необходимым для вашей комфортной практики.

Производитель: Fa Bodhi

4599 рублей

Коврик для йоги «Гринлиф»

Коврик для йоги «Гринлиф»

Новый 100% эко коврик из пробкового дерева: получите максимальное удовольствие и прогресс в вашей практике.
Экологически чистый. Не cкользит. Антибактериальный. Антиаллергенный.
Размеры: 183х61 см.
Толщина: 5 мм.
Материал поверхности: натуральная пробка.
Материал основания: натуральный каучук.

6000 рублей

ВХод

Забыли пароль?