Почему не надо изобретать «новые» асаны?

6 июль 2015, 09:14

Почему не надо изобретать «новые» асаны?

Новые асаны изобретают, потому что:

  • Ум очень беспокоен, и все время хочется нового (чаще всего, это «женская» проблема);
  • Не хватает физической нагрузки на йоге (обычно это «мужская» причина, но не всегда);
  • Нет знаний о том, как делать позу ПРАВИЛЬНО — отсюда попытки эксперимента;
  • Чрезвычайная нечуткость к праническим процессам — полное отсутствие ощущения (при верной практики «по физике»), что финальное положение тела в этой асане достигнуто, и энергия пошла;
  • Где-то видели такое «новое» выполнение, и хочется либо повторить, либо придумать что-то свое, «развить тему» дальше (самодеятельность);
  • У человека не получается принять нужную позу — например, из-за лишнего веса, негибкости или других ограничений по здоровью. Человек, не обращаясь за помощью к специалистам (инструкторам или йогатерапевтам) пытается сам подобрать приемлемое для себя положение тела, похожее на асану;
  • Хочется сделать красивое, необычное фото (такая мотивация — вообще «пять баллов»).

Иногда человек может принять на занятии неверное положение тела просто потому что невнимательно слушал объяснения инструктора (или они были недостаточны для человека). Но сейчас речь о другом — об именно сознательных экспериментах, а не ошибках выполнения.

Даже при малейшем знакомстве со структурой и логикой Хатха-йоги (например, прочитав хрестоматийные «Йога-сутры» и чуть более толстую, но тоже нужную «Хатха-йога Прадипику») совершенно ясно, что асаны — позы йоги — представляют собой не просто физические упражнения, а довольно сложный конгломерат действий, которые дают комплексный и совершенно уникальный эффект воздействия на тело, дыхание, энергетику и сознание человека. Каждая асана, даже на первый взгляд простая — это высочайшее достижение йогического искусства, результат исследований, медитаций и практики многих (десятков) поколений практикующих. Многие позы — явно явились результатов глубокой медитации уважаемых Риши, или основателей йоги. Чем больше узнаешь об эффектах воздействия той или иной асаны, тем больше поражаешься, как можно это комплексное, разноплановое упражнение назвать «позой»? Даже обидно за йогу становится! Ведь в каждой асане сочетаются как минимум три аспекта: положение тела, дыхание и точка концентрации («дришти»). Плюс иногда рекомендуется еще и мудра (психический жест) и\или бандха (энергетический замок) — вот уже пять «неизвестных».

Говоря современным языком, каждая асана йоги — это кодовый замок с 3-5 цифрами, каждую из которых просто нужно знать. Очень любопытно, что иногда у людей возникает желание попробовать подобрать другую комбинацию к этому замку. Невольно возникает подозрение, что это просто потому, что данный человек просто никогда не пробовал «набрать» верную комбинацию и не открывал замочек. Иначе зачем «подбирать» наобум, что-то изобретать? Чтобы открыть замок, это не нужно, это не эффективно.

Особенно вредно, если новые асаны «изобретает» человек, знакомый со спортом, или медициной — потому что полуправда не так очевидна и значит, опаснее, чем чистая ложь. Такой деятель может увести сотни доверчивых людей на ложный путь, ведущий в тупик.

Тем не менее, фантазия (ум) у людей работает, и с завидной регулярностью появляются «новые» асаны. Многие из них, к счастью — просто «хорошо забытое старое», т.е. малоизвестные позы йоги. Но другая часть — это явная самодеятельность преподавателя йоги или даже практикующего.

В то же время, надо признать, что, условно говоря, ЛЮБОЕ положение тела — это своего рода асана, и практиковать йогу можно, принимая, фактически, любые положения тела! Другое дело — какой результат будет от такой практики? Тем более, в долгосрочной перспективе — если повторить такое упражнение сотню-другую раз? Удерживать такое положение общей сложностью десятки часов суммарного времени практики? Автор «новой» асаны зачастую придумал «новое» положение сходу, конечно, не опробовав на себе.

Короче говоря, можно суммировать негативные аспекты «изобретения» и практики «новых» асан, они опасны:

Для суставов (особенно стойки и скрутки);

  • для позвоночника (распределение веса необычным образом, без знания логики происходящего, может потом горько отозваться — например, для поясницы чреваты эксперименты из Бхуджангасаны — позы кобры или в Сарвангасане — «березке»);
  • для пищеварительной системы: не известно, как «новая» асана воздействует на процессы прохождения пищи (пример — неправильно сделать последовательность Паванмуктасаны, или Наули);
  • для эндокринной, гормональной системы: почти все мы — далеко не доктора медицинских наук в этом профиле, так что стоит ли пытаться сказать свое «новое слово» в этой области?;
  • для дыхательной системы: положение тела и дыхание взаимосвязаны. Довольно непросто изобрести сразу и асану, и дыхание «под нее», это под силу только мастерам йоги;
  • для пранического тела. Асаны — это «положения точки сборки», это символы сознания, в которых зашифрованы определенные специфические состояния. «Разворачивание» этого глубинного аспекта воздействия позы происходит через прану, энергию тела. Не овладев навыками наблюдения потоков праны в реальном времени (Прана-Видья), вряд ли разумно пытаться воздействовать на праны каким-то «новым» способом. Это все равно что пытаться перебрать телевизор (потому что не нравится программа, которую он показывает), а потом заставить его снова работать, причем по-новому, не как раньше!;
  • для ментала. Разные асаны окрашивают ум словно в разные цвета, постепенно, исподволь подготавливая развитие, интроверсию сознания. Как будет воздействовать на ум «новая» асана — Бог весть.

Но надо отметить и положительные моменты «изобретения» новых асан — а ведь этим «грешат» многие:

  • «Изобретая асану», человек уделяет повышенное внимание телу и дыханию;
  • Выполняя асану по-другому, «по-новому», т.е. неправильно — можно на практике обнаружить, как — и ПОЧЕМУ — удобно выполнять ее правильно, «как обычно»;
  • Включаясь в процесс йоги более осознанно (чем просто механически повторяя позы за инструктором), любой человек способен в большей степени вовлечься в практику, привлечь в этот процесс больше живого внимания — осознанности, а это в конечном счете приведет к успеху, а не к поражению, даже если на пути будут травмы, которых можно было избежать.

Как избежать «изобретательства» и ошибок в практике:

  • Изучить справочную литературу по хатха-йоге (она есть и на русском и, в большем количестве, на английском языке. В разных книгах могут лучше и полнее освещаться разные аспекты практики);
  • Внимательно слушать объяснения инструктора, а при необходимости и переспросить, или посоветоваться после занятия;
  • Регулярно брать ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ занятия по йоге, вылавливая ошибки практики;
  • Развивать чувствительность не только к комфорту тела и дыхания (это показатели верной практики асаны), но и к потокам праны в организме, которые позволяют на 100% отслеживать верные конечные положения асан;
  • Не изучать сразу слишком большого количества техник и их вариаций, а лишь достаточный набор, чтобы не перевозбуждать ум чрезмерным потоком информации.

Наконец, последнее: в случае нас, «простых смертных», т.е. не Просветленных йогов, изобретает новые асаны всегда — ум, а не тело. Не наша истинная Сущность, не Сердце. Т.е. это просто фантазии ума, и если это понято, желание изобретать или практиковать