Вопросы и ответы по йоге

12 март 2015, 09:15

Вопросы и ответы по йоге

ВОПРОС: Добрый день, если у человека по всему практически позвоночнику остеофиты, какие есть ограничения в практике йоги? Я полагаю, что если деформированы позвонки, наверное не стоит давать большую нагрузку. Что еще надо исключать? Перевернутые позы можно делать или нет? И напротив чему больше уделить внимание? Ксения.

ОТВЕТ: Ксения, здравствуйте! Полагаю, в этом случае полезны только занятия в группе йога-терапии, но никак не практика в общей группе, и тем более не самостоятельные занятия. Объяснить, как и что надо делать, нельзя не то что в двух словах по имейлу, а и вообще удаленно — нужна работа «один на один» с йогатерапевтом, именно в этом случае можно поправить, а не окончательно порушить здоровье. Тут неуместна самодеятельность и самонадеянность.

ВОПРОС: Здравствуйте. Читаю ваш материал (СуптаБхекасана). Очень нравится: все доступно понятно и наглядно. Но вот возник вопрос: раздел ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ-ТРАВМЫ СПИНЫ. Асаны в этом разделе не рассчитаны для позвоночника или наоборот-для его восстановления нужны именно они? Заранее благодарна.

ОТВЕТ: Здравствуйте, это не мой материал, но вопрос не сложный, поэтому отвечу. Многие позы, в том числе Супта Бхекасана, не полезны при травмах или вообще серьезных состояниях позвоночника (подозрение на грыжу и т.п.). Использовать их в восстановлении — задача йогатерапевта. При травме спины вообще любая самостоятельная практика асан опасна, при всем уважении. это как лечить болезнь, покупая таблетки в аптеке на свое усмотрение. не лучше ли посоветовать с врачом? так же и тут. только советоваться надо с йога-терапевтом. обычные преподаватели редко знают, что вам нужно (или тому человеку про которого вы спрашивали), т.к. вообще практика хатха-йоги не подразумевается при травмах спины. она очень требовательна даже к здоровой спине, и может совсем загубить спину уже поврежденную. Только йогатерапия, на мой взгляд!

ВОПРОС (к материалу «Триконасана» нашей «Энциклопедии» асан): Все позы разрешено выполнять в «зеркальном» направлении , т.е. упор делать не на правую ногу, как везде в примерах показано, а на левую?

ОТВЕТ: В целом, Триконасану, и вообще все ассиметричные позы надо делать и на правую, и на левую ногу, равное количество времени (или вдохов-выдохов, если занимаетесь не по часам). Не важно, что показано на картинке (фото), не важно, с какой ноги начинать. Важно делать равное время на ту и другую сторону. Между подходами по необходимости можно отдохнуть, сидя или даже в короткой Шавасане; если есть силы — чередуем без отдыха.

ВОПРОС: Что вы можете сказать о кришнаитах (ИСККОН) — есть мнение что это секта, стоит ли следовать их философии бхакти-йоги? Как к ним относятся в самой Индии?

ОТВЕТ: Бхакти-йога применяется тысячи лет, и многие бхакты знать не знают ни о каких «кришнаитах», так что «бхакти» — это не только ИСККОН. Бхакти, или проще говоря, «вера» — часть йоги. Просто надо понять термин «бхакти», не в сектантском каком-то смысле, а в изначальном. Бхакти, сам термин — это не вера в смысле «поклонение» и как следствие восприятие себя как слуги, «раба Божьего», со всеми вытекающими невротическими последствиями такой «веры», а просто восходящее стремление к Высшему, причем даже может быть в любой доступной и интересной для Вас форме: Кришна, Будда, Аллах, Космическое Сознание, Абсолют, и т.п. и т.д. (в принципе тут может быть что угодно, хоть Огонь, хоть Солнце, хоть Род или еще что — суть не в символе) — с целью осознать себя частью этого, то есть частью, а не слугой, Бога. Веды на самом деле говорят именно о такой, широкой, постановке вопроса, хотя это конечно вопрос готовности и чистоты видения, прозрения каждого отдельного человека. Важно просто понять, что «Бхакти» — это не какая-то секта, или религия, или практика («Маха-мантру читать» и кушать постное) — это часть любой духовной практики! Иначе эта «любая» практика — вообще не духовная (т.е. целостная, холистическая), а какая-то еще — физическая, энергетическая, целительская, спорт, культурно-оздоровительное мероприятие или что-то еще.

Может быть, я ошибаюсь, но по моему мнению, «кришнаизм» в виде, распространяемом у нас — это, во-первых, очень молодое явление (20го века), что в русле йоги не очень хорошая рекомендация, а во-вторых, это чисто экспортный продукт, созданный и привитый вначале в массы хиппи в США, и оттуда уже попавший в СССР. Многим людям такие практики очень помогают — восстановить целостность себя, вернуться к нормальной жизни, и даже открыть в себе интерес к жизни духовно — и это главное. А дальше уже ответственность самого человека и конкретных учителей, а не сообщества в целом. В любом духовном направлении, тем более сугубо религиозном (как ИСККОН), можно свою духовную целостность как восстановить, так и потерять.

На мой взгляд, во всем лучше видеть позитивную сторону, тем более там, где она и правда есть. Если же кто-то при звуке мантры «Харе Кришна» теряет самообладание, прерывает практику йоги и пугая людей выбегает из зала, и бежит куда-то — это, пожалуй, серьезный звоночек, повод посоветоваться с хорошим психиатром! У меня были такие случаи на занятиях: у некоторых людей очень поврежденная психика просто в наши дни — а сами «Харе Кришна» тут не при чем. Опять же, я знаю нескольких кришнаитов, которые очень хорошие, адекватные, позитивные люди.

Я лично использую Бхакти в своей практике, но это никак не связано с ИСККОН, а просто спонтанно возникает, когда идет из сердца благодарность чему-то («Вселенной») за успешно сделанную практику и приятное, высокое состояние в результате. Также Бхакти (вера) должна присутствовать в любой практике в том смысле, что вы что-то делаете, и доверяетесь Высшим силам (Вселенной, Абсолюту или Богу, как ни назови — смысл один) в том, чтобы практика привела туда, куда надо (к счастью и процветанию в самом широком смысле), а не туда, куда вы пока что видите, что на может привести (к воздействию, скажем, на отдельные внутренние органы, мышцы или благополучию в чисто материальном аспекте т.п.). Это когда вы садитесь в самолет, вы верите, что техника в порядке, и пилот хороший — и все будет нормально. Вы не знаете ни работы механизмов самолета, ни биографию пилота — но верите, и сидите спокойно. Если вы начнете паниковать или приставать к пилоту с попыткой допытаться его сертификатов и лётного опыта (что иногда можно видеть на занятиях по йоге), с требованием ввести вас в детали маршрута полета, то наверняка самолет быстро посадят, а вас снимут с рейса, обыщут и изолируют, и никуда вы в ближайшее время не прилетите. Это на 100% верно и для йоги, такая вера, или Бхакти, нужна вообще всем йогам. И еще раз повторю, высказанные выше соображения — моё личное мнение по этому вопросу, при том, что я, как любой йог, уважаю любые религии.

На вопросы отвечал инструктор по хатха-йоге, корреспондент йога-блога «Хануман», Алексей Соколовский. Вы можете задать свой вопрос по практике йоги на адрес сайта: [email protected] — или напрямую Алексею: [email protected].