«Осознанность» прямо сейчас: Атма-Анубхути Йога

1 май 2017, 07:39

«Осознанность» прямо сейчас: Атма-Анубхути Йога

Осознанность — не какое-то чудо, а просто навык, — основной в йоге — и, как любой навык, его можно и нужно тренировать.

Осознанность полезна не только в йоге, а в любом деле — так что, натренировав осознанность на занятиях йоги, можно применять её везде. Это как крепкие и рельефные мышцы мы тренируем в спортзале, но они с вами, понятное дело, и на в офисе работе, и в заграничной путёвке на море (там ,где они заметней всего!). Осознанность не хуже красивого тела, и в этом вы сможете убедиться, сделав следующую практику.

Стандартный подход к тренировке осознанности, в русле классической йоги — это обычно мантры или медитации. Это долгий, трудный — и, как считают некоторые, нудный путь. К тому же, если у вас беспокойный ум и богатое воображение, вам придётся особенно туго, если вы выберете такую «лобовую атаку» на осознанность. Многим европейцам это не подходит.

Атма-Анубхути-йоги — ещё одна (помимо ошовских медитаций и всего прочего) альтернатива «индийскому» подходу к йоге. Это целостная практика, которая хотя и проста и прямолинейна, со временем позволяет на опыте узнать и пройти следующие стадии медитации:

  1. Осознавание тела (телесная осознанность)
  2. Осознавание праны
  3. Осознавание ментального плана, ума
  4. Осознавание астрального плана (над умом, наблюдение ума — уровень Сознания)
  5. Осознавание причинного уровня (кармических тенденций, или, проще говоря — вашего подсознания)
  6. Внетелесная осознанность (выход на внетелесный опыт и далее в глубокую медитацию вне опыта). (Никому не надо пугаться перспективе получения глубокой медитации и её мощных эффектов — процесс будет контролируемый и все случается очень постепенно. Если вам не интересны и не нужны глубокие состояния, в этой медитации вас туда автоматически и не «выбросит»! Тут отличие, скажем, от Йога-нидры, где нарастание глубины медитации идёт крайне быстро.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Атма-Анубхути-йоги

  • Когда мы садимся в эту медитацию, сначала мы просто ощущаем тело, целиком. Мы также наблюдаем своё дыхание, и постепенно оно завладевает вниманием, а тело как бы уходит на границы внимания, мы его чувствуем, но лишь фоново.
  • Затем приходит ощущение потока жизненной энергии, который течёт вместе с воздухом, с дыханием. На этом уровне мы просто дышим, дышим, дышим...
  • Осознавание тела затем полностью сходит на нет, мы не ощущаем тело, оно нас не тревожит и не занимает поэтому наше внимание.
  • Затем мы добавляем мантру, и постепенно внимание смещается с вдохов и выдохов на мантру. Затем могут приходить различные любопытные видения (из подсознания). Затем мантра перестаёт нас занимать, т.к. сознание хотя и не засыпает, но погружается в надличностный уровень — со стороны кажется, что человек заснул. На этом уровне яркие видения чередуются периодами просто глубокого расслабления. Но тело не двигается и человек не выходит из медитации. В результате всего этого процесса вы «просыпаетесь» очень хорошо отдохнув, с потрясающей свежей головой и желанием «свернуть горы», при этом в уме мир и покой, гармония!

Порядок практики:

  1. Садимся в Падмасану (другие позы для этой медитации не используются), либо ложимся на спину удобно, в Шавасану, рекомендую использовать подушки под голову и под колени, а также не лежать на жёстком — нужно положить дополнительный коврик или плед на свой привычный йога-мат. Также можно медитировать на плотном, не слишком толстом матрасе, на кровати.
  2. Просматриваем всё тело целиком, как в Йога-Нидре. Ощущаем всё тело, не вдаваясь в подробности. Просто осознавайте, или думайте: «Я чувствую своё тело, вот оно».
  3. Не обращаем внимания на ощущения тела (не шевелимся!!) и посторонние звуки (такие, как гудки машин с улицы, шум кондиционера, а вот кто-то рядом захрапел, у меня заурчало в животе, и т.п.) Они не помешают нам медитировать, если мы не будем придавать им значения — и отвлекаться на них либо пытаться их «подавлять». Ничего не делаем, просто продолжаем чувствовать всё тело.
  4. Наблюдаем дыхание. Вдох, выдох.... Живот и грудная клетка поднимаются и опускаются. Не идёт «вслед» за мыслями. Если мысли появляются — сразу переключаемся на дыхание.
  5. Добавляем к дыханию мантру Со-Хам. Мысленно повторяем «Со-о-о» на вдохе, и «Хам-м-м» на выдохе. Дыхание естественное. Если появляются посторонние мысли — возвращаем внимание на мантру (уже не на живот и грудь, а на мантру). (Значение мантры «Со-Хам» — «Я Есть»).
  6. Если вы не испытываете сильной сонливости и не подвергаетесь атаке вороха посторонних мыслей, прекращаем повторять мантру. Пробуем остаться в чистом внимании- наблюдая все, что происходит, но ничего не делая. Медитация без поддержки — чистая медитация. Это и есть цель Атма-Анубхути-йога-практики. Для успеха в практике вы должны быть в хорошей физической форме (чтобы тело вас не беспокоило и чтобы сидеть ровно и при этом комфортно), не должны быть слишком голодны (тогда будут мысли о еде и беспокойство) или слишком полны едой (тогда будет сонливость и чувство тяжести).
  7. Не поддаёмся сонливости и посторонним мыслям. Балансируем на грани сна и четкого осознавания тела. Как будто вы засыпаете вечером, вы чувствуете сильную сонливость — но не хотите заснуть. Для этого мы просто продолжаем чувствовать тело. С практикой вы нащупаете искомое состояние — очень расслабленное, но ещё не сон! Позволяем приходить образам, ощущениям, каким-то цветовым пятнам перед мысленным взором — пусть будет что угодно, только не засыпаем. Если чувствуете, что вот-вот заснёте — верните внимание на процесс дыхания. Оттуда — от живота и груди, где ощущается дыхание — несложно опять чуть «соскользнуть» в осознавание всего тела едва-едва, на границе сна, полного расслабления.
  8. Оставляем только ощущение «Я ЕСТЬ». не рассматриваем своё тело, просто отмечаем что вот оно, что вы его немного ощущаете, чтобы не заснуть. Не следуем за мыслями — просто помним, что мы бодрствуем и наблюдаем как мысли приходят... и уходят. Как облачка конденсируются и растворяются в ясном небе. Искомое состояние глубокой медитации — чистой Осознанности! — это как раз «Я ... есть...» — то есть когда когда нет ощущения тела, нет мыслей, но есть чувство что «вот я... мой ум и моё тело где-то тут, рядом — но я не они», т.е. вы не вовлечены в переживание ощущений тела или думание мыслей. Это хорошее, целительное состояние йоги.

Вы словно облачко ума, висите в этом космосе, в Чидакаше — где разворачиваются образы Йога-Нидры. Можно заметить, что ваша осознанность, яркость переживания «я есть» — словно пульсирует, бьётся как сердце! Что наблюдает эту пульсацию? Ещё более глубинный слой «я», это любопытно ощутить! Вы наблюдаете пульсацию внимания так же, как когда вы делаете Тратак и пристально смотрите на свечу, не моргая — все-таки глаз чуть ходит, кругами, это знают все кто занимался ,скажем, стрельбой — или просто внимательно делал Тратаку. Флуктуации точки концентрации глаза наблюдает, понятно, ум (Чит), а кто, что наблюдает флуктуацию ощущения «я есть»? что-то из нашей глубины, может быть, наше истинное Я? Это вопрос не для ума, для практики...

Дальше этого уровня (наблюдающего за наблюдателем и его «пульсацией» или «вибрацией») в медитации может провести только несгибаемое намерение (Санкальпа) либо поддержка Гуру (у кого он есть). Но даже этот, пятый или шестой, условно по счёту, уровень — над всеми ментальными картинками — уже очень глубокое погружение! И это также целительная, полезная для нервов и тела практика — вы прекрасно отдыхаете, наполняетесь силами, здоровьем, и способностью идти дальше к своим целям. Вы оставляете стресс и суету далеко позадить — пусть даже на полчаса, но это ощущение наполняет весь ваш день и повышает качество жизни.