Статика и динамика, традиция и «новаторство»

Статика и динамика, традиция и «новаторство»

Сказанное выше не покажется сектантскими разговорами («руки прочь от нашей оздоровительной йоги!», может сказать кто-то), если действительно разобраться, что асаны — не физические упражнения, а нечто совсем иное. По сути, что делают любые физические упражнения? Оказывают дозированную, «тренировочную» нагрузку на грубое (физическое) тело — с тем, чтобы мышцы не атрофировались, кости не становились хрупкими, и организм получал здоровую «дозу» кислорода (особенно это справедливо, если речь идет об аэробных нагрузках). Физические тренировки натурально увеличивают потребление кислорода, напрягают и «укорачивают» мышцы, при этом учащают ритмы сердцебиения и дыхания, ускоряют метаболизм, тело разогревается (может обильно выступать пот). Что же мы видим в классической, традиционной практике асан — то есть, при работе с асанами в статике (так, как это и было задумано йогами)? Обратный процесс: дыхание и сердцебиение замедляется, мышцы расслабляются и вытягиваются, метаболизм замедляется (в пределе — все эти ритмы вообще останавливается, что наблюдалось учеными у людей, погруженных в Самадхи — йогический «анабиоз»), тело остывает. Кроме того, целевое воздействие асан оказывается на железы внутренней секреции и энергические узлы — чакры — а не на мышцы, связки, сухожилия и скелет. Фактически, у асан и физических упражнений очень мало общего.

Есть ряд динамических асан в классической йоге, их немного: Сурья-намаскар (приветствие Солнцу), Чандра-намаскар (Приветствие Луне), динамическая Пасчимоттанасана, Друта Халасана (динамическая поза плуга), Тирияка Бхуджангасана (поза кобры со скручиванием), и еще две-три позы, да плюс подготовительные («разогревочные») упражнения из серии Паванмуктасана (вращения руками, ногами и головой для разогрева суставов и т.п.). Такие упражнения предписаны исключительно новичкам и начинающим, с разумными целями: укрепить отдельные группы мышц; увеличить гибкость тела; улучить кровоснабжение, особенно спины и шеи; снять энергетические блоки и убрать залежи токсинов из них; укрепить легкие и подготовить к более жесткой работе в пранаямах; укрепить систему пищеварения и выделения.

После достаточной практики подготовительных упражнений, в системе Хатха-йоги следует перейти к освоению статичных поз — асан; динамические же движения могут использоваться в качестве разогрева в самом начале занятия. Статичные позы — асаны — имеют гораздо более сильный эффект на праническое и ментальное тело, чем динамические. В ходе такой практики тело должно оставаться неподвижным на протяжении нескольких минут (для практикующих среднего уровня подготовки). Практикуемые в статике, асаны приносят покой ума и готовят к более продвинутому уровню практики — пранаяме, и затем медитации. Некоторые асаны, практикуемые достаточно сосредоточенно (опять же, в статике), могут сами по себе выводить в состояние Пратьяхары («втягивания» органов чувств, когда человек перестает осознавать сигналы, посылаемые в ум телом).

В русле классической практики, наиважнейшим моментом работы в асанах — помимо концентрации на рекомендованной для этой позы точки в теле (или чакре), которая называется «Дришти» — является наблюдение за потоком мыслей. Удерживая асану, следует отмечать все мысли, суждения, желания и опасения, которые могут приходить на ум, а также ощущения, которые ум расценивает как «важные». Важно просто осознавать все, что приходит в изначально чистый ум, принимая это как неизбежно появляющийся мусор, и не придавать этому никакого значения (хотя и отслеживать все эти явления). Принятие любого ощущения и мысли не означает отождествления с ней, это совершенно противоположное действие. Принять — значит, осознать, и затем растворить, не подпитывая своим вниманием.

Совершенно очевидно, что практика йоги в таком виде, какой она приобрела во второй половине XX века с подачи 2-3 Мастеров, задумавших основать свои «стили» и экспортировать эту продукцию на Запад, преимущественно в США — не рациональна для достижения задач, которые ставит перед практикующим классическая йога. Вместо культивирования разума, современная «поп-йога» заметно развивает тело, чем кичатся недалекие «Гуру» такой западной «йоги». Однако на деле гордиться тут совершенно не чем, т.к. целю йоги — не достижение физического совершенства, а контроль над разумом, пранами и в итоге реализация своей истинной сущности. На Самадхи, очевидно, не заработаешь денег, в отличие от более простой и понятной динамики движений и мнимых бонусах для здоровья от упражнений, по сути, примитивно гимнастических или же узкоспециально воинских (и то и другое, кстати, в Индии традиционно практикуется, но изначально отделено от Йоги).

Динамическая практика — хотя и рекомендованная поначалу как подготовка — очевидно, не способна подвести к высшим ступеням йоги, таким как Пратьяхара, и помочь достичь полной гармонии ума — Самадхи. Человек, который выбирает динамическую — то есть, по сути, подготовительную, разогревочную — практику в качестве основной, отказывается от драгоценного алмаза и подбирает в грязи блестящую стекляшку. Достижение совершенства в грубых упражнениях — не завидная цель, это подобно тому, как если бы старшеклассник бегло читал алфавит, и кичился этим. Практикуя классическую йогу, надо вырасти из коротких штанишек динамики, и заняться медитацией — тога не придется удивляться, почему не реализуются «обещанные» в классических текстах сиддхи и благоприятные знаки практики. Любой человек, который искренне практикует йогу, рано или поздно придет к этому пониманию — но зачем же изобретать велосипед? Такая информация приведена в оригинальных, классических текстах, поэтому не вызывает сомнений. Но в наши дни, к сожалению, мало кто из тех, кто говорит что практикует (и даже успешно преподает!) йогу, дает себе труда обратиться к первоисточникам (Ведантическим трактатам), истоку информации по Йоге, и сделать из полученных данных может быть и нелицеприятные, но честные и неизбежные выводы.

В наши дни в йогической среде (благодаря неприкрыто коммерческим тенденциям) можно наблюдать засилье детальной, физиологически ориентированной информации о практике йогической гимнастики и йога-терапии, которой подменяется наука духовного развития — настоящая Йога. К сожалению, информация об истинных целях и принципах практики йоги коммерчески совсем не выгодна преподавателям, поэтому она замалчивается. Однако чтобы не дать превратить себя в источник выгоды нерадивых «учителей», всем искренне ищущим ответов в Йоге следует подчас обращаться к оригинальным трактам, древние авторы которых, понятно, не заинтересованы в ваших деньгах. Их, к счастью, доступно великое множество: скажем, только переведенных с санскрита Упанишад — более сотни, многие есть на русском языке, в том числе в Сети, и авторитетным современным источникам по йоге (их на порядок меньше). Состыковав полученные теоретически знания и откорректировав собственную практику в соответствии с правильным знанием, можно получить отличные результаты от практики в короткий срок. На деле, практикуемая правильно, йога и в том числе медитация быстро дает необычные ментальные эффекты, которые могут обескуражить или испугать начинающего — в этом случае следует обратиться за разъяснениями к живому носителю традиции йоги — Гуру, о чем и говорится во всех оригинальных трактатах. Практикуемая же без понимания основных принципов, упомянутых выше, то есть фактически в невежестве, «йога», очевидно, может годами и даже десятилетиями не приносить никаких особенных плодов.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?