Многие знают, что все без исключения индийские учителя йоги утверждаютают, что практика Хатха-йоги должна сочетаться с внутренним пониманием и принятием основных принципов, перечисленных в кодексах Ямы и Ниямы. Но у нас на Западе и в частности в Москве сейчас такая ситуация, что далеко не все практикующие знают даже что это такое, и «с чем это едят». Многие не отдают себе отчет, что Яма и Нияма означают и этическое вегетарианство (т.е. ненасилие по отношению к животным, в первую очередь млекопитающим), и ненасилие над собой и другими не только в смысле заповеди «не убий», но и в мыслях, и на словах — правило, которым так часто пренебрегают в современном обществе. В конечном счете, следование кодексу Ямы и Ниямы пойдет только на пользу практикующему любого уровня.
Для йогов Яма и Нияма — не только «кодекс поведения», аналогичный, скажем, самурайскому «Бусидо», который закладывает некие традиции, но и вполне практичные, адекватные сегодняшнему дню правила, которые предотвращают потери энергии, которую мы накапливаем благодаря практике. В этом смысле, Яма и Нияма для йогов - это то же, что «Клятва Гиппократа» для врача — это сам стержень, основа практики, «как и зачем». Фактически, в йоге добиться успеха може только человек, следующий Яме и Нияме — так же как успешным будет только врач, вылечивающий своих пациентов. В йоге никогда не было и не бывает «победы любой ценой», и средства определяют конечную цель.
Не секрет, что у йога (или йогини) обычно больше энергии не только для медитаций и т.п., но и для выполнения своих обычных дел. Это подтвержают многие звезды кино и шоу-бизнеса, певцы с мировым именем, которые практикуют йогу: например, Стинг утверждает, что если он посвящает 1,5 часа утром хатха-йоге, то потом все дела может делать в 3 раза быстрее. Думаю, это так и есть. Парадокс в том, что без следования правилам Ямы и Ниямы человек может быстро превратиться в «бешеного слона», сметающего буквально все и всех на своем пути. А бешеных слонов, как и лошадей, пристреливают. Тот же Стинг известен своими проблемами с наркотиками. У людей, следующих Яме и Нияме, таких осложнений не возникает.
Однако все-таки понимание кодекса Ямы и Ниямы не так легко. Для некоторых людей, особенно начинающих, важность следования приведенным в них правилам вовсе неочевидна. Следовать им кажется нелогично, и даже небезопасно — как говорят, «в наше нелегкое время». Однако на самом деле эти правила не устарели в наше время, даже наоборот — стали еще более актуальны. А следование им вовсе не приводит к разочарованию, крушению, наоборт приводит к успеху — если разобраться, что они значат и применять их правильно.
Так, например, важнейшее, из правил Ямы — Ахимса — ненасилие. Как надо это понимать? Не убивать людей — и все? Или также не причинять вреда животным, не употреблять их мясо в пищу? Или вообще не причинять насилия никому и никогда? Если разобраться, мы увидим, что практически не причинять насилия совсем невозможно — просто самим фактом своего существования мы губим мириады других живых существ — в первую очередь, микробов в нашем теле, а также мелких насекомых, растения. Даже придерживаясь вегетарианской диеты, мы употребляем в пищу овощи, злаки — они тоже живые. Даже книга по йоге напечатана на бумаге, чтобы произвести ее, потребовалось рубить деревья. Поэтому если принять принцип ахимсы бездумно, то ни о какой йоге тогда не может быть речи, да и о жизни вообще. Нужно просто умереть — это будет наименьшим злом... Однако это, конечно, не верное, фанатичное понимание. Принцип Ахимсы применяется прежде всего к себе самому — и это может дать ключ к его более правильному пониманию.
Основная концепция у людей обычно такая — «я вообще-то не склонен(-нна) к насилию, но буду его применить — если это сделает меня сильнее\бочаге\счастливее!» Такой принцип обычно применяют и в отношениях с коллегами, друзьями, и в отношении поедания мясной пищи – которая якобы делает тело сильнее, и к самому себе — в практике йоги. «Вот сейчас я сделаю себе больно и плохо — зато в результате стану гибким и сильным». Для начинающих это часто выливается в легкие травмы — человек не чувствует, где именно нужно себя заставить, а где нужно позволить себе расслабиться, «побыть в ощущениях», закрепить достигнутое, и идет напролом. У русских людей, сильных духом, эта черта иногда особенно развита. Однако в йоге это не работает: если человек, неважно с какой физической и йоговской подготовкой, применяет насилие к себе — получается только хуже. Страдают колени, спина, практика — т.е. личность в целом.
У начинающих в связи с нарушением Ахимся возникают специфические проблемы. Просто банально переработав на первых занятиях, человек может сказать: «Вот, у меня теперь все болит, мне плохо. Следовательно, практика такой йоги мне не подходит — тело явно говорит мне об этом!» Важно развивать практику постепенно, руководствуясь рекомендациям преподавателя, не стараться «сделать лучше всех» или «прогнуться круче, чем вон тот парень». Практика йоги подразумевает ненасилие — и важно начать применять этот принцип с самого первого занятия, и начиная с самого себя. На занятиях надо внимательно прислушиваться к себе, отслеживать воздействие разных факторов на свое состояние — и честно, без компромиссов, следовать наилучшему пути — вот практическое применение одного из принципов Ямы в практике, доступное каждому!
С продолжающими и продвинутыми йогами — другая проблема. Когда у человека много сил, когда он начинает преподавать йоги, в этом тоже кроется некоторая опасность. Многие опытные практикующие, которые успешно и давно занимались йогой, в какой-то момент начинают пренебрегать режимом дня, регулярностью занятий, правильным питанием, запретом на мясо и алкоголь, потреблять «по случаю» химическую еду и т.п., а в плане йоги некоторые упражнения выполняют некорректно, «по своему авторскому методу». Обычно закаленное йогой тело какое-то время все это терпит, и создается иллюзия, что все идет замечательно, практика движется как надо. На самом деле, ошибки «накапливаются» в теле, а кроме того рождается концепция что ты можешь сказать новое слово в йоге, и чем оригинальне сделаешь ту или иную практику, тем лучше, чем «сильнее» ты преподаешь. Параллельно этому, отдельные, обычно физически не сложные и более тонкие практики (пранаяма, мантра, медитация) становятся не интересны, идет лишь усложнение работы в асане — и самореклама за этот счет. Кажется, что именно это принесет быстрый и надежный результат. Концепция победы любой ценой. Очевидно, что так это не работает — это приведет к перекосам в практике.
Напоследок, хочется подчеркнуть, что кодексы Ямы и Ниямы недостаточно прочитать один раз, «ознакомиться». Над ними хорошо размышлять, «медитировать» на них, перечитывать в разные периоды жизни — каждый раз в них можной найти разный, все более глубокий смысл. Эти правила были придуманы настоящими мудрецами, и не только для своего времени — они несут неисчерпаемую мудрость, которая не менее жива и актуальная в наши дни.