Три подхода к практике йоги: удовольствие, боль и отрешенность

Три подхода к практике йоги: удовольствие, боль и отрешенность

1. Подход через боль.

Такой подход иногда еще называется «методом сознания», хотя он имеет большее отношение к телу, чем к сознанию. Я бы назвал его «чисткой». Факт в том, что в нашу эпоху и в нашем климате, с нашим питанием тела людей, которые приходят в йоге, зачастую не отвечают даже начальным требованиям к практикующему индусу: они выносливее и сильнее (а попробуй, москвич, поработай на прополке риса в поле в жару 35 градусов!), гибче, таз более раскрыт, а суставы подвижнее — в числе прочих, менее важных отличий. Кроме того, средний житель горда — интеллектуал — а значит, в той или иной степени, невротик. Это накладывает ряд ограничений на первый этап практики: новичку приходится преодолевать слабость, усталость, жесткость сочленений тела, а также зачастую головокружения, а также новичок обычно невнимателен — ни к нюансам объяснений учителя (к которому у нас нет такого уважительного отношения, как на Востоке), ни к собственным ощущениям. На этом этапе часто возникают и комбинируются ошибки: скажем, человек пришел первый раз на йогу, не до конца расслышал объяснение практики (потому что у кого-то айфон зазвонил), стал делать не совсем правильно, появилась боль — и он думает: «терпи, казак, атаманом будешь». Счастье, если преподаватель быстро заметит, что происходит! Но так или иначе, на первом этапе идет наработка воли, дисциплины (в т.ч. распорядка дня), смена привычек питания (новичкам крайне рекомендуется вегетарианская диета!). Кроме того, человек — чаще всего, уже средних лет и уже с багажом чувства собственной важности — как бы заново учится учиться, примерять на себя роль учащегося, профана. Если работа по какому-то из этих пунктов не задалась, прогресс будет блокирован. Если же паззл сложился — человек приобретает опыт работы с телом (удачно, если без небольших травм), внутренне настраивается на долгосрочную работу (понимает, что ритмы прогресса в хатха-йоге — медленные, древние). Что дает боль? Всё! Это и маркер пределов зоны комфорта тела, и приглашение к расширению этой зоны, и фактор, позволяющий тренировать волю (если мы работаем через боль).

При работе через боль, может наблюдаться интересный эффект «эндорфинового опьянения». Тело, испытывая боль, начинает выделять эндорфины — морфиноподобные вещества, которые обеспечивают своего рода анестезию, побочным эффектом которой является ощущение блаженства в конце и короткое время после занятия. На собственный морфин тоже можно «подсесть»!)

Как ускорить прохождение 1го этапа?

  1. Будьте предельно внимательные к своим ощущениям. Научитесь различать боль от вытяжения перенапряженной мышцы (физиологичную), и боль в суставах или позвоночнике (не физиологичную) и здесь же боль «на разрыв», когда вы уже начали травмировать свое тело (имея волю, можно, скажем, простоять в «планке» или «треугольнике» полчаса — а вот полезно ли это?).
  2.  Пройдите курс Шаткарм, как это было рекомендовано мудрым йогом древности Патанджали в «Йога-сутрах». Чистки заметно «облегчают» ощущения тела, увеличивают силу и выносливость и гибкость, вымывают отложения токсинов из мышц и увеличивают подвижность суставов. Также, идеальная работа кишечника — большое подспорье в практике. Кроме того, чистки косвенно более-менее приводят в норму и эндокринную систему, что позволяет асанам более эффективно работать с внутренними органами и теми же железами.
  3. Избегайте травм. А если она случилась — не думайте, что «ну теперь все потеряно». Человеческое тело на удивление живуче и способно регенерироваться, хотя на это и требуется время, иногда годы. Автор этих строк сам получил как-то травму в ходе радикальной растяжки за занятии, но организм полностью восстановился за 2-3 года. Особенно опасно неверное или фанатичное выполнение прогибов, поз на раскрытие таза и попытки сесть в «Позу лотоса».

2. Подход через удовольствие.

На этом этапе уже становится легче! Практикующий замечает, что болезненные ощущения или усталость после занятий пропали, а вместо этого постепенно нарастает «наполнение» энергией после занятия. На этом этапе можно часто видеть людей, которые буквально через голову готовы прыгать после интенсивного полуторачасового занятия (с которого «чайники» выползают, держась за стенку, и ругаясь в кулачок). Такой человек не просто находится в хорошей физической форме и может похвалиться отменным здоровьем (и привлекательным внешним видом, заметим особенно для женщин) — но и вывел из организма бОльшую часть шлаков, из мышечного «корсета» — блоки (и, опять же, сгустки токсинов). Такому практикующему просто «в кайф» заниматься! И он (или, понятно, она) старается не пропускать занятий. На этом этапе, фактически, уже можно преподавать, т.к. человек, что называется, «горит йогой», и способен заражать своим энтузиазмом других. Многие получают сертификат и начинают проводить занятия, и это правильно. Здесь же, в этом этапе, происходит раскрытие «эйфорического» потенциала мышц и дыхания: в ходе занятия уже не чистка идет, а «накачка» энергии, что может привести к состоянию своего рода опьянения, но более тонкого, чем на первом этапе. Возможны проблески Самадхи, необычные опыты, в том числе «выхода из тела» в Шавасане или Йога-нидре т.п. — если человек не пугается, то они еще больше вдохновляют познавать дальше.

Прогресс идет через увеличение удовольствия, которое испытывается не только после занятия, а в «реальном времени» — в ходе выполнения асан или пранаям (а особенно — их правильно составленных последовательностей!). Практикующий обнаруживает, что почти в каждой асане можно предельно расслабиться, отпустить мышцы, при этом внутреннее ощущение гармонии и покоя только возрастает. Часто на этом этапе радикально повышается гибкость, человек может «в три узла себя связать». Даже если в силу особенностей тела этого не происходит, все равно человек получает массу удовольствия от йоги, т.к. тело «не сопротивляется», а послушно выполняет каждую асану, в ней хочется задержаться подольше. Приходит способность выполнять асаны по 5 и больше минут каждую, без напряжения и дискомфорта. Если человек наблюдателен, этот этап подсказывает следующий (медитацию), и по-настоящему понимает, почему, скажем, тот же Патанджали называл асану «удобной и устойчивой позой». Приходит внутреннее понимание, что работа через боль уже не актуальна (первый этап отработан).

Как ускорить прохождение 2го этапа?

  1. Опять же, внимательно прислушиваться к ощущениям — но уже не к болевым, а к приятным. Позволяйте себе иногда делать асаны так, как «тело просит» — будьте спонтанными. Тело каждого из нас — индивидуально, уникально, как отпечатки пальцев — поэтому внешний вид финального положения в позах йоги немного отличается. Не будьте занудой — смысл не в том, чтобы зеркально повторить асану «как Б.К.С. Айенгар в том фильме», а в том, чтобы прочувствовать ее «изнутри», проникнуть в суть. Проработав этот этап, вы будете без тени сомнения чувствовать, «работает» ли для вас какая-то либо поза в данный момент — а значит, принятое положение тела в пространстве и есть искомое, финальное (в котором надо задержаться заданное время, обычно минуту) — или надо корректировать дальше (и позволять править себя).
  2. Регулярно практикуйте техники глубокого расслабления, такие как долгая Шавасана и Йога-нидра. Если это идет с трудом — можно пойти на хитрость: в конце занятия чередовать Шавасану (по 30-60 счетов или дыханий) и силовую позу, например, Навасану или Шалабхасану, делать по 3-4 подхода, или по ощущениям. Навык расслабления нарабатывается.
  3. Не пренебрегайте пранаямой. Дыхательные практики, особенно если делать их вдумчиво, а не «на автомате», радикально повышают чувствительность к процессам, происходящим в теле, и тонким (праническим) ощущениям. Также они помогают «дочистить» тело от токсинов и блоков, которые еще выжили после прокалки огнем асан.

3. Развитие через отрешенность.

У многих опытных практикующих после освоения второго этапа возникает своего рода «спад» или «провал» — перестали появляться экстатические ощущения, практика стала «ровной». Очень важно не бросить заниматься на этом этапе, т.к. самое интересное как раз начинается! Боль больше не беспокоит, но и чакры «не взрываются светом» — это благоприятные условия для освоения третьего этапа. Здесь мы наблюдаем за тем, чтобы ощущения были ровными (такой подход, например, ставится по главу угла в такой уважаемой традиции, как Школа В. Бойко) — это позволяет войти в медитативное состояние сознания. И наблюдать (уже не боль и не удовольствие) — наполнение своего ума. В этот момент может показаться, что «мыслей стало больше» — но их не стало больше, вы просто стали (научились) их замечать! Можно наблюдать промежутки между мыслями, или непосредственные ощущения в теле от каждой отдельной мысли — и то и то хороший подход, и их можно чередовать, это помогает повысить «яркость», осознанность практики и самого наблюдения.

Свами Сатьянанда Сарасвати, ныне уже ушедший признанный мастер йоги 20го века, замечал по этому поводу: «Просто делать асану или пранаяму — значит потерять 90% потенциала эффективности», подразумевая, что именно самонаблюдение за потоком — а скорее, будем говорить так — омутом ума и «всплывающими» со дна полуразложившимися воспоминаниями и фантазиями — лучшая и важнейшая часть процесса йогической садханы — очищения — без которой невозможна глубинная тансформация.

Отслеживая поток сознания, человек становится как бы сторонним наблюдателем своих мыслей — поначалу очень странное ощущение (может даже «выбрасывать» в кратковременное Самадхи!), раскрывающее глаза на суть, глубину практики йоги в целом, и медитации, в частности. При этом контроль над телом и удержание асаны обычно не теряется (тело «само» следит за собой), хотя если «нырнуть» очень глубоко, можно ненадолго «потерять сознание (это бывает крайне редко, и обычно в дыхательных практиках, когда праны больше — при этом тело обычно безопасно сидит на полу)». «Самонаблюдаясь» таким образом, человек постепенно вычищает из своего подсознания неврозы и блоки, становясь более интегрированной, целостной и со всех сторон приятной себе и другим личностью.

Психическое состояние, несомненно, очень хорошо сказывается и на здоровье тела, и на достижении мастерства в практиках йоги. С этой точки, обернитесь назад — каким были ваше тело и ум в начале практики?! «Это ж страшно вспомнить, страшно — и смешно!», говорят некоторые.

Как расти в этом этапе? Просто продолжая наблюдение, методы углубления состояния придут, «раскроются» сами. Но можно также почитать классическую литературу по йоге: Упанишады, Тантры, Сутры — которые в основном и описывают ощущения и практики в этом, третьем, этапе, когда преимущественно происходит работа сознания. Также, не стоит пренебрегать включать в свою практику классические медитации и джапу, продолжая регулярно делать необходимый набор асан, составленный вами комплекс пранаям и мудр\бандх, а также — если есть время, очень желательно — Йога-нидру.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Коврик для йоги «Эко Про»

Коврик для йоги «Эко Про»

Этот коврик обладает всем необходимым для вашей комфортной практики.

Производитель: Fa Bodhi

4599 рублей

Коврик для йоги «Гринлиф»

Коврик для йоги «Гринлиф»

Новый 100% эко коврик из пробкового дерева: получите максимальное удовольствие и прогресс в вашей практике.
Экологически чистый. Не cкользит. Антибактериальный. Антиаллергенный.
Размеры: 183х61 см.
Толщина: 5 мм.
Материал поверхности: натуральная пробка.
Материал основания: натуральный каучук.

6000 рублей

ВХод

Забыли пароль?