Еще раз про пищу йогов

19 декабрь 2013, 11:57

Еще раз про пищу йогов

В одном из популярных трактатов по йоге, в древней (IX-VIII вв. до н.э.) «Бхагавад-Гите» сказано, в частности, следующее: «Йог не тот, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершенье действий, в сне и бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу» (гл.6, стихи 15-16; перевод В.С. Семенцова).

При всей авторитетности данного текста, приходится признать, что этого указания для нас сейчас, в XXI веке, явно недостаточно для того, чтобы не только сберечь свое здоровье, но и очистить тело и сознание для практики йоги.

В другом тексте, который ближе именно к Хатха-йоге, а именно в «Гхеранда-Самхите» (более поздний источник — это уже XVII век), приведены гораздо более подробные рекомендации, практически ценные и применимые. Привожу отрывки (пер. А. Ригина, цит. по сборнику «Путь Шивы»):
«16. Кто начинает йогу без соблюдения диеты, тот только навлечет на себя различные заболевания и останется без Сиддхи. 5.17. Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль — чистая и без стручков.
5.18. Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу (Arum Colocasia), каккола (вид ягод), зизиф, бананы и фиги.
5.19. Незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, <...> молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья патолы, виштука (вил шпината), овощи хималочика — вот виды овощей, которые подходят для йогинов.
<...> йогин должен есть кардамон, мускатные орех и белую гвоздику,
5.28. розовые яблоки, финики и другие плоды, возбуждающие жизненную силу.
5.29. Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, нежгущей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела.
5.30. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что слишком горячо».

Есть и точные указания на количество пищи для йогов:
5.21. Пища — чистая, сладкая и не острая — должна наполнять желудок наполовину. Это — умеренное питание.
5.22. Половина желудка должна быть наполнена пищей, четверть — водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов.

Чего же следует избегать йогам?

«Гхеранда-Самхита» утверждает:
5.23. Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, соленого и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева«.

Вот такие, вполне, можно сказать, современные рекомендации давали мастера йоги в средние века. И все же, первое, с чем сталкивается даже самый благодарный читатель — это осознание, что если избегать «орехов винной пальмы», пожалуй, будет не сложно, то возникают некоторые трудности с выбором положительно рекомендованной пищи! В позитивном списке не так уж много «рекомендованных» продуктов: многое нам недоступно (в России), а на рисе, хлебе, фасоли и огурцах с финиками, пожалуй, заскучаешь, вот только незрелых бананов, пожалуй вдоволь — и то сомнения берут, те ли это бананы, какие надо (желудок сопротивляется)... К тому же, как известно, рис сейчас зачастую генно модифицированный (даже в самой Индии), хлеб магазинный явно не полезен, а огурцы и бананы, которые продают в супермаркете, да и на рынке — выращивают на истощенной (еще в 19 в.) почве, в которую были внесены химические удобрения... Так, пожалуй, одни финики и останутся!

Готовый список XVII века, таким образом, при всем сожалении, недосаточен. Придется нам отложить ненадолго трактаты, и подумать логически, своим развитым (практикой медитации) разумом. В конечном счете, каждый в нашу эпоху — Кали-югу — решает этот вопрос в меру своей испорченности (или просветленности): один йог пытается «праноедить», другой уповает на свежие соки, а третий жизнерадостно жарит шашлыки. В конечном итоге, правильное питание — не цель, а лишь средство.

И все же, пожалуй, можно привести некоторые общие соображения, вытекающие из доступных нам материалов по Йоге и Аюрведе, которые подсказывают правильный вектор поисков:

  1. Количество пищи, рекомендованное Гхеранда-Самхитой — оставляем. Не будем наедаться до отвала — а то ведь, если объедаться и через 4 часа к практике будем не готовы! Качество пищи тоже учтем: пережаренное, острое и постоявшее как было вредно в 17 в., так и осталось.
  2. Возьмем традиционный набор сезонных овощей с рынка, постаравшись выбрать самые натуральные, не импортные, а наши, отечественные (хотя это сильно урежет список). Но «пластиковые» овощи-фрукты все равно не пойдут впрок организму, они лишь тяжелым грузом ложатся в желудок — это пустая трата денег и желудочного сока, а также праны. Много придется Агнисары и Наули делать, чтобы их переварить!
  3. На тему сыроедения, фруктоедения и питания соками сказано много, и не всегда авторитетно, и еще реже — из уст достигших успехов в йоге. Такое впечатление, что для адептов сыроедения и других специфических диет (я уж не говорю про веганов) сам процесс и специфика их образа питания кажется достаточной практикой, а это, с точки зрения целостного саморазвития, не так. На деле, я пока не встречал продвинутых йогов, которые придерживаются какой-либо сильно специфичекой западной диеты (а все эти диеты: вегетарианство, фруктоедение, «праноедение» — западные новшества, продукт сознания 20 века). На эту тему можно долго спорить, но по фактам из жизни йогов очевидно, что гораздо большую отдачу в деле оздоровления именно сознания, а не тела — просит сконцентрировать свои усилия на практике. Мало найдется успешных сыроедов со стажем более 4 лет, а еще меньше из них — сколько-нибудь продвинутые йоги. Стоит также учесть, что ни в одном авторитетном трактате по йоге такая диета не рекомендуется, а косвенно предлагается совсем другое — полноценное вегетарианское питание, с включением хлеба и риса. Как бы нам этого ни хотелось, одними диетами просветление не достигается.
  4. Свами Шивананда Сарасвати (Бихарская школа йоги, признанный мастер йоги и йогатерапии, специалист по Аюрведе, прямо указывает в своих трудах, что лучшая пища для йога — это термически обработанные овощи, т.к. она легче всего переваривается. Однако он утверждал также, что иногда полезно (по несколько дней кряду) выдерживать фруктово-молочную диету. Важно тут учесть, что речь очевидно идет о парном молоке из-под коровы, и спелых, сезонных индийских фруктах. Очевидно, что молоко «из пакета» и «пластиковые» фрукты из супермаркета — совсем не такая питательная и здоровая пища. Шивананда многократно подчеркивал в своих книгах, что хотя больше 30% свежих фруктов и овощей для среднего человека потреблять тяжело, все же йогам постепенно надо увеличивать долю свежей пищи в рационе (опять же, ясно, что речь идет лишь об «органических» фруктах и овощах, а не суррогатах), однако не уточнял, до какой пропорции. Тут у нас широкое поле для эксперимента.
  5. Против мясоедения, опять же, сказано много. Мало того, что употребление убойных продуктов (полученных из тел убитых животных, птиц, и гадов морских) ложится бренем на карму, и напрямую запрещено в кодексе Ямы и Ниямы (Ахимса, по сути, тот самый библейский первый принцип — «Не убий»). Морепродукты, которые некоторые считают «не-мясом», и чуть не вегетарианской пищей — по аюрведе пища одна из самых тяжелых энерегетическии (рыба относительно полегче, но тоже низкая по вибрациям). Однако если довести желание ненасилия до логического завершения, придется не только отказаться от перемещений по земле (чтобы не дай бог не раздавить букашку), и постепенно умереть голодной смертью — овощи и фрукты ведь тоже «живые»! — но и принципиально отказаться от жизни вообще, т.к. своим существованием наш организм губит миллиарды микроскопических живых существ. Йог или не-йог, человек в любом случае сам волен решать, отягощять ли свою карму и свой кишечник продуктами мясобойни, или нет. Для начального этапа знакомства с йогой перехода на вегетарианство, видимо, не требуется. Однако стоит учесть, что для пожилых людей вегетарианство очень полезно. Есть много примеров, когда дети с рождения не употребляли мясных продуктов, и росли здоровыми и смышлеными. Факт для йогов в том, что без очищения организма и тенденций ума на среднем этапе практики, вряд ли удастся стабильно достигать высоких состояний сознания. Факт такжее в том, что употребление мяса и других нежелательных продуктов может отбрасывать далеко назад и в тонких (медитация, пранаяма) и даже грубых (асаны, Шаткармы) практиках. К тому же, если человек продолжает потреблять мясо, это усложняет получение тонкой чувствительности, необходимой для продвижения в пранаяме и медитации; на мясоедов слабо действуют аюрведические лекарственные средства — т.к. тонкие каналы (нади) забиты убойной пищей. Однако в редких случаях тяжело больным в период реабилитации бывает нужно принимать мясо как лекарство, до выздоровления... В итоге, каждый, опять же, выбирает диету по своему состоянию здоровья и уровню сознания\подготовки в йоге!
  6. Реализованный же Мастер, очевидно, может потом питаться как угодно — ведь мы знаем (по трактатам) что йогин способен даже яд превратить в пищу. Но это уровень, до которого доходят единицы: не стоит думать, что если вы садитесь в «лотос», вам «уже можно» есть мясо. Пока цель йоги — Самадхи, и с ней полная энергетическая трансформация тела — не достигнута, вряд ли стоит загрязнять свое тело сильными токсинами. Очевидно, что со времен «Шива-Самхиты» появились у нас такие «чудесные» вещи, как газированные напитки, консервы, химические добавки (красители, консерванты и т.п.), в моду вошли алкоголь, табакокурение и прием наркотиков. Очевидно, что все это не подходит для тех, кто стремится к чистоте и совершенству. На деле, если можно найти 1-2 часа в день на практику, то ведь и всегда можно найти достойную замену вкусным (особенно по привычке), но вредным продуктам, надо лишь проявить инициативу и решительность!
  7. Тема, которую зачастую обходят вниманием даже такие поборники здоровья, как вегетарианцы и сыроеды — это ритмология потребления продуктов (в том числе фруктов). Из Аюрведы известно, что у каждого продукта есть своего рода «график» его употребления — часы, когда он лучше всего переваривается и усваивается. Так, утром хорошо есть сладкую пищу, днем — зерновую, вечером — легко перевариваемую. Бананы лучше есть утром, но не вечером; молоко — принимать вечером и на ночь, но не утром и не днем, и т.п. Интересующиеся могут найти в интернете подробную почасовую таблицу приема десятков современных продуктов.
  8. Стоит еще отметить, что замороженные овощи и фрукты представляют (в условиях мегаполиса) разумную альтернативу «пластиковым» собратьям, которые продаются в супермаркетах (и зачастую на рынках тоже). Чаще всего продукты, собранные полностью созревшими, и в месте их произрастания. Благодаря современным технологиям, такие продукты сохраняют большую часть своего состава — т.е. питательных свойств. Один минус — такие продукты беднее праной, чем свежие! Поэтому если питаться одними замороженными продуктами, можно стать вялым. Для баланса, пейте свежевыжатые соки, сделанные вами из натуральных фруктов с рынка: они, наоборот, богаты праной. Другой вариант — натурально высушеные овощи, фрукты, ягоды, тоже в наши дни доступные («Солнцефрукты» и т.п.).
  9. Сложно питаться так, чтобы удовлетворить все потребности организма, поэтому стоит подумать о приеме пищевых добавок: как «химических» мультивитаминов последнего поколения (лучше раздельных, где 2-3 таблетки в день), так и травяных «йогических»: Трифала, Гудучи, Ашваганда, Бел, Мумиё и др. Зимой полезно также принимать в разумных количествах Чаванпраш (только не самый дешевый и популярный, а другие бренды). Медики подтвердят, что прием химических витаминов не всегда эффективен, так что тут надо тоже исследовать вопрос по материалам из доступных источников. Аюрведические же средства обычно наиболее активны и полезны в первые месяцы после их приготовления, несмотря на то что их срок хранения может исчисляться годами. Не все врачи-аюрведисты действительно сведущи, в наши дни много профанов-самозванцев. Усугубляют тенденцию с аюрведическими препаратами беполезные подделки, которыми грешат крупные индийские фирмы.
  10. Злоупотреблять сахаром и солью не следует, нормы их потребления в нашей стране сильно превышают здравый смысл. Сахар способствует росту нежелательных бактерий в кишечнике, и особенно вреден на ночь. Существует множество более здоровых альтернатив белой соли и белому рафинированному сахару.
  11. И наконец, самое главное правило для йогов: важно не только, ЧТО и КОГДА есть, но и КАК! Кушайте пищу с благодарностью и радостью, в спокойной и приятной обстановке, тщательно пережевывайте твердую пищу (в йогической среде ходит шутка, что йог каждый кусочек жует по 108 раз) и медленно (словно «пережевывая» во рту) пейте напитки. Готовиться пища тоже должна в хорошем расположении духа.
  12. Кроме того, и это будет интересно всем, кто всерьез заинтересовался пранаямой — в идеале, надо кушать, когда активна правая ноздря (Сурья-Свара), а пить — когда активна левая. Не пейте много воды и других напитков во время и после еды, особенно это верно для чая-кофе; холодные напитки (из холодильника, с улицы, со льдом) и в целом не полезны, и особенно вредны во время еды: они буквально «смывают» пищу дальше в кишечник, толком не усвоенной.
  13. Не ешьте ближе, чем за 3-4 часа до занятия йогой, и если сильно не голодны, то не ешьте сразу после нее. (Воду комнатной температуры можно пить до и после тренировки, если занятие направленно на оздровление — йогатерапию — можно и нужно пить между асанами (см. Шивананда Свами, «Новый взгляд на традиционную йогатерапию»).
  14. Кроме того, непосредственно перед и сразу после еды полезно практиковать Ваджрасану (она улучшает пищеварение) по 5-15 минут. Кушайте на здоровье — оно поможет достичь успеха в йоге!