Как не заснуть во время медитации?

2 июнь 2014, 07:03

Как не заснуть во время медитации?

Многие замечают, что часто засыпают во время медитации, Шавасаны или Йога-нидры, а ведь это сводит на нет положительные эффекты практик. Некоторые засыпают в прямом, другие — в переносном смысле, то есть теряют осознанность, уходят в посторонние мысли — это тоже радикально уменьшает эффективность практик йоги. Первый тип — банальное засыпание, когда человек может даже в короткой (а тем более в длинной финальной!) Шавасане заснуть так, что своим храпом шокирует окружающих и мешает заниматься, вызывая смешки. Да что тут говорить, даже в Адвасане («Шавасане на животе» для людей с больной спиной) или Баласане («позе ребенка») иногда люди впадают в полубессознательное состояние. Не всегда это плохо. Тут обычно основную роль играет неправильный режим сна или банальная усталость (зачастую именно психологическая усталость — стресс). На йоге большой объем стресса высвобождается, и человек с большим объёмом стресса может заснуть.

Параллельно во время интенсивных практик (когда мы делаем асаны и пранаямы) идет выброс токсинов из психо-мышечных блоков — таких своего рода «карманов» для токсинов, которые чаще всего находятся на спине и в шейно-воротниковой зоне, реже и в меньших количествах по всему телу. Снятие таких блоков может сопровождаться головной болью, головокружением и опять же вялостью и сонливостью, и конечно, засыпанием в Шавасане.

Все это часть начального процесса йоги — процесса очищения — поэтому все это, конечно, нормально и полезно. Но со временем это должно пройти. Если заниматься регулярно, через 2-3 недели занятий это проходит (т.к. тело уже освободилось от большей части токсинов). Ненормально, если вы уже не первый год занимаетесь йогой — а все так же засыпаете в Шавасане, как в первые недели практики. Это говорит либо о перекосах самой практики (например, чрезмерный упор на загрузку мышц в асанах), либо намекает на неправильный образ жизни и режим дня (то есть, опять, накопление токсинов).

Кто-то может задаться вопросом: а почему вообще надо уходить от засыпания? Потому что сон, по сравнению с Шавасаной и тем более Йога-нидрой или медитацией — не столь эффективное средство удаление стресса. Также, во время медитаций, Йога-нидры и (подчеркну, это важно!) в Шавасане тоже цель даже не расслабить тело, а «поймать» пограничное состояние между сном и явью и «закрепиться» в нем, сделать это для себя опорным, базовым. Это состояние тотального физического и ментального расслабления ближе всего к искомому состоянию Самадхи для обычного человека. И поэтому так трудно «поймать» его, не заснув.

Мы разобрали первый тип потери осознанности — «банальное» (или «физиологическое») засыпание, но есть и другой аспект проблемы, более тонкий и коварный. Второй тип засыпания — «психическое» — даже опаснее, т.к. заснуть так можно даже выполняя довольно сложные асаны или пранаямы. Обычно новая практика вызывает у занимающегося своего рода «всплеск» осознанности, но уже через несколько повторений техника не вызывает особых вопросов, и внимание начинает ускользать, угасать. Так даже самая лучшая техника может стать вскоре серой, скучной, не интересной. При угасании внимания йога может наскучить, или появится ощущение, что йога ничего не дает. Захочется попробовать что-то новое. А фактически, это просто «болезнь» отсутствия внимания.

«Штанга» упражнений йоги, каждое из которых требует неугасающего внимания, оказывается тяжелой и даже неподъемной, только потому, что «мускул» внимания не «закачен», хотя это можно и не сложно сделать.

Была такая замечательная книга: «Вы не больны, вы хотите пить»; а в йоге часто так и хочется сказать человеку: да хорошо у тебя идет практика, только внимания часто не хватает, «засыпаешь». Второй тип засыпания может преследовать садхака (человека, искренне и настойчиво практикующего йогу) вплоть до высокого уровня реализации, когда засыпание уже не проблема, а вместо него в медитации приходят психические феномены, супер-яркие образы, также отвлекающие от практики (как с ними разобраться — тема другого материала).

Итак, мы поняли, что наша задача — ни в каком смысле не терять присутствия и не засыпать ни в прямом, ни в переносном смысле. Так как же, все-таки, этого добиться?

Методы борьбы с засыпанием:

  1. Наблюдать ощущения в теле. Если разобраться, наше тело — очень нескучная вещь! Внимательно прислушиваясь к ощущениям, можно обраружить широчайшую палитру ощущений, в самых разных областях тела, а также почувствовать внутренние органы, что зачастую бывает для человека сюрпризом. Процесс исследования собственного тела, «прощупывая» или «сканируя» его внутренним взором, не дает заснуть. Но тут есть небольшая опасность отвлечься на ощущения и «погрузиться» в них — что не всегда желательно, если вы делаете определенную практику. Это скорее подходит для Шавасаны, чем для медитации или Йога-нидры.
  2. Считать дыхание. Можно считать просто: вдох — 1, выдох −2, вдох −3, и так далее. Либо (хотя так сложнее, и больше опасность заснуть) считают так: вдох — 1, выдох — 1, вдох −2, выдох — 2, и так далее. Если вы делаете практику под счет, а не по времени, часто считают от заданного числа до 1 или до нуля, так тоже можно — главное не сбиться со счета! Некоторым людям (более чувствительным к ощущениям) не обязательно считать дыхание, можно его просто наблюдать, отслеживая каждый вдох и каждый выдох, и прислушиваясь к ощущениям каждого дыхательного акта. Можно обнаружить, что ощущения каждого вдоха и каждого выдоха уникальны, они не повторяются (как каждый день — одно и то же Солнце восходит, но погода всегда разная).
  3. Наблюдать мысли. Чтобы опустошить мыслительный «буфер», мы просто ждем следующую мысль, напряженно и с любопытством наблюдаем — какой она будет!? «Вы словно тигр, притаившийся в джунглях: добыча — мысли». Важно не потерять интереса, какие бы банальные и незначительные мысли ни приходили, и сразу их отпускать, не вовлекаясь («тигр на самом деле не голоден, он просто развлекается: охота — его натура»). Постепенно паузы между мыслями растут, и в них важно не «провалиться», не заснуть, опять же. Тут помогает Санкальпа, внутренняя установка на победу, мотивация достичь успеха в йоге. И конечно, достаточный и регулярный сон — без него никуда. Если вы основательно не выспались и на йоге остановили «внутренний диалог», достигли искомого состояния йоги — «Читта Вритти Ниродха» («прекращение мыслеобразования» по Патанджали) — то вероятнее всего вы заснете. Поспите заранее, чтобы потом не проспать свою победу!
  4. Проверять состояние (делать все 3 предыдущих техники одновременно). К этому подводят все предыдущие практики. Это наработка внимания (осознанности) в чистом виде. Фактически, тут мы отслеживаем выполнение трех предыдущих условий: дыхание естественно, тело расслаблено, мыслей нет. Делаем это периодически. Так можно не заснуть даже при самой чистой и хорошей медитации. Постепенно привычка «проверять на 1, 2, 3» (тело, дыхание, ум) становится автоматической, вам не нужно даже думать «так, пожалуй, пора проверить, расслаблено ли тело». Выйдя на такой уровень, важно сразу научиться различать бессознательное состояние (предшествующее проваливанию в сон или тупое бесчувственное состояние — Тамас) и сверхсознательное состояние, когда мыслей нет, но вы максимально присутствуете своим вниманием. Второе состояние не обязательно означает, что мы чувствуете тело — внимание из тела переходит сначала в осознавание дыхания и ментального фона, затем дыхание становится очень «прозрачным» и опять же выходит из поля внимания, остается только ментальный фон. Когда «растворяется» и ментальный фон (паузы между мыслями сливаются в одну большую паузу) вы достигли довольно высокого состояния, в котором можно ожидать скачкообразного повышения яркости восприятия (это уже почти Самадхи). Но все это останется теорией, если не освоены предыдущие стадии.

Любопытно, что борьба с засыпанием первого и еще больше второго типа как бы «автоматически» даем нам прогресс во всех практиках. Это «педаль газа» для нашего прогресса в йоге!

Некоторые увлеченные йоги даже делают «в чистом виде» практику воздержания от сна: по-другому она еще называется «голодание сном». Обычно это соблюдают 1 или 2 раза в месяц, на полнолуние и иногда также новолуние, не засыпая с утра до утра следующего дня — и при этом не употребляя кофе и другие возбуждающие напитки. Если у вас есть возможность хотя бы один раз сделать такую практику, попробуйте — она значительно обогатит ваш опыт в йоге.

Если вы нашли еще один, свой собственный, метод борьбы с «засыпанием» на йоге — поделитесь, оставьте комментарий — всем будет интересно и полезно!