Мистическая «Луна» Бинду-чакры

6 февраль 2014, 12:04

Мистическая «Луна» Бинду-чакры

Бинду, поэтически и чаще всего иносказательно, загадочно воспетая в древней йогической литературе как «божественная» искра — интересный феномен, подробно разбираемый и современными мастерами. Если быть точным, бинду — не чакра («круг»), а именно «точка». В графическом символе «Ом», бинду — это падающая капля («висарга»), висящая над верхней дугой, и по смыслу как бы отделенная ей от мира.

В теле человека, бинду — это область на затылке, из которой чакры как бы разворачиваются, то есть своего рода пра-чакра. Она не имеет размера, хотя и может мысленно ощущаться, в ходе практик. Представлять бинду надо в том месте на затылке, где брахмины в Индии носят косичку-шикку, а казаки оставляют чуб.

Бинду не имеет психической окрашенности, в отличие от чакр, и поэтому ее состояние — предельно чистое, эталонное для воплощенного — ограниченного, самосознающего и индивидуального — сознания. Теоретически говоря, бинду — это дверь из конечного в бесконечное. На этом пороге эволюции-инволюции интенсивно практикующий переживает прекращение игр ума (т.к. Аджна осталась внизу, пройдена), но еще не выброшен в «открытый космос» Сахасрары, которая лежит еще выше. Проще сказать, это замочная скважина, через которую можно мельком взглянуть на великолепие Сахасрары! Практики для бинду дают опыт не-ума, но при этом не чрезмерны для тех, кто еще не готов отбросить все свои устремления, кроме йоги. Это как бы на полпути — «облегченная версия» переживания опыта Сахасрары, кульминации йоги для человека социума.

Работа с бинду
Практики для бинду у хатха-йогов сводятся к гармонизации сознания, набору энергии и созерцанию*.

  1. Гармонизация и набор энергии. Считается, что пока дыхание неспокойное и неровное, ум тоже неспокоен, и бинду движется в теле (да, положение бинду — не статично!). В начале процесса поиска бинду, хорошо просто полежать в Шавасане, или (если есть время), еще лучше — сделать Йога-нидру. Регулярно практикуйте Кайя Стхайрам (полную йогическую неподвижность).
  2. Набор и фиксация энергии. Начинающим потом надо практиковать Полное йоговское дыхание, Анулом-вилом пранаяму, опытным йогам — Нади шодхана пранаяму, три бандхи, и кроме того, Кхечари и Агочари-мудры (и непосредственно перед медитацией на бинду, и вообще регулярно). Это создает базу для утончения внимания и успешной локализации бинду.
  3. Сама медитация. Одной из лучших, и в то же время самой простой медитацией для нахождения бинду надо признать Брамари, «медитацию жужжащей пчелы». Начав с пения мантры ОМ, сидя в удобной медитативной позе, мы постепенно переходим на одно «М-м-м» (гудение, «удгиту»). При этом кончик языка прижат к верхнему небу. Одновременно концентрируя внимание на затылке, мы способны (иногда даже довольно быстро!) мысленно как бы «нащупать» точку, которая больше других откликается на звук, словно поглощая его. Найдя точку, мы удерживаем концентрацию на ней, вплоть до исчезновения, растворениях всех мыслей. Практику имеет смысл делать не менее 5 минут, в спокойной тихой обстановке, лучше ночью и в полном одиночестве. Можно поставить эту практику рядом с медитацией Тратак в вашем графике тренировок на концентрацию.

Делая техники для бинду, можно с удивлением обнаружить, что, во-первых, эта таинственная точка вполне реальна и поддается локализации, а во-вторых, что такая практика доставляет большое удовольствие, т.к. очень хорошо успокаивает ум. Чем регулярнее и продолжительнее такие сеансы «бинду-релаксации», тем заметнее положительный эффект. Концентрация на бинду помогает выйти на уровни медитации «Пратьяхара» и «Дхарана».
Противопоказаний к этой медитации нет. Делая такую технику, вы укрепляете внимание, снимаете стресс, тренируете навык концентрации, а также учитесь лучше чувствовать свое тело, что очень важно для успеха в йоге. Избегайте физического и ментального напряжения, делая эту технику.
----
*Есть много желающих пофилософствовать (и поспекулировать) на тему взаимосвязи успешности практик на бинду и сохранения сексуальной энергии, а также физического бинду — семени у мужчин. На мой взгляд, ортодоксально-йогическое мнение на этот счет высказали современные Натхи. Для большинства начинающих йогов этот вопрос не имеет того критического значения, которое ему подчас придают, т.к. энергия, теряемая с семенем, еще больше рассеивается множеством других способов (пустые разговоры и действия, телевизор, и вообще погруженность в «мир»).