Пять хитростей, которые помогут освоить йогу

29 май 2014, 12:13

Пять хитростей, которые помогут освоить йогу

То, что происходит сейчас на просторах Матушка-России и в еще более диком виде в западных странах — это далеко не «второй ренессанс» йоги, а ее популяризация и дискредитация одновременно. Популяризация — потому, что людей вовлекают в практику отдельных техник йоги, которые сами по себе могут принести большую пользу для здоровья и сознания. «Йога-конвейер», который мы имеем сегодня, имеет два лица: коммерция и небольшая, но конкретная польза людям (по большей части такую йогу справедливее всего назвать «йогатерапией»). Дискредитация — потому, что то, что продают под брендом «йога» (и множеством «дочерних», чаще всего авторских, брендов) чаще всего имеет совсем другие цели и другую методологию, нежели настоящая йога. То, что человек получает — это не то, что «указано на упаковке» (точнее — в оригинальных книгах по йоге). Получается обман. Масса доверчивых чего-то практикует, думая, что занимается йогой, а настоящие йоги как сидели в своих гималайских пещерах, так и сидят («узок их круг, и страшно далеки они от народа», как писал классик). Почему же они сидят и «ничего не делают»!? Логично предположить, что потому что, во-первых, ведь ничто на самом деле не меняется даже со сменой эпохи, а во-вторых, достойных учеников почти нет. Достойны те, кто способен все бросить и заниматься целыми днями йогой, рискуя здоровьем и забыв про деньги, бизнес, политику и прочая.

Все эти измышления сильно смахивают на демагогию, и что бы вернуться к практике, зададим себе один простой вопрос: можно ли как-то ликвидировать или, хотя сгладить эту пропасть межу настоящей йогой «где-то там» и «динамической горячей йогой имени Васи Пупкина» прямо здесь, на этой грешной земле? Ответ — да, можно, до известной степени. Для целей, которые мы сейчас перед собой ставим, есть адекватные техники, надо только делать их тоже адекватно, а не как «Вася Пупкин» предлагает в помрачении рассудка.

Пять принципов эффективной практики:

  1. Чем чаще и регулярнее мы делаем йогу, тем лучше. Два раза в неделю не сравнятся с практикой через день или, гораздо лучше, каждый день. Это факт, который подтвердят все, кто серьезно занимается. Если поначалу кажется, что заниматься каждый день — тяжелый труд, это не так. На деле, заниматься хорошо бы по два или больше раз в день. На выходных замечательно уделить йоге 4-8 часов хотя бы в один из дней — вы получите не сравнимые с практикой в классе ощущения и результат. Только не пугайтесь — это не секта, а как раз нормальная йога! Результат прямо пропорционален затраченным усилиям, ничего нового. Если вы все-таки выбрали йоги, но вас пока что пугает перспектива заниматься дисциплиной, которая требует ежедневного труда, не переживайте. Во-первых, со временем (довольно быстро) втягиваешься, и каждое занятие проходит в удовольствие, а во-вторых, получив полноценное обучение, понимаешь, что йога — не только (и не столько) асаны, сколько другие техники. Да, мастера занимаются по три-четыре раза каждый божий день. Но никто не заставляет вас делать асаны по 1.5 часа каждый раз, когда вы нашли время позаниматься йогой. Утром 1.5-2 часа (чтобы сэкономить время, надо ложиться и вставать чуть раньше) позанимайтесь асанами, пранаямами, немного помедитируйте — и свободны: замечательное ощущение тела и отличное настроение на целый день гарантированы! А вечерком сделайте только спокойную пранаяму и уже посерьёзней помедитируйте: например, отлично работает схема 10 минут Уджайи + 10 минут Брамари + 10 минут Ом-чантинг + 5 минут Тратак и спать: всего-то 35 мин., а сколько удовольствия! Сказанное не исключает возможность иногда устроить себе «йога-выходной». Йога — это, прежде всего умение слушать себя, а не какая-то безликая фитнес-тренировка.
  2. Практика йоги теряет большую часть эффективности, если организм зашлакован. Из этого факта (о котором говорится в ряде первоисточников и который подчеркивают осведомленные современные авторы) можно сделать два вывода. Первый: йога плохо совместима с потреблением вредных продуктов (алкоголя, консервов, мясных продуктов в большом количестве, химических напитков и др.). Второй: надо помогать организму очищаться с помощью чисток. Поэтому стоит в меру сил придерживаться легкого, вегетарианского питания, а также регулярно делать Шаткармы (йогические чистки). Без этого наивно ожидать каких-либо серьезных результатов от какой бы то ни было практики йоги.
  3. Практики должны быть подобраны индивидуально и соответствовать возможностям. Посещая семинары других преподавателей, я зачастую сталкивался с такой картиной: класс из 20 человек пытается делать одну и ту же сложнейшую асану. У горстки получается, и они с серьезным видом (поглядывая, одобряет ли преподаватель) стараются делать не хуже, чем он. Масса потеет, кряхтит, лица пунцовые, позы кривые, кто-то с тяжелым стуком падает (рядом смешок). Особо ослабленные (или самые здравомыслящие) незаметно покидают зал. Это типичная картина, когда преподаватель набрал кучу учеников, но не может дать ничего никому из них. Это типичная сцена отчаянного положения йоги современности! Лучше действовать так: найти достойного преподавателя, описать ему свои жалобы на здоровье и цели в йоге, и подобрать комплекс для ежедневной посильной тренировки. Ориентир такой, что доступная для вас асана — та, в которой вы можете простоять не менее 1 минуту без дискомфорта, при этом сохраняя глубокое и медленное дыхание и не отмечая учащения сердцебиения. В еще большей степени условие своевременности и доступности касается пранаям. Дыхательные упражнения выполняются только в комфорте, если мы говорим о классической йоге. Если какое-то упражнение сильно учащает ваше дыхание и сердцебиение — либо вы делаете его неправильно, либо слишком долго, либо оно вам пока что вообще не показано. Физиологическое и йогическое объяснение этого можно найти у ряда достойных современных преподавателей, в том числе отечественных, например, у В. Бойко.
  4. Последовательность техник играет большое значение. Да, можно самому составлять последовательности, едва освоив начальные техники йоги и руководствуясь правилом чередования «наклон-прогиб». Но это довольно поверхностный уровень понимания механизмов воздействия техник йоги. Познакомившись с теорией пран (жизненных «ветров») в организме, мы начинаем понимать (и чувствовать!), что разные асаны и пранаямы очень по-разному «гоняют» эти ветры по организму. Всему свое время. Мы понимаем тогда: необходим целостный подход к практике йоги. А механический подход к построению «последовательностей» вообще негармоничен, он дает дисбаланс пран и, следовательно, весьма неоднозначное влияние на здоровье. (Впрочем, человек, который сильно зашлакован дурной пищей и огрублен сумасшедшей жизнью, привык к хаосу в пранах, и даже искренне практикуя, вряд ли почувствует такие нюансы). Замечено, что определенные последовательности асан и дыхательных практик дают заметно более мощный эффект. Знающие преподаватели обычно держат такие последовательности в секрете, так как они в современном мире представляют коммерческую ценность, а также нежелательно, чтобы их практиковали люди, ослабленные физически или ментально (может стать совсем плохо). Многие такие последовательности раскрыты в книгах замечательного автора Свами Сатьянанды Сарасвати на благо всех внимательных читателей, другие можно получить от индийских знатоков или даже, при наличии чувствительности и опыта, «переоткрыть» самостоятельно.
  5. Без медитации все остальные техники бесполезны. Это верно, как ни крути. Ряд древних авторов так формулировали это правило (в терминах той эпохи): без Раджа-йоги Хатха-йога бесполезна, без Хатха-йоги Раджа-йога бессильна. Основной уровень понимания этой взаимосвязи такой, что практику асан, пранаям, мудр и бандх надо дополнять формальной практикой медитации — хотя бы в пропорции 9 к 1 (а лучше 7\3). Более тонкое понимание приходит, когда осознаешь: медитация должна быть постоянной — и в асанах, и в пранаямах, и во всех других техниках! Все техники йоги работают эффективнее (в разы!), когда ум находится в состоянии «ментальной паузы», то есть, нет активного думания, но есть полное, бодрствующее, осознавание происходящего, без оценок и обдумывания. Это сложно начать практиковать «с понедельника», но это можно наработать. Разные техники медитации: «затачивающие» ум — медитации по типу концентрация, например, Тратак, и «расслабляющие» ум — концентрации и всевозможные «трансовые» техники вроде Брамари или джапы — помогают приобрести такой навык. Есть и комбинированные техники (для одновременного «затачивания» и «расслабления» ума), например, Аджапа джапа, о которой речь шла в одном из предыдущих материалов блога.

Итак, на фоне современного человек мы, фактически, нарисовали типичный портрет йога: регулярно занимается, питается здоровой пищей и делает чистки, внимательно и аккуратно практикует доступные техники, выстраивая максимально эффективные последовательности, и помногу медитирует... Хотим мы этого или нет, но принципы практики йоги не меняется с течением эпох.

Напоследок хочется напомнить известную аксиому, которую так часто повторяют индийские учителя настоящей йоги. Я слышал эту формулу от известного мастера (и сиддха) Йогираджа Ракеша Пандея из Варанаси: «Не меняйте йогу. Позвольте йоге изменить вас». Это настоящая ведическая мудрость, которая сейчас актуальна как никогда, помогает здесь и сейчас, каждый день. Давайте не будем позволять нашему (и тем более чужому) эго «менять» йогу, а позволим проверенным тысячелетиями и поколениями искренних ищущих практикам помочь нам действительно продвинуться по пути самопознания!