Зачем «желать всем счастья», или Мэтта-медитация

27 март 2017, 10:12

Зачем «желать всем счастья», или Мэтта-медитация

Медитация «Любящей доброты» или Мэтта-Бхавана — как и другие знаменитые техники саморазвития — имеет несколько разновидностей. Причем сторонники той или иной секты могут даже отстаивать мнение, что другие техники неверны. Это может обескураживать, но это на самом деле типично и для учителей йоги, и для буддистских, и любых других учений — ведь кажется, что «верна» именно та техника, которую ты сам делаешь, и которая действительно получается! При этом, понятно, что у разных людей получается совершенно разное, а порой диаметрально противоположное... Истина — в том ,что нужно пробовать разные варианты, и потом выбрать тот, от которого у вас лично наибольшая отдача. А от критики других учений и направлений лучше отказаться.

В основе своей техника Мэтта-медитации примерно такова:

  1. Вы садитесь, устраиваетесь удобно, хорошо принять одну из медитативных поз йоги.
  2. Вы настраиваетесь на ощущение счастья, мысль о счастье. Сначала представьте, что счастливы сами. Это может быть ощущение или картинка, образ. Как получается, так и представляем.
  3. Затем нужно пожелать счастья своим любимым, и тем, кто любит нас — и представить, что они тоже счастливы.
  4. Затем пожелайте счастья тем, кто не знает вас, и кого вы тоже не знаете — всем остальным существам на планете и во Вселенной!
  5. Наконец, пожелайте счастья своим... врагам! Вспомните, что если бы ваши враги были совершенно счастливы, у них не было бы ни малейших причин чинить вам препоны, или даже плохо думать о вас — на деле, они бы не были вашими врагами. Вы даже могли бы стать друзьями, если бы и вы, и ваш враг были абсолютно счастливы — не правда ли? Когда человек счастлив, он не может быть врагом никому, «даже мухи не обидит». Страдания боль причиняют другим только глубоко несчастные люди, и эти действия принесут им ещё большие страдания в будущем... К сожалению, путь к счастью не всегда прямолинеен, но мы стараемся причинять как можно меньше страданий — себе и другим. Чем больше счастья вокруг нас, тем комфортней нам практиковать йогу и просто жить. Так пусть все вокруг нас будут счастливы, а враги станут друзьями. Очень важно не формально, а искренне вспомнить эти истины, и сердечно пожелать, чтобы ситуация в жизни наших врагов изменилась к лучшему, тогда им незачем будет нас ненавидеть и нам нечего будет делить.

(4 и 5й пункты иногда меняют местами, но это не принципиально — делайте так, как вам кажется логичней и удобней).

Советы по практике:

  • Садитесь не так как красивей, а так, как удобней! Вы же не для селфи делаете эту практику, а для внутреннего ощущения комфорта, доброты, радости. Не допускайте, чтобы ваши ноги сильно затекали — это противоречит смыслу этой практики.
  • Если появляются посторонние мысли, просто верните внимание на ощущение счастья (проще всего — на ощущение пожелания счастья себе, а потом уже на то, что нужно по ходу медитации, например — пожелание счастья вашим врагам).
  • Если вас отвлекает почесывание, кашель, звуки с улицы и т.п., постарайтесь не раздражаться по этому поводу. Любой отвлекающий момент пройдет очень скоро.
  • Эта медитация — навык, который можно и нужно нарабатывать. Если вы не ощутили ничего особенно на первой попытке, это вовсе не значит, что вы не испытаете глубочайший покой или даже особые состояния медитации на пятой или десятой попытке! Пробуйте, и всё получится!
  • Эту медитацию хорошо делать в самом начале и в самом конце дня, тогда весь день как будто обрамляется миром и покоем, вы меньше нервничаете в течение дня и лучше спите ночью. Совмещая практику с йогой, можно утром сделать её перед началом всех практик, в том числе перед разминкой, или уже после Шавасаны, а вечером лучше всего после Шавасаны (или всех тех практик, которые вы делали вечером).
  • Если поначалу трудно делать эту технику, особенно желать счастья недругам, то первые несколько раз сделайте эту медитацию в спокойной обстановке, например на даче в выходные (т.е. когда ощущения счастья добиться заметно легче!).

Выберите то описание и такую форму практики, которые вам больше всего отзовутся.