Йога и деньги. Откуда йогу взять богатство? И не обедняет ли оно?

Йога и деньги. Откуда йогу взять богатство? И не обедняет ли оно?

Если денег нет — то какая йога? Йога — это вершина пирамиды потребностей, последнее, о чем думает средний человек, обеспечивая свой быт: еда и жилье, образование и комфорт, и потом уже — развлечения и фитнес. Да, в Индии есть нищие, которые целыми днями занимаются йогой. Но у нас-то голова работает по-другому! Нам надо и чтобы овцы были цели, и волки сыты — мы стремимся к комфорту, и в то же время постигаем азы йоги, которая однозначно указывает на необходимость ограничений и отказа от накопления... Возникает внутреннее противоречие, от которого, пожалуй, недалеко и до шизофрении. Йога призвана снять этот конфликт, постепенно сокращая количество (и сложность, извращенность) желаний, вызывая состояние довольства и счастья без внешний «вливаний» возбуждающих веществ, которые вызывают привыкание — таким «веществом» являются деньги, и желание их тратить, основа общества потреблению.

Странно порой видеть многочисленные объявления о проведении эзотерических и даже йоговских (чаще всего это Кундалини-йога) практик «на деньги», «на успех», «на богатство», «для успеха в бизнесе»! Странность в том, что практики йоги, изначально предназначенные для остановки мыслеобразования (по Патанджали), т.е. для успокоения ума — этому уму и его капризам начинают потакать, обещая преумножить богатство (а значит, возможности наслаждений, развития тенденции ума познавать не вглубь, а «вширь»).

Есть такое заблуждение, что к йоге может обратиться только человек, познавший богатство и пресытившийся им — в пример приводится Гаутама Будда. Есть и другие примеры — принц Рама, скажем. Но дальше уже сложнее — на каждого короля-аскета можно насчитать десяток продвинутоых «из народа», обычных людей. Как быть с сыном плотника, Иисусом? Торговцем сигаретами — Нисаргадаттой Махараджем? Парамахамса Йогананда хотя и родился в семье зажиточного клерка, королевский роскоши тоже, мягко говоря, не испытал. Да что далеко ходить за примером — тот же уважаемый Б.К.С. Айенгар, лицо йоги 20го века. Родился в бедной семье и недоедал. Кто может всерьез утверждать, что путь к духовности лежит через богатство? Только ум.

Зачем же человек, который, по сути, всегда стремится к одному — спокойствию ума — пытается преумножить свои заботы, т.е. беспокойство — при этом прибегая к методам, призванным это беспокойство уничтожить раз и навсегда (достичь Мокши — Освобождения)? Вот это парадокс нашего времени! А возможно, и скрытая лазейка к настоящей йоги. Потому что любое средство содержит потенциал разворачивания именно так, как оно должно разворачиваться. Можно тихо мирно забивать гвозди автоматом Калашникова, но в один прекрасный день он возьмет и выстрелит. К несчастью, вероятность того, что йога, применяемая для обогащения, «выстрелит», ничтожно мала. Потому что в зачет идет больше намерение, чем конкретные техники.

Доходит до смешного — не раз встречал людей, всерьёз высказывающих мнение, что преподавателя йоги можно оценить по количеству последователей, и наличию богатства. А ученика такого йога — по реализации его материальных желаний. (Или утверждающих, что йога должна решать повседневные, «житейские» проблемы — как создать семью, найти достойную работу, вырастить детей людьми и защититься от геморроя). То есть, активно муссируется идея, что богатый йог — хороший, реализованный йог! Ничто не может быть дальше от истины, чем такое утверждение. Несмотря на то, что в сферу нашего внимания в 20м веке, благодаря деятельности СМИ и хитрому пиару самих дельцов, попал целый ряд «Гуру»-миллионеров, разве это йоги?

Многие, слыша такие разговоры (особенно если с деньгами не очень, и «зацепило за живое») не долго думая начинают «копать интернет» или идут в книжный магазин в поисках уже чисто прикладной практик. И, конечно, находят. Скачивают из интернета какие-то «секретные мантры на богатство» (см. «мантра богатства очень мощная») — замечу, это обычно те же люди, которым очень понравился фильм «Секрет». Или идут на семинар Илонны Юпитер «Чаша изобилия» или что-то такое (это собирательный образ, пардон если где-то совпало с реальным) — это те, кто хочет заплатить за семинар, но чтобы быстро и реально научили как баксы привлекать секретной мантрой. Публикуются даже хитроумные пособия по достижению богатства с помощью индийских представлений об устройстве идеального общества и устройстве семьи.

Плюс все это упаковывается в религиозный и индийский культурный туман! На пространстве бывшего СССР с 85 года и до сих пор такой несложный трюк почему-то срабатывает безотказно! На сменам гадалкам и «Харекришне» пришли «чаши изобилия» и «мантры на богатство». Либо же — для людей более пугливых и тревожных — чисто коммерческие предложения сдабриваются примитивной психологией или простыми бизнес-технологиями («личностного роста») — чтобы наживку поглубже заглотили. Обещание с помощью тренинга найти мужа или жену (либо, как в последние годы, банально партнера для секса) — тоже не последний пункт в рекламе ложной йоги.

Забавно, что процесс продвижения заведомо весьма спорной идеи, что «слава + богатство = успех в йоге» — а в основном, эта идея продвигается богатыми и безжалостными йога-брендами и миллионерами-лже-Гуру — идет параллельно с пропагандой двух других ложных идей, тоже выгодных лишь людям, далеким от понимания йоги —

  • пропагандой чувственного развития в русле йоги, всех этих мантра-вагинальных тренингов, на которые в последние годы повышенный спрос у женщин — а их, как известно, около 90% практикующих йогу в наши дни. Техники овладения интимными мышцами, необходимые в определенных практиках хатха-йоги и тантры, по сути, лишь одна из граней практики, значение который часто преувеличивается «на потребу» клиента;
  • и пропагандой физкультуры как неотъемлемой составляющей практики йоги. Современные, новые «стили» йоги неприкрыто тяготеют к культу тела, открыто говорят о том, что да, мы в этом стиле развиваем мышцы, силу, выносливость. «Звездные» преподаватели не стыдятся позировать для обложки журнала слегка одетыми и подчеркнуто продемонстрировать физическую форму, явно приобретенную не в длительном Самадхи, а упорными силовыми тренировками в тренажерном зале.

Наилучший эффект от продаж йоги получается, конечно, если предлагать «3 в 1», сказать: я придумал новый вид йоги, практикуя который, вы станете: а) богаче б) здоровее в) сексуальнее и начнете испытывать мульти-оргазмы каждый день. К этому обычно (чтобы человек не разобрался в очевидных «вау-импульсах») прикрепляются сами по себе благородные — но по сути совсем не йогические цели, как создание крепкой семьи и воспитание достойного потомства, успех в делах и творчестве, гуманитарные цели, веганство и сыроедение, защита окружающей среды, религия, получение супарментальных потоков сознания с других планет и бог знает что еще.

(Кстати, в самой Индии, на родине йоги, к сожалению, происходит примерно тот же процесс. Но там в силу культурных табу «вау-имупульсы» шестигранного пресса и сексуальности не актуальны. Зато больная тема — как заработать денег. Так еще лучше! Все, что нужно, чтобы создать нового Гуру и начать собирать пожертвования правоверных — это посадить плотненького человечка на золотой трон в ашраме посолиднее, дать ему имя подлиннее, обязательно с приставками «Шри Шри», и надеть ему корону с драгоценными камнями или тюрбан. Борода есть? Отлично! Живот? Не помешает! Главное — золота побольше: на незрелые умы оно действует безотказно).

В конечном итоге, в теме «йога и деньги» три взаимосвязанных мотиватора: деньги (мотивация по 1 чакре), секс (мотивация по 2 чакре), здоровье и энергия (мотивация по 3 чаке). Эти три «демона» в теме «йога и деньги» являются неизменно доминирующими.

Как кажется, если у меня будет больше денег — у меня будет больше времени на йогу. Нет! Больше денег — больше возможностей их с пользой вложить (больше работы! Больше нервов!) или потрать на удовольствия (тут уж точно не до йоги).

Как кажется, если у меня будет больше денег — мне будет на что поправить здоровье. Здоровье не купишь! Тем более, сидя попой на кресле целый день, неважно, кресло руководителя это или низшего клерка.

Кажется, вот еще немного заработаю — и будет время на себя. Будет время на семью. На интеллектуальное и культурное развитие (давно пора, но некогда — дела!). А в это время семья отчуждается, здоровье рушится, и все, деньги улетучиваются. Этот как в анекдоте про западного богача, который вдохновился недельным ретритом в буддистском монастыре: «Братья, я вернусь! Вот еще миллиона два заработаю — а потом уже все брошу, и в вам, просветляться в пустую келью!» Ан нет.

Из болота Самсары надо тащить себя, как барон Мюнхгаузен, за волосы — за ум — а не нырять поглубже, в надежде оттолкнуться от дна.

Гаутама Будда жил, как принц, прежде чем разочаровался во всем, оставил семью с детьми, и ушел в лес. Великий тибетский йог Миларепа уничтожил черной магией более 30 человек из своей родной деревни, прежде чем все понял, обратился к истинной йоге и просветлел за 1 жизнь. Но надо ли нам искать становиться принцами и принцессами, рожать и бросать детей, заниматься черной магией — чтобы встать на путь йоги? А с богатством то же самое.

Другая крайность — это идея «все бросить», и идти с сумой по матушке-России. По примеру тех же Будды и других уважаемых мудрецов. К сожалению, у нас и климат не тот (зимой — замерзнешь насмерть), и государство не благоволит к нищим (в отличие от Индии), да и люди не склонны подавать. У нас, «юродивый», «бомж» — это ругательство, означающее человека низкого сознания. А в Индии, садху («бродяга»), бАба (отшельник, бродяга, йог, Бог) — означает человека высокого сознания. К слову о национальных особенностях русской йоги!

К тому же, как логично предположить, если ты отказался от материального комфорта, то такие банальные вещи, как капризы погоды, насекомые, разбойники, необходимость ежедневно иметь кусок хлеба и крышу над головой — превратятся в большие проблемы. В условиях аскезы, отказа от благ — ум человека продвинутого может стать святым, но ум человека обусловленного либо разрушится, либо повернется лицом к мирским благам. И человек с радостью впряжется опять в офисную лямку, уже боясь даже помыслить о духовном. А может просто заболеть: Л.Н. Толстой так умер. Полезно это в русле йоги?

А баланс возможен. Человек может работать столько, чтобы обеспечить себе (и, если нужно, семье) честное и существование, без излишеств. При такой постановке задач (не «стиральную машину, дачу, квартиру в Париже» — т.е. по восходящей, а «по ровному») останется время для йоги, изучения священных писаний и медитации. Кстати, на семью, детей, здоровье и спорт тоже останутся силы и время! Денег на занятия йогой, посещение семинаров и приобретение книг, на здоровую еду, отдых — будет хватать. А на «секс, наркотики и рок-н-ролл» — навряд ли. Нет, «Феррари» не будет. И золотого трона для чтения лекций — тоже. Ну, так, может, и бог с ними? Нет! Очень многое в нашем, выращенном на западных шаблонах потребления, уме яростно противится идее такой скучной, обыкновенной жизни! Но если жизнь — интересная, как потерять к ней интерес? И обратиться к йоге?

Цари-отшельники просветлели потому, что увидели тщету накопления. А не потому, что накопили какое-то «достаточное» количества богатства и власти (принц Гаутама Будда был принцем в крошечном по нашим меркам царстве) и испытали «все» удовольствия (принц Рама просветлел, когда ему было чуть больше 16 лет). Человек же бедный пониманием, тщетно стремится успокоить свой ум богатством, словно плывет на лодке к линии горизонта. И так же жадно и так же тщетно стремится «потреблять» йогу, накапливая знания и опыты, как деньги. Такому ни деньги, ни знания впрок не идут — вот беда.

Мы поговорили об основных моментах проблему «йога и деньги». Но есть еще один момент — «йога как способ ЗАРАБОТАТЬ деньги»! Идея того, что йога сама по себе является современным способом зарабатывать деньги, вкупе со смутным подозрением, что ты должен быть богатым, чтобы достичь успеха в йоге, логически приводит к популярной ныне идее: а почему бы мне не начать ЗАРАБАТЫВАТЬ с помощью йоги, напрямую?! Если современный, 20-21 века образца, Гуру йоги может (и почти обязан) быть долларовым миллионером, если путь к Просветлению лежит через достижение всех возможных мирских благ — почему бы мне заработать деньжат, подучиться йоге и заодно повысить социальный статус, работая преподавателем йоги? (Самые сообразительные на этом этапе придумывают и создают он-лайн тренинг на тему «Йога для богатства», раскручивают его и успешно продают другим страждущим, таким образом обогащаясь напрямую!). Всего 30 дней инструкторского тренинга отделяют человека, который несет свои нелегко заработанные деньги («кровь жизни») в йога-центр, от конкурирующего с армией таких же, как он, инструкторов, которые часть этих денег ПОЛУЧАЮТ. Так «донор» легко становится «вампиром».

Градус напряжения при возникновении идеи зарабатывать йогой — резко возрастает! Как сложно в этой проблеме разобраться даже практикующим, т.е. тем, что учится йоге — и поэтому боле открыт для самопознания, самооценки — и самокритике! Насколько же сложнее совладать со своими противоречивыми желаниями преподавателям йоги. То есть, тем особым людям, которые говорят себе, что они уже постигли суть Йоги, и готовы учить других. Благодаря занятиям физкультурой и энергетическими практиками йоги, у этих людей сил — а значит, и желаний — больше. Иногда такой человек может быть полностью целеустремлен на создание своего йога-бизнеса, или даже на то, чтобы в перспективе стать «вторым Ошо». Выглядеть при этом человек может очень живо и подтянуто, чакры иметь — вот такенные, основополагающие тексты цитировать без ошибок, занятия вести хорошо, позитивно болтать на актуальные йога-темы и вообще ничем не обнаруживать внутренний разрыв.

Известный йога-журналист Вейлон Льюис (Waylon Lewis) редактор известного Elephant Journal (Элефант-джорнал), обрисовал проблему так (запись к статье — по платному доступу, поэтому привожу свой примерный перевод): «Большинству йога-тичеров платят очень мало. Некоторым платят хорошо — но разница только в деньгах, не в личных качествах. Некоторым преподавателям удается зарабатываться деньги, сохраняя „отстройку, дыхание и намерение“ (это принципы йоги по определению Yoga Journal). Но чаще всего дело в харизме, умении заразительно смеяться, сыроватых уроках духовности, и большом количестве подписчиков в соцсетях».

Действительно, инструкторам йоги обычно платят до смешного мало: обычно от 600 до 1500 рублей за занятие. При этом, на урок надо приехать зачастую из другого конца города, а потом, понятно, вернуться к себе домой — тратится и время, и деньги. Работает такая схема только в двух случаях: если преподаватель сидит в йога-центре постоянно, проводя по несколько уроков за день, либо если человек ездит по городу целый день, проводя в сутки по 4-5 классов — в сумме получается неплохо. При этом поддерживать уровень преподавания смогут немногие, а уж на личную практику ни сил, ни времени уже просто никак не остается. Перед человеком жестко встает вопрос необходимости не зарабатывать больше, а как-то разумно ограничить свои желания. Миллионов, которые имеются у индийского «Гуру», так все равно не заработать (там пирамида, а не работа), и если человек не принимается всерьёз за раскрутку собственной персоны на профессиональном, коммерческом уровне (тогда он становится «селебйогом» — это когда ты «звезда», ВИП-йог, которых приглашают на конференции Yoga Journal) и происходит философский кризис. Человек вдруг опять вспоминает Яму и Нияму, в частности злополучную (Яму) Апариграху — отсутствие тяги к накопительству — и (Нияму) Сантошу — довольство тем, что уже есть (и, в иделе, непривязанность даже к этому)... Но это только начало — настоящая «битва» впереди: предстоит персональный поиск и попытка интегрировать, примирить, извечное стремление ума «вширь», инстинкт хищника, присущий человеческому уму — и йогическое направление ума вовнутрь, от которого никакой коммерческой прибыли нет и не будет.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?