Какие пранаямы можно отнести к «предельным»? Понятно, что это не «Полное йоговское дыхание» (хотя как дышать! и сколько!) и не Анулом-Вилом (а тут смотря по тонкостям ощущений, у кого-то прямо Кундалини поднимается от неё), а более радикальные с точки зрения «физики» техники йоги:
- Бхастрика,
- Мурчха,
- Капалабхати,
- Уджайи,
- Йони-мудра,
- Кумбхака (предельные задержки дыхания) — это когда пот выступает и тело дрожит и даже иногда подпрыгивает.
В этих дыхательных техниках практикующие чаще всего — при достижении своего, индивидуального, «порога» — начинают испытывать необычные ощущения. Они возрастают, если практику не прекратить. Некоторые школы йоги советуют сразу прекращать пранаяму в таком случае, но об этом не говорится ни в одном аутентичном трактате, скорее наоборот, даются советы продолжать во что бы то ни стало, «пока тело не взлетит». Как проинтегрировать древние советы, данные очень коротко, и современную медицинскую науку, которая знает очень много, но почти ничего — о йоге?
Поэтому в понимании предельных пранаям больше вопросов, чем ответов. Попробуем задать хотя бы правильные вопросы.
С чего начать изучение вопроса предельных пранаям?
Рекомендую почитать большую и мудрую статью «Марихуана-пранаяма» Михаила Баранова — известного преподавателя йоги.
Цитирую самое (на мой взгляд) важное оттуда:
" Давно уже ни для кого не секрет, что эффект от выполнения гипервентиляционных техник яркий и специфический, а «измененное состояние сознания» при выполнении бхастрики почувствует буквально каждый. О ее свойствах можно услышать самое разное: начиная с пресловутого «пробуждения кундалини», которое может случиться, если делать бхастрику ежедневно в большом количестве вместе с мула-бандхой, и заканчивая лечением простуд, бронхиальной астмы, запоров и вегето-сосудистой дистонии. Характерно, что спекуляции и фантазии, как правило, перемешаны с реальными фактами. Поскольку каждый уважающий себя йога-тичер так или иначе стимулирует к практике своих подопечных, фильтруя информацию в соответствии со своей системой репрезентации и подавая ее в соответствующем актуальном для аудитории контексте. Это касается всех без исключения преподавателей, независимо от их опыта и авторитета. «
Михаил намекает на очень непростой вопрос: что полезные эффекты, которые могут приписываться пранаяме в частности и практикам йоги в целом, иногда могут быть приведены в качестве приманки, для постановки человека на путь самопознания.
Кто испытывает постоянные (на уровне здоровья, а не просто «ум успокоился») положительные эффекты предельных, мощных пранаям?
Давайте будем честными с собой, и трезво оценивать свои достижения в йоге, в том числе — в пранаяме. В наши дни, мало кто занимается пранаямой, тем более «предельными» пранаямами, в таком объеме, чтобы доказать или опровергнуть заявления древних трактатов по йоге о чрезвычайной пользе пранаям, всех и каждой. (Словосочетание «полное излечение от всех болезней» — частый гость в таких описаниях). При этом, указывается, что пранаямы надо делать помногу (по 80 циклов и т.п.) и 4 раза в день! Увлеченным йогам дальнейших объяснений не нужно, дело за практикой.
С другой стороны, помимо оздоровления, есть немного тревожный феномен подъёма Кундалини — тоже упоминаемый во всех трактатах в связи с предельными пранаямами. Факт в том, что для большинства занимающихся йогой 1-2 раза в неделю как фитнесом такой эффект вряд ли желателен, т.к. может повредить эго и его «наработки», накопления. С другой стороны, судя по спискам противопоказаний к активных пранаямам (это Бхастрика в 1ю очередь), которые М. Баранов, А. Головин и другие современные йога-авторы приводят в своих статьях, и другие авторы — Бхастрика для среднего человека, далеко не космонавта — вредное, по сути, упражнение.
Есть ряд знаменитых на весь мир преподавателей йоги, которые не слишком озабочены медицинскими аспектами и вообще безопасностью эффектов пранаям, например, Рейнхард Гамментхаллер, который делает пранаямы буквально явно делает на пределе разумного (т.е. досттупного среднему человеку, скажем так), и не только не порушил себе физику и психику, но в свои годы замечательно выглядит и буквально светится здоровьем. Он всем советует и буквально требует агрессивно напирать на пранаяму. Сложно сказать, в чем тут секрет — возможно, в настойчивости.
Проявятся ли лечебные, полезные эффекты предельных пранаям при практике по 10 минут в день, или еще меньше?
Да, но в малой степени. В этом смысле, «полезнее» такие пранаямы, как Враджана-пранаяма и Самавета-пранаяма, их можно назвать именно лечебными. А радикальные «лечебные», йогатерапевтические эффекты предельных пранаям, таких, как Бхастрика, судя по всему, реализуют лишь очень редкие люди, которые:
- не поленились исследовать вопрос и технологию во всех деталях (мы неоднократно разбирали пранаямы в блоге, кроме того, существует справочная литература, и конечно, что важнее всего — «живые» преподаватели, которые объяснят, покажут, проконтролируют и поправят),
- имеющие волю и свободное время выполнять практики постепенно, помногу и каждый день и
- имеющие все-таки целью именно здоровье (т.к. «намерение», или установка, Санкальпа — определяющий фактор в пранаяме, еще больше, чем в асанах).
Надо ли, и можно ли, как-то «подготовить почву», т.е. тело, к практике «предельных» пранаям?
Да, можно. Для хороший практики и быстрого прогресса в «мощных пранаямах» (Бхастрика, Капалабхати подолгу, Мурчха и Нади Шодхана) обычно стоит сначала провести комплекс Шаткарм, чисток: Джала-нети и Сутра-нети и Насья (для очищения носовых пазух и проходов), Кунджал-крия (для снятия блоков с диафрагмы), Шанкха-пракшалана (для общего очищения), и другие.
Некоторые вегетарианцы, пренебрегающие полноценным питанием (потреблением витамина В12 и других питательных веществ) просто теряют сознание уже на ранних ступенях предельных пранаям, человеку становится дурно. В этом случае надо уделит сначала повышенное внимание разнообразному и действительно здоровому, а не просто формально вегетарианскому (картошка, рис и макароны) питанию.
Если говорить совсем на чистоту, то кто остается? Кто практикует пранаяму увлеченно? Бхастрику и другие радикальные методы, поэтому, делают:
- либо люди, которые ищут «здорового кайфа»,
- либо йоги, которые пытаются делать «по книжке», «потому что надо» делать разные техники, т.е. не имея особых целей, либо
- не всегда адекватные люди, которые по разным причинам пытаются «поднять Кундалини».
В оригинальных текстах по йоге про Бхастрику, из числа предельных пранаям (в отличие скажем, от перевернутых поз — той же Сарвангасаны (берёзки), некоторых мудр и бандх — Мула-банде и Уддияна-бандхе, в основном) нигде не говорится, что она так уж полезна. Говорится, что она ведёт к целям йоги: поднятию Кундалини, самопознанию и тому подобным не всегда понятным и отслеживаемым вещам... Так надо ли раздувать «Кузнечные меха» это обычным людям, сориентированных пока что на «оздоровление йогой», т.е. на йога-фитнес? ЧЕГО можно добиться практикой Бхастрики и других подобных пранаям? Ведь так важно знать, ЗАЧЕМ ты делаешь то или иное упражнение (особенно новичкам), не правда ли?
Умеренная практика — по 10-30 минут любой пранаямы полезна, т.к. является профилактикой простудных заболеваний, укрепляет иммунитет, повышает либидо, укрепляет пищеварение.
Пранаямы отлично успокаивают ум — что так важно в наши дни, при нашем ритме жизни, который словно ускоряется с каждым годом! Любая пранаяма — отличное средство от стресса.
Пранаямы способствуют лучшему газообмену, регулируют обмен веществ — это полезно в сочетание с любой физической активностью, будь то спортзал, бег, велосипед, плавание или что-то еще. В этом смысле пранаямы «встраиваются» в ваш образ жизни, не перетягивая много внимания на себя.
С точки зрения долгосрочных эффектов йоги, пранаямы, и особенно «предельные», гармонизируют, т.е. оздоравливают, систему чакр и нади (каналов, по которым циркулирует энергия жизни — прана), что отлично сказывается на общем состоянии и на степени освоения, познания системы йоги. Пранаямы, в том числе предельные, позволяют быстро сделать шаг от грубых физических практик к пониманию тонких пранических процессов — шаг, без которого по лестнице 8-ступенчатой йоги просто не подняться.
Ряд именитых йогов (например, Свами Сатьянанда Сарасвати), указывали в своих трудах, что пранаяма — это не «прана-яма» — в переводе, контроль над дыханием, а «пран-айяма», удлинение праны, расширение праны. Верный перевод дает более ясное видение задач этой ветви йоги! В связи с этим, есть мнение, что прану можно «прокачать», увеличить, расширить и т.п. действительно, человек который регулярно и помногу занимается не только Асаной, но и Пранаямой, с радостью наблюдает «пранический подъем»: сил больше, вдохновение, яркость жизни и т.п. — то есть, по сути, жизнь и ее качество расширяются.
Если совсем углубиться в эзотерику, то, с другой стороны, есть (весьма авторитетное мнение, озвученные в древних трактатах, а сейчас большей частью забытое), что цель всей пранаямы в целом — это снизить мощность и частоту дыхания, минимизировать поток воздуха. Это должно, по идее, привести и к особым состояниям (Самадхи) и к радикальному долголетию. То есть, мы имеем две модели — «фитнусовая», или ускорение метаболизма и «прокачка» легких и крови, и «аскетическая»: замедление метаболизма, Самадхи в сугробе посреди Гималаев и тому подобное. Природа все придумала очень мудро (а йога подхватила), и обычно эффекты первого порядка приходят в начале практики пранаямы, а эффекты более тонкие, второго ряда — после них. Так что, по сути, надо просто практиковать.