Кайя Стхайрам: секрет успешной медитации

16 декабрь 2013, 11:24

Кайя Стхайрам: секрет успешной медитации

Известно, что многие йоги и буддистские монахи (всемирно признанные мастера медитации!) достигали глубокой медитации именно таким методом — Кайя Стхайрам — т.е. полной неподвижностью. На фоне ее тела, практикуется подходящий метод медитации: осознавание дыхания (буддистская Анапанасати или йогическая Со-Хам медитация) или мысленное повторение мантры, или визуализация божества (или Бодхисаттвы) или же выбранного вами психического символа:яркой точки, золотого Будды, космического яйца, символа АУМ, прекрасного лотоса и т.п. Тут важны оба момента: и неподвижность, и медитация, а одно без другого реализовать довольно сложно (как можно есть сгущенку и без ложки, но ложкой обычно удобнее). Именно неподвижность тела дает возможность ярко осознавать объект медитации — иначе масса мелких, но отвлекающих факторов: то спину почесали, то позу поменяли, то выключили звук на телефоне, то открыли\прикрыли глаза — не будет давать сосредоточиться по-настоящему. Для прикосновения к состоянию Пратьяхары, надо удерживать тело максимально неподвижно хотя бы 5-10 минут, в идеале — полчаса и больше. Свами Сатьянанда Сарасвати, признанный мастер медитации, утверждал, что совершенно необходимо научиться держать тело неподвижно в течение часа, как минимум!

Пытаясь делать любые классические медитации, мы вскоре замечаем, что без неподвижности тела концентрации достичь очень тяжело, а если неподвижность — даже на короткое время, минуты — достигнута, то и концентрация происходит, можно даже сказать — «случается автоматически» (разумеется, при наличии намерения). Но если попробовать просто сесть в медитативную позу и совсем не шевелиться — уже через несколько минут мы чувствуем, что это очень тяжело, если не невозможно! Тело — словно по собственной прихоти! — совершает небольшие, но роковые для концентрации, движения. Это как пытаться смотреть на огонь свечи не мигая: если вы достаточно внимательны, то заметите, что глаза автоматически совершают небольшие колебательные движения, точка «прицела» редко бывает совершенно неподвижна. То же самое и с телом. Что же делать?

Решение должно быть комплексным:

  1. Используйте Санкальпу на неподвижность. Примите твердое решение сидеть неподвижно в течение выбранного вами времени, какие бы ощущения — неприятные или приятные — вы не испытывали, какие бы отвлекающие мысли и побуждения не появлялись.
  2. Поставьте таймер (на телефоне, или используйте специальный спортивный таймер) или музыкальную композицию нужной длины — и ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, держите тело неподвижно. Пусть это будет даже одна минута, или хотя ПОЛМИНУТЫ! Не берите сразу большую планку: начните с одной минуты, или двух. Продвигайтесь к 10 минутам, и дальше.
  3. Важно изначально принять устойчивое и удобное положение (Патанджали дал именно такое определение слову «асана»), в котором таз, спина и плечи будут достаточно расслаблены — иначе практика превратится в пытку. Если необходимо — используйте подушки, в том числе под колени, подложите еще один сложенный плед, садитесь на болстер — используйте все, что под рукой. Можно приобрести специальную подушечку для медитации, набитую горохом, пластмассовыми шариками или гречневой лузгой: такие подушки (обычно в форме полмесяца) помогают избежать дискомфорта в пояснице, особенно если спина или колени проблемные. Если тело жесткое — можно удобно сесть на стуле с прямой спинкой. Никто не запрещает заниматься медитацией и лежа, однако в целом лежа гораздо сложнее не заснуть, поэтому для длительной медитации лежа лучше не располагаться. Идеальные асаны для медитации: Падмасана, Сиддхасана, Ваджрасана. Сукхасана (Удобная поза) не так удобна для длительной, как для короткой медитации, поэтому, как только освоены другие позы, ее следует отбросить как пройденный этап (в Сукхасане обычно можно удобно провести не более 10 минут).
  4. Глаза должны быть закрыты во время всей практики. Однако не погружайтесь в бессознательное состояние, не начинайте мечтать и не убегайте в посторонние мысли. Если с закрытыми глазами получается совсем плохо, попробуйте медитировать с полуприкрытыми глазами — как на изображениях Будды. Чтобы не «растекаться мыслию по древу», не занимайтесь медитацией, когда сильно устали или хотите спать — время должно соответствовать характеру практики.
  5. Вначале наблюдайте свое тело: просматривайте его мысленным взором. Не паникуйте: «Вот тут очень больно! Ой, ноги затекли — у меня будет гангрена, мне отрежут ногу!» За пять минут ноги не отсохнут, и даже за два часа. Расслабьтесь эмоционально и физически. Просматривая тело, отпускайте напряжения, не терпите их в своем теле! Если вы «просканировали» лицо и обнаружили массу напряженных мышц — отпустите их. Это как бы тоже небольшое «движение», но оно поможет выйти на действительную неподвижность через минуту-две. Однако воздержитесь от того, чтобы шевелить конечностями, головой, поясницей с целью «сбросить напряжение с мышц». У вас было достаточно времени для этого ДО перехода к Кайя Стхайрам, теперь же наша цель — ПОЛНАЯ неподвижность. Внешне ваше тело должно быть как статуя (кроме, понятно, естественных дыхательных движений грудной клетки и живота).
  6. В практике Кайя Стхайрам неизбежно придет момент, когда тело станет настолько стабильным, жестким, словно каменным, что можно даже испугаться: Ой, я не могу пошевелиться — даже если захочу! Это, наоборот, хороший признак: вы же давали телу установку на неподвижность, и вот — тело начинает вас слушаться! Не беспокойтесь, вы полновластный повелитель своего тела, вы без проблем сможете выйти из полной неподвижности, когда захотите — немного позднее (не надо при появлении ощущения «одеревенолости» тревожно шевелить пальцами, проверяя свою способность двигаться). В конце занятия, выход из неподвижности должен быть постепенным, не следует вскакивать на ноги, проверять новые смс на телефоне, и бежать по своим делам в ту же секунду, по сигналу таймера о завершении положенного времени!
  7. Некоторым людям с богатым воображением помогает в начале практики представлять, что их тело — это скала, дерево или статуя. Если такая установка помогает — пожалуйста, ее можно использовать на начальном этапе. Потом это станет ненужным, вы запомните само ощущение неподвижности и сможете его довольно быстро воссоздавать.
  8. Для получения наилучших результатов, Кайя Стхайрам надо делать после выполнения полноценного комплекса асан, которые нагружают все тело, Шавасаны (для расслабления) и цикла пранаям (они дают бодрость и энергию). Постарайтесь в ходе подготовки не утомиться чрезмерно — оставить силы на медитацию!
  9. Правило «Кайя Стхайрам» (максимальная, непрерывная неподвижность) должно всегда соблюдаться в Шавасане и Йога-нидре. Если поначалу не получается достичь неподвижности сидя — практикуйте в Шавасане, потом станет получаться и в медитативных сидячих позах.
  10. Как и в других техниках йоги — не ждите мгновенного результата! И не расстраивайтесь при столкновении с небольшими трудностями. Добиться настоящей йогической неподвижности тела — Кайя Стхайрам — ничуть не легче, чем освоить одну из продвинутых поз йоги. Так что не переживайте, если достижение цели не происходит моментально. Просто практикуйте Кайя Стхайрам регулярно и внимательно — и все получится! А займет ли это недели и месяцы, в конечно счете неважно. Задолго до того как вы сможете в течение получаса сидеть «почти как статуя Будды», вы заметите, как положительно эта техника уже сейчас сказывается на состоянии вашего тела и ума, и на практике всех остальных йогических упражнений!