«Йога» африканских шаманов

7 декабрь 2016, 08:23

«Йога» африканских шаманов

Африканский шаманизм хорошо изучен западными учёными антропологами. Но даже сегодня интерес к Африке: её культуре, культам, ритуалам, и к шаманизму — не остыл. Почему? Может быть, потому, что эта традиция не только колоритна — во всех смыслах! — но и зачастую очень действенна в решении прикладных вопросов. Так, например, Роберт Свобода — будущий автор известнейших книг серии «Агхора», про индийский тантризм и йогу — в 1973 году находился в районе Берега Слоновой Кости, страдая от тяжелой дизентерии. Ему помог — не западный доктор — а африканский шаман-знахарь. О силе африканской прикладной магии «вуду», которую не без оснований называют «чёрной магией», тоже многие наслышаны. Но речь сегодня о ритуалах и действиях, направленных не на обретение богатства или установление контроля над понравившейся девушкой, а о духовном развитии. И тут, как ни странно может это показаться «цивилизованному» белому человеку, в Африке тоже есть чему поучиться.

Оказывается, в некоторых — не во всех — культурах Африки есть учения и особые ритуалы, связанные с накоплением, увеличением и пробуждением — поднятием! — некой тайной и мистической энергии, очень похожей по описанию действия на человека, на энергию Кундалини. Так, например, британские антропологи нашли* племя африканских бушменов, которые учились выполнять особые «энергетические», очень энергичные танцы, с целью поднять шаманскую энергию. Они эту энергию называют «н’ум» («нум»). Выполняя особый танец под руководством опытного шамана (Гуру!), танцующие шаманы, как восточные дервиши, входят в транс. У некоторых из них при этом появляется ощущение заполненной пустотой трубки, проходящей от основания черепа вниз до копчика. Побуждаемая особыми мантрами шамана-наставника (Гуру), энергия Н’ум может подниматься от основания позвоночника вверх до основания черепа у таких практикующих. При этом они переживают особое, экстатическое, состояние, которые там называется «Киа» (Самадхи). Среди бушменов считается, что если все прошло успешно, то такой опыт не только излечивает от большинства болезней, но и способствуют становлению участника как мужчины и члена племени, и даже открывает дорогу скрытым целительским способностям**.

Эти и другие ритуалы и трансовые практики Африки, достигшие полного развития за десятки тысячелетий до создания йоги в том виде, в каком мы её знаем, нашли применение не только в Кундалини- и Хатха-йоге. Но и даже в современных западных стилях йоги, таких как Аштанга-виньяса йога и другие силовые авторские стили — где практикуются чрезвычайно трудоемкие комплексы, зачастую вместе с особым дыханием — а практики проводятся, порой, буквально до состояния полного физического изнеможения. И даже в современной западной культуре развлечений — где танцы всю ночь до упаду, «ритуальные» пляски под транс- или техно-музыку, или истошные крики болельщиков на трибунах спортивных арен или концертах поп-певцов (и то и другое — зачастую в сочетании с алкоголем, табаком и другими опьяняющими веществами — почти как в Африке!) являются узаконенным властями способом вхождения в изменённые состояния сознания. Стоит добавить к этому такие пограничные йогатерапии и психотерапии (а также устранению наркозависимости) методы самопознания и терапии, как ребёфинг, холотропное дыхание, вайвейшн, и современные техники, известные у нас под брендом «Кундалини-йога Йоги Бхаджана», как становится ясно: корни современной йоги и Нью-Эйджа уходят в Африку.

Африканские шаманы имеют прекрасное представление и о статичных, сидячих медитациях. Они могут сидеть неподвижно, подолгу — что зачастую приводит к той же кульминации, что и экстатический танец — к подъёму энергии «Нум» или «Умбилини» (аналог Кундалини).

Добавлю, что одна моя знакомая специально ездила в Африку «поднимать Кундалини» — и, что удивительно, достигла желаемого. В ходе особого ритуала, африканский шаман пробудил ей первую чакру (или так он это объяснил) и Кундалини. Знакомая сейчас находится в Индии, на попечении индийского Гуру, который помогает продолжить и завершить начатое. Так что, африканские методы — по крайней мерее, иногда — работают, в том числе на пробуждении Кундилини, что традиционно считается одной из первейших целей йоги.

Какие же выводы можно сделать из всей этой любопытной, но разрозненной информации?

  • Африканские трансовые техники действенны, в том числе для «бледнолицых», т.е. независимо от культуры и знания африканских традиций, языка, несмотря на различия в генетике, в особенностях организма и т.п.
  • Такие техники родственны Йоге, в широком смысле.
  • Трансовые техники практикуются и по сей день, в том числе, но не только, бушменами Африки (в т.ч. в племени Kung), в Нигерии и др.
  • Африканские техники не потеряли силы в наши дни. При желании, можно узнать об этом больше, лично познакомиться с африканскими «Гуру» и изучить ту или иную технику или даже вовлечься в систему практик. К тому же, есть люди, которые принимают на себя роль проводников или посредников — приводя туристов и ищущих духовных переживаний к шаманам, и помогая изучать практики. Я сейчас говорю не о торговле Аяваской и другими психотропными веществами, а об изучении именно самих трансовых техник с носителями культуры. (Что тоже не 100% безопасно, но хотя бы подконтрольно практикующему).
  • Африканский шаманизм направлен не только на духовное пробуждение, «Просветление». Но и на исцеление организма. Феномен африканских целителей хотя и нехотя признан, но пока не до конца изучен современной наукой.

Слово предупреждения: помимо того, что в Африке (как и в Индии) можно столкнуться с проявлениями эгоизма, корысти тех или иных «Гуру» (шаманов Вуду), и лишиться денег, психического и физического здоровья, а то и жизни. Особенно велик риск серьезно подорвать свою психику: на такую опасность указывает в том числе и известный мастер трансовых состояний, д-р Станислаф Гроф, исследовавший африканский шаманизм. Гроф отмечал**, что в Африке не проводят грани между целительскими и шаманскими способностями — и тем, что у нас просто и чётко называется «шизофрения»... Поэтому вовлекаться в шаманизм если и стоит, то, что называется, на свой страх и риск.

Сноски:

*Бонни Гринвел. «Энергии трансформации: путеводитель по Кундалини». Киев: «София», 1996. — 447 с.
**Гроф С. «Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания», глава «Древняя мудрость и современная наука». New York State University Press, 1984 г.