Что почитать про йогу?

14 август 2014, 07:23

Что почитать про йогу?

Схема источников информации по йоге, по убыванию авторитетности:

  1. Веды (сложны для изучения и не рассчитаны на практическое применение в наши дни);
  2. Книги раздела «Шрути» («Услышанное»): Самхиты, Упанишады, Араньяки, Брахманы и Тантры. Здесь же — такие трактаты, как «Хатха-йога Прадипика» и «Йога-сутры», «Виджняна-Бхайрава Тантра», «Йога Васиштха», «Шива Самхита», «Гхеранда Самхита», все доступные Упанишады (их около 50) и др. Этот пласт источников практически применим и понятен йогам;
  3. «Смрити» — «написанное». Авторитетные книги, не относящиеся к разделу «Шрути», в том числе «Махабхарата» и ее фрагмент — «Бхагават-гита» (которая вовсе не является ни «ключевой книгой йоги», ни «основой индуистской философии», вопреки расхожему заблуждению, бытующему в среде малообразованных индусов и слабо эрудированных западных йогов). Часть этих текстов очень ценна для занимающихся йогой (как «Бхагават-гита»), а часть носит весьма специфический характер и вряд ли может применяться в нашу эпоху. К последней категории относятся, в том числе, Дхарма-шастры — своды законов (в том числе знаменитые «Законы Ману», которые в наши дни выдаются за «ведическое знание»), описывающие суровые законы индийского общества в ту или иную древнюю эпоху.
  4. Книги знаменитых мастеров по йоге, признанных столпов йоги разных эпох. Книги Шри Шанкарачарьи (Шанкара), Рамакришны и других мудрецов. Сюда же можно отнести поэзию святых йогов-мудрецов (Кабир, Шанкара, Миларепа в числе прочих). Из более современных стоит отметить, например, книги Д. Брахмачари, ТКВ Дешикачара, БКС Айенгара, Свами Шивананды и Свами Сатьянанды Сатьянанды, А. Авалона, Х. Джохари и т.п., и чрезвычайно ценные с точки зрения практики комментарии знаменитых мастеров к основополагающим текстам йоги: в частности, комм. к «Прадипике», «Бхагават-гите», «Йога-сутрам» и т.п. знаменитых авторов уровня Сатьянанды и Айенгара. Многие из книг этой категории не представляют трудности для понимания.
  5. Книги ушедших и современных мастеров йоги, современные видео- и аудио-материалы (пример -книги Андрея Сидерского, Сергея Кулыгина, Виктора Бойко, Нины Мел, других отечественных и зарубежных авторов). Материалы сети Интернет. Советы, блоги, книги преподавателей и практикующих йогу. Посещение мастер-классов и лекций. Околойогическая, художественная и религиозная литература («Возвращение домой» и т.п.), книги по Аюрведе, К. Кастанеда, Р. Свобода, Е.С. Далай-Лама и т.п. Проблема этой категории — сложность оценки соответствия изложенного истинной йоге (которая ведет к описанным в Упанишадах прекрасным результатам и в итоге к Просветлению), т.к. авторы сами зачастую находятся лишь где-то в середине пути.

Веды («знание, переданное богами»)

Стоит учесть, что в системе йоги наиболее авторитетной литературой по теме саморазвития считаются Веды, это четыре толстых книги. Да простят меня Пандиты (знатоки Санскрита и ведической литературы), но говоря коротко и прямо, мало кто из простых смертных, тем более, не-индусов может большую пользу из чтения этих первоисточников, т.к. Веды в основном содержат гимны, славословящие разные аспекты Бога, и боевые заклинания*, т.е. относятся либо к Бхакти-йоге, либо к прикладной «магии», но никак не к практике саморазвития в русле Хатхи, Раджа- или Кундалини-йоги. Поэтому наиболее адекватным способом приобщения к Ведам, на мой взгляд, является (как ни странно) слушание их — в записи, созданной знатоками санскрита — языка оригинала**. Толкователей Вед в наши дни не счесть, но, курьезно, что подавляющее большинство информации, транслируемой ими, к Ведам вообще не имеет отношения. Любопытные могут поднять текст первоисточников (в русском английском переводе) и удостовериться. Ни про семейные отношения, ни про питание или режим дня, ни, прискорбно, про практику Хатха-йоги в Ведах ничего не говорится. Существует ряд адекватных (научно признанных) переводов Вед как на хинди, так и на английский, и даже на русский язык. Но даже в русском переводе тексты Вед — это скорее чтение для расширения кругозора, чем чтение «по йоге». Так что мы оставим эти специфические тексты ученым-индологам, людям религиозным, и интересующимся индийской культурой. Веды — литература, безусловно, высшего порядка, но (и поэтому) доступная только самым продвинутым: йогам, достигшим большого успеха в медитации и способны воспринять «святые истины» интуитивно. Но чтобы иметь свое мнение в вопросе «о чем говорят Веды и что теперь делать», ознакомиться все же стоит.

Почитать Веды по-русски, а также узнать немного из истории их создания можно, в том числе, здесь.

Шрути. Упанишады (записанное со слов Просветленных), а также «услышанное» в медитации.

Другой, тоже весьма авторитетный*** в русле йоги, пласт источников — это комментарии к Ведам — Упанишады (а также Самхиты и Тантры). Это книги именно по теории и практике саморазвития в современном понимании. Многие из них детально или не очень описывают те или иные (в том числе широко известные) практики Хатха-, Кундалини- (в традиционном понимании, а не практики Йоги Бхаджана) и Джняна-йоги. Некоторые Упанишады детально разбирают вопросы пранаям или мантра-йоги, другие же затрагивают вопрос «что такое Бог» и т.п. философские моменты. Упанишады — тексты, записанные со слов высоко реализованных учителей йоги древности и средневековья — времен, когда планка «преподаватель йоги» стояла невероятно высоко. Упанишады — пожалуй, самая авторитетная литература по йоге, доступная для понимания для массы йогов, и при этом практически применимая. Без знакомства с Упанишадами нельзя утверждать, что освоена теория йоги. Особо подчеркну, что Упанишады доступны в академическом переводе на русский язык, озвучены в аудио и широко доступны (в том числе в «пиратских» торрентовых сетях). Авторитетная литература раздела «Шрути» доступна, в том числе, в известных всем йогам сборниках, таких как «Путь Шивы», подготовленных авторитетными и не ангажированными переводчиками и составителями.

Несколько важных Упанишад (в пер. А.Я. Сыркина) — в открытом доступе, в том числе, здесь. Еще Упанишады, история, структура, списки дошедших до нас Упанишад.

Важный момент — в том, что просто читать литературу уровня Шрути (Самхиты, Тантры, Упанишады) — недостаточно. Это очень сжатые по содержанию тексты, рассчитанные не только на интеллектуальное ПОНИМАНИЕ самого текста, но и активную интеллектуальную работу самого читателя — обдумывание прочитанного. Многие тексты такого уровня включают прямое указание на необходимость такой работы в самом тексте источника (например, «Трипура Рахасья»). Другие же лишь подразумевают ее (например, «Иша Упанишада»). На деле, понимание даже «Йога-Сутры» Патанджали или «Хатха-йога Прадипики» невозможно без обдумывания каждого стиха (шлоки) отдельно. Читать такие книги бегло или «запоем» тяжело и вряд ли полезно. Чтение такой литературы углубляется изучением (обдумыванием, осмысливанием прочитанного) и медитацией на отдельных стихах. Считается, что наибольшую пользу от чтения Упанишад и подобных книг приносит именно йогическая медитация на смысле текста (основных идеях, аналогичным (и никогда не противоречащим!!) «великим изречениям» — Махавакьям — Вед. На практике, объем авторитетной литературы (Упанишады, Самхиты, Тантры) так велик, что не обязательно обращаться к другим книгам, вызывающим на порядок меньше доверия. Но, как и с Ведами, такую литературу оценят и поймут далеко не все, лишь уже подготовленные читатели. Для остальных Упанишады кажутся не более чем странной философской или религиозной литературой — и в этом ирония градации знания по йоге.

Книги, написанные людьми

Наконец, современные источники и книги (а также лекции, например, Р. Махарши) авторитетных авторов недалекого прошлого. В этих книгах обычно доступно «разжевывается» смысл коротких, афористичных высказываний, содержащихся в литературе более высокого порядка. Скажем, смысл книги «Хатха-йога Прадипика с комм. Свами Сатьянанды Сарасвати» однозначен и доступен любому взрослому человеку, знакомому с терминологией йоги (или вооруженному Википедией). И, что еще важнее — не возникает сомнений, что это знание можно применять практически, и «разжевывается», как именно. Это не самоучитель по йоге, но отчасти может быть им.

Литература по йоге — это, фактически, одно целое, которое можно представить себе как пирамиду: на узком конце — самое высшее знание, четыре Веды, на широком — современная литература. Веды изрекают «Ты есть То», Упанишада может намекать: «Медитируй на смысл символа ОМ, который заключается в том, что «Ты есть То», комментарий Сатьянанды или Джохари разъяснит, что надо петь «А-О-У-М-Н», а современный автор заметит в своем бестселлере, что при этом надо держать лицо и плечи расслабленными, а язык прижать в «Набхи-мудре». Противоречий нет, пирамида ведь — цельная.

Современная литература

В наши дни на прилавках книжных магазинов в разделе «Саморазвитие» преобладает лже-йогическая литература, пестрящая сомнительными, доморощенными заявлениями религиозного и практического характера. Это камни, которые никогда не составляли часть пирамиды — камни, брошенные в йогу. Стоит учесть, что йога и його-коммерция — разные вещи. Статус бестселлера или признание автора «Гуру» миллионами последователей вовсе не гарантирует авторитетность изложенной информации (ср. книгу и фильм «Секрет» или историю секты «Аум Синрикё» и «Саентологию» Рона Хаббарда), а то, что книга не сильно популярна (те же Веды, которые даже среди йогов мало кто читал, тем более, целиком!) еще не означает, что изложенные в ней знания сомнительны. Например, сборники лекций Ошо Раджниша, хотя имеют определенное значение для духовного роста, но не являются аутентично йогической литературой: Ошо в своих весьма эклектичных проповедях, в том числе, проповедовал индульгирование в своих страстях в целом и разврат в частности, что радикально противоречит идеям йоги. К знанию такого (низшего) порядка стоит относиться критически.

Но в наши дни появился и другой, рождающий надежды пласт литературы и знаний. Это книги и лекции, не обязательно имеющие в заголовке слово «йога», но, тем не менее, популяризирующие именно методы, этические ценности и образ мышления, описанные в Ведах, Упанишадах и другой йогической литературе. Это, например, книги западного мастера Э. ТоллеСила Сейчас» и другие), лекции Цезаря Теруэля, Муджи и других живущих ныне Мастеров. Не всем эти источники придутся по вкусу, т.к. это современное объяснение йогических истин, но из плюсов стоит отметить живость и современность изложения — при сохранении аутентичности основной идейной линии от самых Вед.

В конце я хотел представить только «свой» список литературы по йоге, интересной лично мне. Но сделаю лучше — дам ссылку на расширенный список для чтения по йоге, составленный профессиональными преподавателями разных стилей йоги, который вы можете посмотреть здесь (разбит по стилям): http://www.cityoga.ru/start/literatura.html (благодарность держателям сайта). Следует рассматривать его как отправную точку для собственного поиска, т.к. объем литературы по йоге — огромный. Исключение, пожалуй, составляет тема йоги для женщин (более чем актуальная, т.к. йогой в наши дни занимается больше женщин, чем мужчин) — авторитетные источники по которой можно пересчитать на пальцах одной руки, в первую очередь это «Нава Йогини Тантра. Йогические практики для женщин» автора Свами Муктибодхананда Сарасвати.

—примечания—

* Которые сразу вызывают ряд вопросов: «А как же Ахимса? И вообще, зачем мне губить корову соседа или обездвиживать его самого, а тем более привлекать его жену? Для йоги это не нужно». Есть версия, истинный духовный смысл Вед не адекватен буквальному смыслу текста этих писаний (и тем более переводу!), он зашифрован в самом звучании стихов, и облечен в понятные смысловые формы лишь для запоминания. По этой версии Веды имеет смысл скорее слушать, а не читать.

** Считается, что Веды были «услышаны» мудрецами (Риши) в состоянии глубокой медитации, и являются «Ричами» — «речами», или «песнями» Вселенной, которые весьма благоприятны для прослушивания: очищают ум.

*** Источники категории «Шрути» — «услышанное» считаются не написанными, а лишь ЗА-писанными людьми, под диктовку горних сфер. Авторитет этих источников среди йогов можно считать абсолютным, аналогично авторитету Вед в брахманической среде. А уж вопрос понимания отдельных текстов и «согласия или несогласия» — личная проблема каждого человека. Стоит отметить, что, как и Веды, эти тексты не предназначены для людей невежественных; они понятны и нужны только йогам. В Индии многие до сих пор верят, что допуск к этим текстам легитимен только для мужчин из трех высших каст, прошедших особые обряды.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga