«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах

23 июнь 2012, 00:37

«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы, и таким образом стимуляция всей эндокринной системы. Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье , но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху, Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы: это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.