10 полезных советов начинающим инструкторам

8 октябрь 2017, 07:22

10 полезных советов начинающим инструкторам

1. Если вы хотите начать свой йога-бизнес — сразу начинайте преподавать на коммерческой основе. Не надо делать это бесплатно. Если вы цените своих учителей и потраченное на обучение время — вы никогда не будете передавать знания йоги бесплатно. Это ещё и плевок в тех преподавателей, которые берут деньги за свои занятия — вы словно бы говорите, что благороднее и духовно выше их — это не так. Всё, что даётся бесплатно, бросается в грязь — а то, что заплачена высокая (при этом адекватная цена) — будут практиковать, ценить, обдумывать, это сохранится во времени и это будет работать. Никогда не соглашайтесь преподавать за копейки или за «донейшен» (добровольное пожертвование). Сегодня учителя йоги — это не Гуру, которые живут в пещере и которым нужна только чашка риса в день и спокойствие ума и чистая совесть. Это социально активные люди, котрым нужна квартира, полноценное (желательно, вегетарианское — а это ещё дороже) питание, путешествия к Учителям и по святым местам, повышение квалификации, свободное время для личной практики и так далее. Современный преподаватель йоги не может жить на копейки — он (она) вынужден тратить значительные средства. Поэтому адекватный энергообмен — в том числе, в виде уважения, и в виде платы за обучение — должен происходить. Даже если сегодня это правило ещё не прожито, не адаптировано — вы придёте к нему в дальнейшем. Сэкономьте себе годы проб и ошибок, и сразу начните брать адекватную, достойную плату за свои уроки. С самого первого занятия. Неважно даже, если у вас небольшой опыт проведения уроков — ведь, во-первых, вы уже прошли серьёзное обучение, а во-вторых, вы преподаёте ЙОГУ! И то и другое — не дешёвые вещи, вот и не обесценивайте их, и себя.

2. Обратите внимание на свой распорядок дня. Он должен включать достаточно личной практики. Это когда вас никто не видит, и никто не знает, что вы делаете. То есть, вы занимаетесь в уединении. Таких часов должно быть — хотя бы в первые годы преподавания — не меньше, а БОЛЬШЕ, чем часов преподавания. Поначалу может показаться, что такое правило идёт вразрез с вашими целями — давать больше, брать больше часов, зарабатывать больше. Но в конечном итоге, ученики приходят за знаниями, за реализацией практик, за вашим личным опытом — и чем больше будет этого самого опыта — тем больше у вас будет того, чем вы можете делиться. Учителя, набирающие по 5-7 часов преподавания в день, и которые сами, наедине с собой, лишь делают Сурья-намаскар и пропевают «ОМ», быстро перегорят или потеряют влияние на зал: ученики станут их покидать, не чувствуя за словами силы, поддержки, мудрости. На ваших занятиях начнутся разговорчики, смски, ученики будут над вами втихомолку посмеиваться, обсуждать и критиковать вас — если это происходит — срочно погрузитесь в личную практику. Когда никто не знает, не слышит, не видит. Копите личную энергию! И ваше преподавание снова пойдёт в гору.

3. Детально прорабатывайте каждое упражнение, которое вы собираетесь преподавать, 1) сначала по отдельности — так, как вы делаете его сами. А потом 2) ещё и в компексе других асан — так, как будете давать на реальном занятии, ученикам. Очень важно «прогнать» весь комлпекс, включающий новое (для ваших учеников) упражнение именно так, как оно будет подаваться в реальности. Поясню: вам может быть комфортно делать, например, 15 минут Бхастрики отдельно от других практик. Но если вы сначала час-полтора поделаете асаны, а потом сделаете это упражнение, у вас просто может остаться сил на 5, а не 15 минут, и 5 минут будет более адеватно. Или вы можете заметить, что прекрасно делаете каждую асану, которая должна войти в ваш новый «коронный» комплекс на 1 ил 1.5 часа- ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, — но если делать эти же самые асаны одна за другой, они просто слишком тяжелы. Ученики будут «выползать» с занятия. Все эти проблемы не сущесвуют для тех инструкторов, кто не пренебрегает личной практикой, и прорабатывает в личной практике (в тишине, вдумчиво и не спеша) ТОЧНО такой же комплекс, который будет даваться ученикам. Это не позволит вашей реальности расходиться с вашими словами. Так, некоторые инструктора на словах делают продвинутые техники — но в реальности саими не ДЕЛАЮТ их (в уединении и подолгу), а лишь демонстрируют их выполнение, и дальше срывают править полный класс учеников, так и не реализовав на практике то или иное упражнение! Выходит, что человек преподает то, что сам знает понаслышке. Это ложь, и этого быть не должно.

4. Избегайте говорить о пользе йоги для организма — и о болезнях, которые она якобы излечивает. В наши дни популярно такое совсем недавно появившееся в США направление, как «йогатерапия», но на самом деле, влияние техник йоги мало изучено, мало подтверждено современной наукой. Более того — многие асаны йоги травмоопасны, и даже могут приводить к смерти (редки, но случаются инсульты в таких трудных позах, как Дханурасана — Поза лука, или Халасана — поза плуга). Кроме того, рассуждения о практической пользе той или иной асаны уводят умы, намерения ваших учеников (пока что профанов в йоге) от истинных целей йоги — таких, как духовный рост, и возвращают внимание в тело. Йога проигрывает пилатесу по оздоровительному эффекту, аэробике и акробатике по глубине прогибов и сложности поз, бальным танцам и воркауту по скрости приобретения растяжки и скорости укрепления мышечного корсета. Не играйте в игры, в которых йогам не победить! Йога — это прежде всего приобретение контроля над умом и эмоциями- чем не может в такой же степени похвалиться ни качок, ни балерина. А также, именно йога (как и цигун, тайцзицюань и другие восточные практики) позволяет работать с энергией жизни -праной: такая культура по сути тоже не знакома ни фитнесу, ни балету, ни цирковой акробатике. Реализация мастерства в йоге не заметна ни на фото, ни на видео — так же, как вы не сможете определить, какой смертельно опасный боец, мастер карате стоит перед вами — пока он не одет в кимоно с чёрным поясом, не встанет в позицию и не сделает страшное лицо.

5. Будьте безупречны в своих словах, делах и ... соцсетях. Карьеру преподавателя йоги очень просто разрушить — достаточно одного скандала, который порой возникают даже без особой почвы. Избегайте обсуждать религию, политику и ... диеты, а также вопросы семьи и секса как с учениками, так и с другими преподавателями: инструктора йоги в массе своей крайне болтливы — и ваши секреты, предпочтения и яркие высказывания моментально разойдутся по соцсетям. Не позволяйте себе интрижек на работе. Не афишируйте ни свою личную жизнь, ни распорядок дня, ни привычки питания — какими бы безупречными на первый взгляд они ни казались. Сколько людей — столько мнений, и вас могут раскритиковать — неважно, даже если логически необоснованно! — в соцсетях, и подпортить вашу репутацию.

Конечно, преподавание йоги требует ещё много чего — но для начала будет достаточно!

Хануман.ру — «живое» сообщество активно развивающихся людей!

Расскажите об опыте применения этих практик в комментариях! Либо можете задать свой вопрос ведущему блога «Хануман» по имейлу: [email protected]

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Живое общение 24 часа в сутки (с Брахма-мухурты и до последнего!). :) Здесь преподаватели йоги и начинающие обмениваются вопросами-ответами, мнениями, мультимедиа контентом и просто поднимают настроение. Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga