Мула-бандха — укрепление жизненности

25 ноябрь 2013, 12:35

Мула-бандха — укрепление жизненности

Среди отечественных практикующих хатха-йоги, Мула-бандха довольно широко известна, но поверхностно. Некоторые на занятии при словах «а теперь практикуем Мула-бандху» с тоской отмечают: «Ну, опя-ять...» При этом, к сожалению, мало кто достигает успеха в этой практике, обычно технику делают либо так себе, либо вообще неправильно. Ведь банально «сжимать-разжиать анус» (пардон) действительно тоскливо, и только. Но если проникнуть в задачу глубже — техника не только интересна, но и предлагает вызов, она вовсе не так банальна и проста, как кажется! Поскольку мало кто делает эту технику всерьез и вдучиво, а не из-под палки и «на автомате», еще меньшее число достигает в ней успеха. Многие из тех, кто с гордостью скручивается в три узла, на деле не способны сделать Мула-бандху, а жаль. Надо сказать, что все йогичекие практики рассчитаны на успех — «реализацию», и ничто иное. Просто «делать», «пытаться» — недостаточно, надо действительно вложить силы, время, всю душу в каждую технику, чтобы получить те как будто сказочные результаты, которые обещают на трактаты по йоге. Поэтому если вам кажется — «ну, вот опять, эта ненавистная Мула-бандха» — может быть, вы просто еще не распробовали эту замечательную практику? Тогда стоит обратиться к ней еще раз!

Мула-бандху делают прежде всего потому, что она обладает заметным бодрящим эффектом, и кроме того, позволяет с большей безопасностью практиковать глубокие прогибы. Она просто незаменима на прогибах для новичков или в группах корректного подхода к позвоночнику, а также в йога-терапии! Действительно, при беспокойной пояснице, такие позы как Бхуджангасана, Халасана, Хаста Уттанасана, Уштрасана лучше выполнять на фоне закрытой (сжатой) Мула-бандхи.

Однако действительная практика Мула-бандхи — это совершенно самостоятельная техника, которая совершается только в Сиддхасане (Сиддха-Йони асане для женщин), то есть, сидя скрестив ноги особым образом, когда нижняя пятка прижата к промежности (активизируя первую чакру), а верхняя — к лобковой кости сразу над половым органом («включая» вторую чакру). Практика Мула-бандхи в других позах не возбраняется, но не дает схожего эффекта. Если Сиддхасана по каким-то причинам не получается, для Мула-бандхи подходят также Падмасана (лотос), Свастикасана (поза свастики), Ваджрасана (поза молнии), или — самая простая — Ардха Падмасана (половинная поза лотоса).

Некоторые преподаватели йоги настоятельно рекомендуют удерживать Мула-бандху в течение всего занятия, однако надо учесть, что это уже авторский подход, и в классической йоге это не практикуется. Педаль газа — важная часть автомобиля, и ее действие подчас весьма полезно, но вы ведь не станете нажимать на нее все время, если хотите остаться в живых и прибыть по назначению! То же самое касается и Мула-бандхи. Не надо заниматься этой практикой фанатично, целыми днями, велика вероятность пробуждения Муладхара-чакры со всеми присущими перекосами (неутолимый сексуальный голод, постоянная раздражительность, неадекватное поведение). Для целей обычной практики Хатха-йоги достаточно лишь грамотно освоить технику и внимательно выполнять Мула-бандху по 3 подхода из 25 сжатий каждый день. Желательно делать это в уединении, не афишируя свою практику, чтобы — такое бывает! — не подвергнуться насмешкам окружающих. Стоит отметить, между прочим, что смеются над Мулабандхой напрасно: даже если отложить в сторону всю «эзотерику» (чакры, Кундалини и самореализацию), то стоит учесть, что — в качестве «побочного эффекта» — она эффективно предотвращает многие заболевания мочеполовой системы, дает бодрость и уверенность в себе (качества Муладхары). Весьма неплохие результаты для «этой постылой мулабандхи», согласитесь.

Практика Мула-бандхи — очень древняя, она описана во многих аутентичных трактатах по йоге, в том числе, в «Хатха-йога Прадипике», «Гхеранда Самхите» и «Йога Чудамани Упанишаде». Например, в «Хатха-йога Прадипике» мудреца Сватмарамы можно прочитать такое короткое описание (стих 61): «Прижми пяткой область промежности и крепко ее сожми. Втяни апану вверх. Это известно как Мула-бандха». Хорошо, если с прижатием пятки и втягиванием промежности все более-менее ясно, то, что такое «апана»? Это одна из пяти пран, энергий тела. Она отвечает за все процессы выделения, от очевидного и банального значения до самого тонкого. Апана — это сила, регулирующая жидкие и твердые выделения, а также элиминацию токсинов в теле, и кроме того, выдох и выделение из тела энергии. В следующем стихе (шлока 62) Сватмарама подчеркивает: «Текущая вниз апана должна быть перенаправлено вверх сжатием промежности». Далее, по тексту, (в шлоке 64) мудрец разъясняет, почему важна Мула-бандха: «Мула-бандха приводит к соединению праны и апаны, нада и бинду. Это дает совершенство в йоге. В этом не может быть сомнения». Таким образом, мы видим, что, конечно же, Мула-бандха — это тонкая, самостоятельная практика. Хотя она чрезвычайно полезна для мужского и женского здоровья, используется в асанах на прогиб для безопасности и комфорта нездорового или тревожного позвоночника, — это в первую очередь именно бандха — энергетический замок, утонченная практика йоги.

Почему важен баланс праны и апаны, что он дает? Это дает равновесие взаимодействующих сил усвоения (в том числе пищи) и выделения. В пранаяме — вдох и выдох, в организме — усвоение (питание) и выделение. Понятно, что если один из этих пар нарушен — здоровья тела и спокойствия ума достичь будет сложно. Что происходит, когда мы сжимаем промежность? С точки зрения физиологии, сокращается довольно небольшая по объему (около кубического сантиметра) мышца. А вот с точки зрения энергетики, происходит важный процесс: соединяясь с праной в Манипуре, апана дает тепло, «огонь пищеварения». Собственно, так и происходит укрепление Манипура-чакры — центра управления собой и другими, центра аскетизма и воли, свободомыслия и активности. Сватмарама в своем труде утверждает, что ежедневная практика Мула-бандхи пробуждает спящую Кундалини, и она «проникает в Брахма-нади (центральный канал) так же (стремительно) как змея проникает в нору».

Хотя просто сжать промежность в общем-то не сложно, все же некоторым практикующим поначалу бывает довольно непросто обнаружить точное расположение Муладхара-чакры, и сжимать именно и только его (так же, например, непросто согнуть только один палец руки, не сгибая соседние!). Это вопрос мышечного контроля. Стоит учесть, что у мужчин и женщин она расположена в разных местах (иногда тексты по йоге описывают лишь «мужскую версию»). У мужчин точка расположения Муладхары — и точка для сжатия — точно посередине между анусом и основанием полового органа (или, другими словами, самая нижняя точка корпуса), у женщин — основание шейки матки, где она выходит во влагалище. Поначалу не стоит переживать, если в практике Мула-бандхи у вас сжимаются и половые органы, и промежность, и анус (и подчас и лицо! этого стоит избегать) — через 2-3 недели осознанной, внимательной практике обычно удается установить достаточный контроль над мышцами тазового дна, и область сжатия становится меньше. В результате сжатие становится точечным. В дальнейшем, мышечная работа продолжает уменьшаться, и практика утончается, становясь фактически не мышечной а энергетической. К этому нельзя прийти сразу, силой воли или воображения, только постоянной внимательной практикой.