10 шагов в медитацию

4 май 2015, 09:45

10 шагов в медитацию

Прогресс в медитации можно условно разделить на 10 ступеней:

1. Познакомьтесь с теорией медитации. Почитайте, что такое мозг, как он работает. Подумайте о том, что такое ум (ум и мозг — разные вещи, так что ответ не столь очевиден). На этом этапе ни в коем случае не надо уходить в психоанализ! Книги, которые помогут понять цели и методологию медитации, вы найдет в нашем списке по йоге. Не пропускайте этот шаг — иначе вы рискуете потерять время, делая какую-то маргинальную технику «из интернета», которая вообще не является медитацией, или даже попасть в секту.

2. Познакомьтесь с медитативными техниками. Это можно сделать как на специальном ретрите — например, по Випассане — так и самостоятельно, по литературе. В блоге «Хануман» уже десятки текстов про медитацию. Ключевые слова для поиска в интернете (если вам недостаточно информации на «Ханумане»): медитация, аутотренинг, самонаблюдение, пранаяма, созерцание, вопрошание. Сначала просто узнайте, что вообще есть в арсенале медитации, расширьте свой кругозор на этот счет. Выбрать вы сможете позднее, на следующем шаге. Не ограничивайтесь теоретическим знакомством с 1-2 техниками, «покопайте» тему поглубже. Это позволит выбрать именно то, что вам нужно, а не то, что выпало верхним в «гугле».

3. Выберите для себя 1-3 наиболее заинтересовавшие вас практики, и при первой возможности (когда выдается свободное время) делайте их. Под настроение, ту или иную. Совсем нет времени? Откажитесь на недельку от просмотра телевизора — сразу столько времени на медитацию освобождается! Проверено. Разонравилась техника — смело меняйте! На данном этапе у вас — никаких серьезных обязательств. Перебирайте техники смело и без сожалений. Если что, всегда можно вернуться к той, что была лучше.

4. Выберите для себя лучшую технику. Какая же лучшая?! Та, которая дает наиболее приятные ощущения, дает наибольшее расслабление. Мне, например, больше всего нравятся Анулома-вилома пранаяма (в том числе, с добавлением Прана-шуддхи) и Йога-нидра. Возможно, вам по темпераменту подойдет что-то другое: например, повторение мантры (Джапа-медитация [L1] ), или даже динамические медитации Ошо. Делайте, пробуйте — искренне, выкладываясь на 100%, иначе ни одна медитация не работает. Главное — чтобы результат всех действий был — спокойствие и уравновешенность, а не «ветер» в голове и куча эмоций, с которыми сложно справиться.

5. Сделайте практику регулярной. Если вы не можете делать какую-то технику каждый день, то, вероятнее всего, вы высоковато поставили планку, и выбранная техника очень трудоемкая. Не отказывайтесь от той трудной медитации, которая нравится. (Например, мне нравится «Кундалини-йога» Йоги Бхаджана, но я не могу делать ее часто — вот и делаю от случая к случаю — каждый раз с большой благодарностью за эти техники!) Так что просто выберите дополнительную технику, которую можете делать ежедневно, лучше даже 2 раза в день, утром и вечером. А вашу «прорывную» оставьте на выходные или на то время, когда будет возможность ее делать. Некоторые медитации так сильны, что достигнутый в них уровень «держится» даже не дни, а недели, месяцы.

6. Не переживайте из-за того, что узнали о себе. В ходе любой настоящей медитативной практики вы (обычно впервые в жизни!) познакомитесь с содержанием своего «потока сознания» (точнее — потока мыслей). Может создаться впечатление, что мыслей (в том числе, «дурных», «глупых», «грязных» и «злых» — сюрприз!) стало гораздо больше. Нет, это не так. Просто вы раньше замечали лишь 1-2 из всего потока мыслей, а сейчас внимание расширилось. Этот этап пройдет, если не паниковать. Постепенно ум очистится от чехарды посторонних мыслей. Это вряд ли произойдет быстро, скорее — в течение недель или месяцев при регулярной практике. Настройтесь на конструктивную работу. И не осуждайте себя, какие бы мысли ни роились в голове — ведь мысли — это не вы! Не пытайтесь подавить неугодные вам мысли — если так делать, они накопятся и потом будет «прорыв плотины», вы можете пуститься «во все тяжкие». Лучше сливать ваши ментальные «помои» постепенно, через своего рода предусмотренный йогой запасной «краник» — просто-напросто регулярно медитируя. Ни с какими мыслями ничего не надо ДЕЛАТЬ, они проходят сами (как подростковые прыщи).

В йоге есть такое испытание — человек «прокачивается», получает новые силы — казалось бы, радоваться надо. Но тут же активизурется ложное эго, отравляющее этот переходны этап. На нем «валятся» не готовые ищущие. Чтобы проскочить этот «переходный» период, довольно просто учесть, и принять мысленно, что любые тенденции, желания, импульсы, даже на первый взгляд благородные и общественно-полезные («спасать мир»), всё это вместе с вашими планами на жизнь и обустройство России и Вселенной, обидами из прошлого и прочим «добром» — это ничто иное, как ментальный мусор, токсины сознания, это — не вы, не ваша истинная личность. Не путайте свои слабости с истинным Собой. Поэтмоу и не боритесь с всплывающими тенденциями, образами! Зачем? Просто не поддавайтесь на их провокации, этого довольно. Иногда ум пугает нас «страшилкам» — страшными образами, сценами насилия, всплывающими из подсознания или памяти (не надо было на ночь программу ДТП смотреть, или новости «про войну с картинками»). Спасение нервов, сил и времени — в том , чтобы четко помнить: все эти «чудовища подсознания» — совершенно бессильны, если вы не соглашаетесь уделять им внимания. Это просто картинки, которые только вы можете оживить — или не оживить. Только вы решаете, давать им силу, подпитывать их, или позволить задохнуться без вашего внимания. Чтобы ни происходило, не драматизируйте ваши опыты и переживания на этом этапе. Они пройдут! Есть хотя бы крупица контроля над собой, никто и ничто вас не заставит делать что-либо против вашей воли. Даже ваше собственное воображение, подогретое сильными практиками

7. Не волнуйтесь по поводу содержания подсознания. На следующем этапе вы уже меньше переживаете насчет потока мыслей и желаний, и он меньше вам докучает. Зато на поверхность (в зону внимания) всплывает содержимое подсознания. То же самое, что в уме, но на порядок глубже укоренившееся, «архетипичное». Символы, эгрегоры, страхи, желания, обиды, комплексы, мечты, невысказанные слова любви и ненависти и прочая, прочая.... «О Боже!» Спокойствие! Вспомните, что, опять же, ЭТО НЕ ВЫ, а ваше воспитание (в широком смысле). А также, еще раз повторите себе: «с этим ничего не надо делать». Всё, совершенно всё, пройдет и уйдет само, лишь продолжайте медитировать. В самых тяжелых ситуациях (когда, кажется, контроль вот-вот оставит вас), будьте пассивными снаружи и наблюдайте, что происходит внутри (как своетовал, по легенде, сам Шива своей супруге — в этой ситуации «упади, как мертвая»; работает!). Очень многие люди «срываются» на этом этапе в медитации. На этом этапе медитирующий встречает первого серьезного «врага» — настоящий, «животный» страх. Это когда все тело дрожит и ум просто взбесился. Страх — тоже житель ума, как и все остальное, что нам надо преодолеть, — осознайте это, и все получится. Не надо идентифицироваться с идеями, которые навязывает ум под давлением страха. В теле дискомфорт!.. В уме хаос!.. — НУ И ЧТО? Ваш центр — незатронут, медитируйте так. Продолжайте практику. Не драматизируйте и не переоценивайте ваши опыты и переживания на этом этапе. Не интересуйтесь даже самыми «запредельными» или «божествеными» опытами. Не пугайтесь пугающих образов, внутренних открытий (самое трудно-перевариваемое из них — «я вовсе не такой хороший, как я думал о себе. да я вообще — очень плохой!» тоже бессильно против вас). Это яркие побочные эффекты йоги. Они пройдут!

8. Вы постоянно распознаете мысли как нечто отдельное от себя. На этом этапе вы гораздо лучше понимаете, что значит «принять себя» целиком, а не по кусочкам, не в частностях. Частности, мысли, желания и даже всплывающие «куски» подсознания — воспринимаются как наблюдаемые из «Центра» (островка незатронутости, Сердца, ощущения «Я») и преходящие (а они такие и есть!) и не составляют проблему — неважно, следуете вы за ними или игнорируете. Для того, чтобы освоить этот этап, критически важно освоить навыки глубокого расслабления — физического и эмоционального (на мой взгляд, тут неоценима роль «Йога-нидры»). Тут поможет чтение продвинутой литературы по медитации, такой как «Йога Васиштха», «Трипура Рахасья», Упанишады. Перечитайте «Йога-сутры», «Хатха-йога прадипику» — главы про медитацию и Самадхи, это даст необходимую перспективу действий, понимание происходящего и трезвую оценку ваших достижений. Опыт — это хорошо, это незаменимо. Но осведомленность о теории продвинутых концепций йоги, и о том, что за мощнейший процесс сейчас запущен в вашем сознании — тоже бесценны.

9. Вы безошибочно распознаете содержание подсознания и даже сильные эмоции, долгосрочные проявления своего характера — как посторонние явления. Для этого вы должны быть уже предельно осознанны и расслаблены в жизни, и в ходе ваших медитативных практик то и дело испытываете глубочайший покой. Этот покой не нарушается даже самыми яркими (приятными или гротескными) картинками из подсознания. Вы все больше осознаете, что ядро, центр вашей личности — не затронут решительно ничем! Не то что мыслями или мимолетными желаниями, но даже травмами детства или историей ваших взаимоотношений с людьми во взрослом возрасте, а также вашими планами на выходные и на жизнь. На этот этапе может встретиться второй серьезный «враг» — сонливость в медитации. Делайте что угодно, но не уходите в летаргический сон!)

10. «На пятёрку» (точнее, на десятку) — это сделать практики глубокого расслабления привычными, а их ежедневный результат — настоящий Покой и глубокий отдых, восстановление эмоциональных и физических сил за сравнительно непродолжительное время — предсказуемым. То есть, если у вас медитация «иногда получается», это еще не «пятёрка». Найдите нужные именно вам методы. Если надо — оптимизируйте, подстройте их под себя: на данном этапе это уже не самонадеянность, а насущная потребность. «Закрепитесь», освойтесь, приживитесь в глубочайших медитативных состояниях. В мастерстве медитации нет места настроению, погоде, лунным дням и месячным циклам! Хороший хирург — тот, кто может оперировать каждый день, а не тот, кто по средам и пятницам работает хорошо, а по вторникам и четвергам с вероятностью может зарезать. Даже если вы наблюдаете «хорошие» и «плохие» дни в медитации, ваша цель — изменение «среднего состояния», а не просто достижение пиковых состояний покоя и гармонии иногда, при благоприятном стечении обстоятельств. Но вначале — и это тоже придется принять как факт — эмоциональные «качели» и взлеты-падения в практике неизбежны, это просто рабочий момент. Не надо сильно экзальтироваться по поводу какого-то особо выдающегося «успеха» в практиках или временных неудач в них — и постепенно навык работать дальше наработается (это звучит очень скучно, но это не значит, что вы не будете получать удовольствия от самого процесса! Процесс — великолепен). В итоге, вы увидите и примете как свое истинное «Я» самый «Центр» своей личности, «бытия», «самости», самое тонкое, самое Сердце себя — и поймете, что с этим нет никаких проблем. Не было и не будет. Ваш центр тяжести теперь расположен очень, очень низко. Любые проблемы — просто пена у берега, а Вы — бескрайний океан, глубину и силу которого ничто не может поколебать. Вот именно в таком открытии — неисчерпаемый источник здоровья и счастья. Какие именно техники приведут вас на этот уровень — совершенно не важно, и если для вас до сих пор важны техники, вы очарованы технологиями медитации — возможно, искомого состояния вы еще не испытывали. Когда вы доберетесь до «верха» «лестницы», сразу станет ясно, какие техники йоги и медитации вам полезны, какие нет, и как их можно применять. Так с вершины горы отчетливо виден подъем, но не раньше. В итоге вы ... перестанете медитировать, т.к. медитация будет происходить постоянно — вам не надо будет даже садиться в особую позу и закрывать глаза. Ни одна поза, ни одно особое дыхание — не дает медитацию, и не мешает медитации. Это точка, в которой все ваши проблемы, связанные с медитацией, исчезнут. Не стоит расстраиваться — это НЕ конечный пункт. Не стоит думать, что достигнув Самадхи один или несколько раз, можно дальше «расслабиться». Вам будет искренне интересно практиковать дальше, и состояние медитации станет тем, чем оно было — вашим естественным состоянием. Которое нельзя «потерять». Достигнутое (распознанное) однажды, оно всегда здесь, и оно будет лишь постепенно углубляться и расширяться на все сферы жизни.