Как правильно выполнять Сиршасану — стойку на голове?

27 март 2014, 11:23

Как правильно выполнять Сиршасану — стойку на голове?

Глядя на фотографию йога, стоящего на голове, сразу можно сказать, в какой традиции он практикует — однако мало даже в среде преподавателей людей, которые могут похвалиться глубоким и (что немаловажно) практическим знанием Сиршасаны — а те немногие, кто обладает, подчас неохотно разглашают «секретную» информацию как студентам, так и «конкурентам». Не является большим секретом, что правильное выполнение Сиршасаны дает очищение и пробуждение Сахасрара-чакры, а затем и сиддхи (сверхспособности). На групповых занятиях Сиршасану редко когда практикуют, чаще просто осваивают — и то мимоходом и в самом общем виде, не касаясь важных нюансов — а значит, оставляя позу недоступной. Большинство начинающих к этой позе просто не готовы, а большинство «продолжающих» не знают, как ее делать — либо делают неверно, и не получают от нее особой пользы. То есть, как мы видим, ясное понимание этой практики застилает на редкость густой туман неведения, противный истинному духу йоги. Попробуем разобраться!

В наши дни множество разных «стилей» и школ йоги, из которых авторитетные можно пересчитать по пальцам одной руки (все они базируются в Индии). Возьмем школу Дхирендры Брахмачари — весьма уважаемого мастера йоги 20 века. К нашему удивлению, оказывается, что этот более чем вменяемый специалист предлагает к выполнению очевидно травмоопасный вариант стойки, в которой шея оказывает изогнутой, и поэтому принимает запредельную нагрузку. Этот вариант в классической Хатхе называется «Капали-асана» («поза опоры на череп») и является специфической практикой, не рассчитанной на широкое употребление. Дело в том, что мастер предлагает найти точку опоры где-то на уровне выше начала роста волос головы, т.e. почти на лбу! Очевидно, и сам уважаемый Д. Брахмачари, и его ученики десятилетиями регулярно (а скорее всего, ежедневно) стояли на голове в таком положении. Тот факт, что, насколько известно, они не попали в больницу с защемлением нервов или грыжей шейного отдела позвоночника — говорит в пользу данной версии Сиршасаны. И все же, с точки зрения объективной логики и йогатерапии, такое положение рекомендовать к выполнению категорически нельзя. По моему личному мнению, его могут на свой страх и риск практиковать лишь адепты данной школы — вполне возможно, что с хорошими конечными результатами, в силу какой-то своей «сверхлогики» или секрета выполнения, передаваемого на ушко и без знания которого заниматься так весьма опасно.

Некоторые другие школы, напротив — рекомендуют стоять непосредственно на макушке. Вот это, пожалуй, уже имеет под собой и рациональную, и метафизическую логику: ведь, с одной стороны, именно положение в Сиршасане с опорой на макушку позволяет максимально выравнивать шею, что просто категорически необходимо, по соображениям техники безопасности. С другой стороны, точка в нашем физическом теле, которая «включает» Сахасрара-чакру (расположенную в теле праническом, «тонком», или как еще говорят теперь, биоплазменном) — это как раз пресловутая макушка, «родничок».

Все бы хорошо, да только некоторые мастера, напротив, считают стояние в Сиршасане на этой опорной точке весьма нежелательным, в частности иногда мотивируя это данными китайской традиционной медицины — которая считает воздействие на верхнюю точку головы смертельно опасным! Отдельные скептики даже указывают, что при регулярной «неправильной» стойке — на макушке — могут расходиться кости черепа, хотя сложно представить такой процесс у взрослого человека.

Немного логических рассуждений, которые вводят нас в курс дискуссии. Осевая нагрузка, которую может выдержать шея человека, составляет около тонны, а вот поперечная — всего несколько килограмм (шея рассчитана выдерживать вес головы — около 5 кг), а дальше начинается травмирование шеи, пусть и с лучшими намерениями. Для наглядности можно взять спичку или зубочистку — и попробовать сжать ее двумя пальцами по оси (вертикально): у вас ничего не получится, а зубочисткой вы скорее проткнете себе палец! Совсем другое дело, если одновременно надавить за палочку сбоку другой рукой — она тут же согнется, а то и сломается. Именно так ведет себя и наш позвоночник в Сиршасане. Другой пример — многие видели, как на Востоке женщины носят на голове кувшины с водой, а то и связку кирпичей килограмм под 100! Западный человек ужаснется, но они так могут делать годы (другое дело, что износ хрящей тоже никто не отменял — но — специалисты подтвердят — это дело небыстрое).

Для нас важно понять одно — что если шейные позвонки выстроены в одну линию — что возможно в Сиршасане именно при стойке на макушке — то изгиба шейного отдела позвоночника не происходит (или, строго говоря, он минимизирован), и стоять так можно уже столько, сколько позволяют сосуды и другие факторы — шея, в общем-то, и не «включается»: работают руки, спина, даже мышцы пресса — но для удержания тела в вертикальном положении работы мышц шеи не нужно.

Другой аспект стойки — если отвлечься от скелета, и вспомнить про кровообращение — то опять же, любые изгибы шеи (наклон головы вперед или запрокидывание назад) ни в прямом, ни в перевернутом положении тела нежелательны, т.к. осложняют кровоток и могут вызывать побочные эффекты и при регулярном выполнении — патологии.

И наконец, третий аспект, не менее судьбоносный для того, как вы будете делать Сиршасану. Это ваш мышечный тонус и наличие мышечно-психологических блоков, особенно в шейно-воротниковой зоны и в верхней части спины. Если у человека гипертонус мышц этой области, для него характерна «боксерская» стойка, грудные мышцы перекачены, шея и плечи годами напряжены — в практике йоги ему будет свойственен агрессивный, силовой стиль — и стоять в Сиршасане будет удобнее всего «на лбу»! Я даже допускаю, что наличие крепких шейных мышц на уровне спортсмена будет в какой-то степени (временно) защищать этого человека от травм — но и еще больше закрепощать шейно-воротниковую зону. Если же человек психически («по жизни») и мышечно на фоне (в практике йоги и «в быту») уже достаточно расслаблен — чему способствует верная работа в асанах и практика Йога-нидры — стоять в Сиршасане будет удобнее всего на макушке или где-то посередине. То есть, опять же — «покажи, как ты стоишь на голове — и я скажу, кто ты». Понятно, что мягкое, расслабленное, «кошачье тело» в йоге нарабатывается, это процесс и показатель практики, а не повод к бахвальству, а закрепощенная шейно-воротниковая зона и вообще стойка на голове «на лбу» — не диагноз и не повод создать себе дополнительный стресс. Каждый практикует так, как может на данный момент, а не так, как «правильно» или «надо». Без понимания этого ни к практике Сиршасаны, ни к других техникам Хатха-йоги подходить просто опасно для жизни и психики...

Итак, теперь нам понятно, что несмотря на кажущуюся простоту сути вопроса, одного ответа быть не может. И это приводит нас в лагерь третьей группы мастеров, которые предлагают своим последователем самостоятельно разобраться в данном вопросе, и найти точку опоры непосредственно в ходе практики, по ощущениям. К таким мастерам принадлежат Свами Сатьянанда Сарасвати и Виктор Бойко — имена, несомненно, вызывающие бездну уважения (в силу еще и того, что оба специалиста — не только йоги, но и йогатерапевты). C.C. Сарасвати точно указывает на рекомендованную точку — между «точкой Дхирендры Брахмачари», т.е. утолщением кости, и макушкой. Точка находится примерно на три пальца ниже макушки и находится опытным путем — при опоре на нее тело по ощущениям словно повисает в невесомости (именно такой метод приводит и В. Бойко).

В какой-то момент мне стало очень интересно, как все-таки «правильно» выполнять Шавасану лично мне. И я прибег к помощи одной своей знакомой, которая одновременно является преподавателем йоги и «видящей» — т.е. способна воспринимать течение праны в другом человеке и соответственно изменение состояния чакральной системы в тех или иных положениях тела. Работа с этим необычным специалистом в течение всего 2 минут (я последовательно выполнил стойку на голове на двух разных опорных точках) достоверно доказала — наилучший результат с точки зрения энергетики достигается именно в том положении, которое наиболее удобно (в моем случае — вариант С. Сарасвати и В.Бойко). То есть, получается, что логика, уважаемые мастера йоги или медики могут говорить одно — а какой вариант лучше для вас — можете определить только вы сами.

Несомненно, в свете вышесказанного совершенно очевидно, что Сиршасана — далеко не банальная поза, которую можно делать «по книжке», под видеозапись или даже со слов другого, пусть и опытного и сведущего человека. Она требует некоторой подготовки не только с точки зрения укрепления шеи и плечевого корпуса для комфортного и безопасного входа-выхода из статичной позиции, но и в не меньшей степени «подготовки» внимания. Чтобы правильно именно для вас выполнить Сиршасану, вы должны отлично чувствовать свое тело и научиться доверять собственным ощущениям больше, чему кому бы то или чему бы то ни было другому — а такая уверенность приходит только с многолетним опытом регулярной практики. Поэтому если для безопасного, техничного выполнения с точки зрения «физподготовки» можно начинать подходы к Сиршасане уже в первые месяцы регулярных занятий, то ограничение по осознанности говорит о том, что раньше чем через год постоянных занятий эту позу лучше избегать.

И еще раз о технике безопасности, даже если вы считаете, что готовы начать осваивать Сиршасану, это надо делать как с пранаямой: добавляя нагрузку очень медленно, а время выполнения практики — буквально по несколько секунд каждый раз. Больше 5 минут в Сиршасане для общих целей стоять не стоит. И в любом случае, после выхода из позы надо компенсировать перевернутое положение немедленным выполнением Шавасаны (или Баласаны) на половину времени, которое выполнялась Сиршасана. Вскакивать и даже поднимать голову и корпус после выхода из Сиршасаны совершенно неразумно, лучше всего сначала аккуратно вернуться в исходное положение (Баласана), а потом плавно перевернуться и лечь на спину. Также, если после выполнения позы у вас красные глаза (сосудики в глазах лопаются) или побаливает голова — значит, либо поза выполнялась неверно, либо слишком долго, либо вход-выход были некорректными, либо режим питания не соответствует заданной сложности практик йоги (скажем, мясо или алкоголь в течение суток до выполнения Шавасаны — верный путь к головной боли).

Ну и наконец, уже «на правах рекламы» — если вы хотите технично освоить стойку на голове и многие другие практики Хатха-йоги начального и среднего уровня сложности, рекомендую посетить мой ежегодный семинар «Спокойствие ума» в непальских Гималаях, который состоится вот уже совсем скоро, 25 апреля — 10 мая. В группе осталось 2 места.