Зачем раздувать «Кузнечные меха»? Польза и опасности предельных пранаям

17 сентябрь 2015, 07:52

Зачем раздувать «Кузнечные меха»? Польза и опасности предельных пранаям

Какие пранаямы можно отнести к «предельным»? Понятно, что это не «Полное йоговское дыхание» (хотя как дышать! и сколько!) и не Анулом-Вилом (а тут смотря по тонкостям ощущений, у кого-то прямо Кундалини поднимается от неё), а более радикальные с точки зрения «физики» техники йоги:

  • Бхастрика,
  • Мурчха,
  • Капалабхати,
  • Уджайи,
  • Йони-мудра,
  • Кумбхака (предельные задержки дыхания) — это когда пот выступает и тело дрожит и даже иногда подпрыгивает.

В этих дыхательных техниках практикующие чаще всего — при достижении своего, индивидуального, «порога» — начинают испытывать необычные ощущения. Они возрастают, если практику не прекратить. Некоторые школы йоги советуют сразу прекращать пранаяму в таком случае, но об этом не говорится ни в одном аутентичном трактате, скорее наоборот, даются советы продолжать во что бы то ни стало, «пока тело не взлетит». Как проинтегрировать древние советы, данные очень коротко, и современную медицинскую науку, которая знает очень много, но почти ничего — о йоге?

Поэтому в понимании предельных пранаям больше вопросов, чем ответов. Попробуем задать хотя бы правильные вопросы.

С чего начать изучение вопроса предельных пранаям?

Рекомендую почитать большую и мудрую статью «Марихуана-пранаяма» Михаила Баранова — известного преподавателя йоги.

Цитирую самое (на мой взгляд) важное оттуда:

" Давно уже ни для кого не секрет, что эффект от выполнения гипервентиляционных техник яркий и специфический, а «измененное состояние сознания» при выполнении бхастрики почувствует буквально каждый. О ее свойствах можно услышать самое разное: начиная с пресловутого «пробуждения кундалини», которое может случиться, если делать бхастрику ежедневно в большом количестве вместе с мула-бандхой, и заканчивая лечением простуд, бронхиальной астмы, запоров и вегето-сосудистой дистонии. Характерно, что спекуляции и фантазии, как правило, перемешаны с реальными фактами. Поскольку каждый уважающий себя йога-тичер так или иначе стимулирует к практике своих подопечных, фильтруя информацию в соответствии со своей системой репрезентации и подавая ее в соответствующем актуальном для аудитории контексте. Это касается всех без исключения преподавателей, независимо от их опыта и авторитета. «

Михаил намекает на очень непростой вопрос: что полезные эффекты, которые могут приписываться пранаяме в частности и практикам йоги в целом, иногда могут быть приведены в качестве приманки, для постановки человека на путь самопознания.

Кто испытывает постоянные (на уровне здоровья, а не просто «ум успокоился») положительные эффекты предельных, мощных пранаям?

Давайте будем честными с собой, и трезво оценивать свои достижения в йоге, в том числе — в пранаяме. В наши дни, мало кто занимается пранаямой, тем более «предельными» пранаямами, в таком объеме, чтобы доказать или опровергнуть заявления древних трактатов по йоге о чрезвычайной пользе пранаям, всех и каждой. (Словосочетание «полное излечение от всех болезней» — частый гость в таких описаниях). При этом, указывается, что пранаямы надо делать помногу (по 80 циклов и т.п.) и 4 раза в день! Увлеченным йогам дальнейших объяснений не нужно, дело за практикой.

С другой стороны, помимо оздоровления, есть немного тревожный феномен подъёма Кундалини — тоже упоминаемый во всех трактатах в связи с предельными пранаямами. Факт в том, что для большинства занимающихся йогой 1-2 раза в неделю как фитнесом такой эффект вряд ли желателен, т.к. может повредить эго и его «наработки», накопления. С другой стороны, судя по спискам противопоказаний к активных пранаямам (это Бхастрика в 1ю очередь), которые М. Баранов, А. Головин и другие современные йога-авторы приводят в своих статьях, и другие авторы — Бхастрика для среднего человека, далеко не космонавта — вредное, по сути, упражнение.

Есть ряд знаменитых на весь мир преподавателей йоги, которые не слишком озабочены медицинскими аспектами и вообще безопасностью эффектов пранаям, например, Рейнхард Гамментхаллер, который делает пранаямы буквально явно делает на пределе разумного (т.е. досттупного среднему человеку, скажем так), и не только не порушил себе физику и психику, но в свои годы замечательно выглядит и буквально светится здоровьем. Он всем советует и буквально требует агрессивно напирать на пранаяму. Сложно сказать, в чем тут секрет — возможно, в настойчивости.

Проявятся ли лечебные, полезные эффекты предельных пранаям при практике по 10 минут в день, или еще меньше?

Да, но в малой степени. В этом смысле, «полезнее» такие пранаямы, как Враджана-пранаяма и Самавета-пранаяма, их можно назвать именно лечебными. А радикальные «лечебные», йогатерапевтические эффекты предельных пранаям, таких, как Бхастрика, судя по всему, реализуют лишь очень редкие люди, которые:

  1. не поленились исследовать вопрос и технологию во всех деталях (мы неоднократно разбирали пранаямы в блоге, кроме того, существует справочная литература, и конечно, что важнее всего — «живые» преподаватели, которые объяснят, покажут, проконтролируют и поправят),
  2. имеющие волю и свободное время выполнять практики постепенно, помногу и каждый день и
  3. имеющие все-таки целью именно здоровье (т.к. «намерение», или установка, Санкальпа — определяющий фактор в пранаяме, еще больше, чем в асанах).

Надо ли, и можно ли, как-то «подготовить почву», т.е. тело, к практике «предельных» пранаям?

Да, можно. Для хороший практики и быстрого прогресса в «мощных пранаямах» (Бхастрика, Капалабхати подолгу, Мурчха и Нади Шодхана) обычно стоит сначала провести комплекс Шаткарм, чисток: Джала-нети и Сутра-нети и Насья (для очищения носовых пазух и проходов), Кунджал-крия (для снятия блоков с диафрагмы), Шанкха-пракшалана (для общего очищения), и другие.

Некоторые вегетарианцы, пренебрегающие полноценным питанием (потреблением витамина В12 и других питательных веществ) просто теряют сознание уже на ранних ступенях предельных пранаям, человеку становится дурно. В этом случае надо уделит сначала повышенное внимание разнообразному и действительно здоровому, а не просто формально вегетарианскому (картошка, рис и макароны) питанию.

Если говорить совсем на чистоту, то кто остается? Кто практикует пранаяму увлеченно? Бхастрику и другие радикальные методы, поэтому, делают:

  1. либо люди, которые ищут «здорового кайфа»,
  2. либо йоги, которые пытаются делать «по книжке», «потому что надо» делать разные техники, т.е. не имея особых целей, либо
  3. не всегда адекватные люди, которые по разным причинам пытаются «поднять Кундалини».

В оригинальных текстах по йоге про Бхастрику, из числа предельных пранаям (в отличие скажем, от перевернутых поз — той же Сарвангасаны (берёзки), некоторых мудр и бандх — Мула-банде и Уддияна-бандхе, в основном) нигде не говорится, что она так уж полезна. Говорится, что она ведёт к целям йоги: поднятию Кундалини, самопознанию и тому подобным не всегда понятным и отслеживаемым вещам... Так надо ли раздувать «Кузнечные меха» это обычным людям, сориентированных пока что на «оздоровление йогой», т.е. на йога-фитнес? ЧЕГО можно добиться практикой Бхастрики и других подобных пранаям? Ведь так важно знать, ЗАЧЕМ ты делаешь то или иное упражнение (особенно новичкам), не правда ли?

Умеренная практика — по 10-30 минут любой пранаямы полезна, т.к. является профилактикой простудных заболеваний, укрепляет иммунитет, повышает либидо, укрепляет пищеварение.

Пранаямы отлично успокаивают ум — что так важно в наши дни, при нашем ритме жизни, который словно ускоряется с каждым годом! Любая пранаяма — отличное средство от стресса.

Пранаямы способствуют лучшему газообмену, регулируют обмен веществ — это полезно в сочетание с любой физической активностью, будь то спортзал, бег, велосипед, плавание или что-то еще. В этом смысле пранаямы «встраиваются» в ваш образ жизни, не перетягивая много внимания на себя.

С точки зрения долгосрочных эффектов йоги, пранаямы, и особенно «предельные», гармонизируют, т.е. оздоравливают, систему чакр и нади (каналов, по которым циркулирует энергия жизни — прана), что отлично сказывается на общем состоянии и на степени освоения, познания системы йоги. Пранаямы, в том числе предельные, позволяют быстро сделать шаг от грубых физических практик к пониманию тонких пранических процессов — шаг, без которого по лестнице 8-ступенчатой йоги просто не подняться.

Ряд именитых йогов (например, Свами Сатьянанда Сарасвати), указывали в своих трудах, что пранаяма — это не «прана-яма» — в переводе, контроль над дыханием, а «пран-айяма», удлинение праны, расширение праны. Верный перевод дает более ясное видение задач этой ветви йоги! В связи с этим, есть мнение, что прану можно «прокачать», увеличить, расширить и т.п. действительно, человек который регулярно и помногу занимается не только Асаной, но и Пранаямой, с радостью наблюдает «пранический подъем»: сил больше, вдохновение, яркость жизни и т.п. — то есть, по сути, жизнь и ее качество расширяются.

Если совсем углубиться в эзотерику, то, с другой стороны, есть (весьма авторитетное мнение, озвученные в древних трактатах, а сейчас большей частью забытое), что цель всей пранаямы в целом — это снизить мощность и частоту дыхания, минимизировать поток воздуха. Это должно, по идее, привести и к особым состояниям (Самадхи) и к радикальному долголетию. То есть, мы имеем две модели — «фитнусовая», или ускорение метаболизма и «прокачка» легких и крови, и «аскетическая»: замедление метаболизма, Самадхи в сугробе посреди Гималаев и тому подобное. Природа все придумала очень мудро (а йога подхватила), и обычно эффекты первого порядка приходят в начале практики пранаямы, а эффекты более тонкие, второго ряда — после них. Так что, по сути, надо просто практиковать.