Статика и динамика, традиция и «новаторство»

31 октябрь 2013, 13:06

Статика и динамика, традиция и «новаторство»

Сказанное выше не покажется сектантскими разговорами («руки прочь от нашей оздоровительной йоги!», может сказать кто-то), если действительно разобраться, что асаны — не физические упражнения, а нечто совсем иное. По сути, что делают любые физические упражнения? Оказывают дозированную, «тренировочную» нагрузку на грубое (физическое) тело — с тем, чтобы мышцы не атрофировались, кости не становились хрупкими, и организм получал здоровую «дозу» кислорода (особенно это справедливо, если речь идет об аэробных нагрузках). Физические тренировки натурально увеличивают потребление кислорода, напрягают и «укорачивают» мышцы, при этом учащают ритмы сердцебиения и дыхания, ускоряют метаболизм, тело разогревается (может обильно выступать пот). Что же мы видим в классической, традиционной практике асан — то есть, при работе с асанами в статике (так, как это и было задумано йогами)? Обратный процесс: дыхание и сердцебиение замедляется, мышцы расслабляются и вытягиваются, метаболизм замедляется (в пределе — все эти ритмы вообще останавливается, что наблюдалось учеными у людей, погруженных в Самадхи — йогический «анабиоз»), тело остывает. Кроме того, целевое воздействие асан оказывается на железы внутренней секреции и энергические узлы — чакры — а не на мышцы, связки, сухожилия и скелет. Фактически, у асан и физических упражнений очень мало общего.

Есть ряд динамических асан в классической йоге, их немного: Сурья-намаскар (приветствие Солнцу), Чандра-намаскар (Приветствие Луне), динамическая Пасчимоттанасана, Друта Халасана (динамическая поза плуга), Тирияка Бхуджангасана (поза кобры со скручиванием), и еще две-три позы, да плюс подготовительные («разогревочные») упражнения из серии Паванмуктасана (вращения руками, ногами и головой для разогрева суставов и т.п.). Такие упражнения предписаны исключительно новичкам и начинающим, с разумными целями: укрепить отдельные группы мышц; увеличить гибкость тела; улучить кровоснабжение, особенно спины и шеи; снять энергетические блоки и убрать залежи токсинов из них; укрепить легкие и подготовить к более жесткой работе в пранаямах; укрепить систему пищеварения и выделения.

После достаточной практики подготовительных упражнений, в системе Хатха-йоги следует перейти к освоению статичных поз — асан; динамические же движения могут использоваться в качестве разогрева в самом начале занятия. Статичные позы — асаны — имеют гораздо более сильный эффект на праническое и ментальное тело, чем динамические. В ходе такой практики тело должно оставаться неподвижным на протяжении нескольких минут (для практикующих среднего уровня подготовки). Практикуемые в статике, асаны приносят покой ума и готовят к более продвинутому уровню практики — пранаяме, и затем медитации. Некоторые асаны, практикуемые достаточно сосредоточенно (опять же, в статике), могут сами по себе выводить в состояние Пратьяхары («втягивания» органов чувств, когда человек перестает осознавать сигналы, посылаемые в ум телом).

В русле классической практики, наиважнейшим моментом работы в асанах — помимо концентрации на рекомендованной для этой позы точки в теле (или чакре), которая называется «Дришти» — является наблюдение за потоком мыслей. Удерживая асану, следует отмечать все мысли, суждения, желания и опасения, которые могут приходить на ум, а также ощущения, которые ум расценивает как «важные». Важно просто осознавать все, что приходит в изначально чистый ум, принимая это как неизбежно появляющийся мусор, и не придавать этому никакого значения (хотя и отслеживать все эти явления). Принятие любого ощущения и мысли не означает отождествления с ней, это совершенно противоположное действие. Принять — значит, осознать, и затем растворить, не подпитывая своим вниманием.

Совершенно очевидно, что практика йоги в таком виде, какой она приобрела во второй половине XX века с подачи 2-3 Мастеров, задумавших основать свои «стили» и экспортировать эту продукцию на Запад, преимущественно в США — не рациональна для достижения задач, которые ставит перед практикующим классическая йога. Вместо культивирования разума, современная «поп-йога» заметно развивает тело, чем кичатся недалекие «Гуру» такой западной «йоги». Однако на деле гордиться тут совершенно не чем, т.к. целю йоги — не достижение физического совершенства, а контроль над разумом, пранами и в итоге реализация своей истинной сущности. На Самадхи, очевидно, не заработаешь денег, в отличие от более простой и понятной динамики движений и мнимых бонусах для здоровья от упражнений, по сути, примитивно гимнастических или же узкоспециально воинских (и то и другое, кстати, в Индии традиционно практикуется, но изначально отделено от Йоги).

Динамическая практика — хотя и рекомендованная поначалу как подготовка — очевидно, не способна подвести к высшим ступеням йоги, таким как Пратьяхара, и помочь достичь полной гармонии ума — Самадхи. Человек, который выбирает динамическую — то есть, по сути, подготовительную, разогревочную — практику в качестве основной, отказывается от драгоценного алмаза и подбирает в грязи блестящую стекляшку. Достижение совершенства в грубых упражнениях — не завидная цель, это подобно тому, как если бы старшеклассник бегло читал алфавит, и кичился этим. Практикуя классическую йогу, надо вырасти из коротких штанишек динамики, и заняться медитацией — тога не придется удивляться, почему не реализуются «обещанные» в классических текстах сиддхи и благоприятные знаки практики. Любой человек, который искренне практикует йогу, рано или поздно придет к этому пониманию — но зачем же изобретать велосипед? Такая информация приведена в оригинальных, классических текстах, поэтому не вызывает сомнений. Но в наши дни, к сожалению, мало кто из тех, кто говорит что практикует (и даже успешно преподает!) йогу, дает себе труда обратиться к первоисточникам (Ведантическим трактатам), истоку информации по Йоге, и сделать из полученных данных может быть и нелицеприятные, но честные и неизбежные выводы.

В наши дни в йогической среде (благодаря неприкрыто коммерческим тенденциям) можно наблюдать засилье детальной, физиологически ориентированной информации о практике йогической гимнастики и йога-терапии, которой подменяется наука духовного развития — настоящая Йога. К сожалению, информация об истинных целях и принципах практики йоги коммерчески совсем не выгодна преподавателям, поэтому она замалчивается. Однако чтобы не дать превратить себя в источник выгоды нерадивых «учителей», всем искренне ищущим ответов в Йоге следует подчас обращаться к оригинальным трактам, древние авторы которых, понятно, не заинтересованы в ваших деньгах. Их, к счастью, доступно великое множество: скажем, только переведенных с санскрита Упанишад — более сотни, многие есть на русском языке, в том числе в Сети, и авторитетным современным источникам по йоге (их на порядок меньше). Состыковав полученные теоретически знания и откорректировав собственную практику в соответствии с правильным знанием, можно получить отличные результаты от практики в короткий срок. На деле, практикуемая правильно, йога и в том числе медитация быстро дает необычные ментальные эффекты, которые могут обескуражить или испугать начинающего — в этом случае следует обратиться за разъяснениями к живому носителю традиции йоги — Гуру, о чем и говорится во всех оригинальных трактатах. Практикуемая же без понимания основных принципов, упомянутых выше, то есть фактически в невежестве, «йога», очевидно, может годами и даже десятилетиями не приносить никаких особенных плодов.