Йоговский самоконтроль и как его развить

Йоговский самоконтроль и как его развить

Контроль над телом: движения, позы, дыхание — можно назвать контролем на уровне Муладхара-чакры, это самая первая и низшая ступень йоги. Контроль за своими чувственными проявлениями, проблемой которого всерьез озабочены многие религиозные системы — это всего лишь контроль на уровне 2й чакры — Свадхистаны. Даже контроль над волевыми, активными проявлениями «вовне», т.е. контроль поведения — это средненький контроль (точнее, ниже среднего!), т.к. он на уровне 3й чакры, Манипуры. Контроль над эмоциями — уже тоньше, и сложнее — это уровень Анахаты, сердечной чакры. Эмоции — тоньше воли, их нельзя «тренировать» и ими очень сложно управлять. Но и даже еще более утонченный контроль — над умом (на этот контроль указывает Патанджали, сообщая во 2й сутре, что «Йога — это прекращение мыслеобразования») — еще не высшая ступень, и не может удовлетворить йогов как таковой, отдельно!

Осознанный практикующий (не думающий человек вообще не видит во всем этой никакой проблемы, и несоответствия — упражняется себе спокойно) поставлен, таким образом, перед сложной проблемой. «Вроде бы ожидается, чтобы я взял и установил контроль... Но как — ведь вся эта пирамида „контролей“ каждый день грозит вот-вот развалиться в течение обычной жизни „вне коврика“!» Могу ли я НА САМОМ ДЕЛЕ управлять умом, движения которого я могу прекратить лишь на считанные минуты — а потом он опять принимается за «дело» — начинает думать. Ум похож на ветер, можно ли его удержать? Сама природа ума — в движении. Как же можно исполнить завет древних йогов и «прекратить мыслеобразование» или, как еще дословно переводят, реализовать «ума движений остановку»?! Секрет в том, что контроль — это иллюзия. И уме не только нельзя, но и не нужно «останавливать» напрямую, усилием воли — «контролем». Но к этому надо прийти на практике.

Разберем разные виды контроля, которые входят в систему, практику йоги. Схема построена по возрастанию важности (и сложности). Но зачастую без некоторого опыта «проработки» нижних уровней человеку сложно даже понять, как возможен контроль над умом, не говоря уже о действительном установлении над ним шефства.

1. Контроль над телом (это можно называть контролем на уровне Муладхара-чакры). Это первый уровень физической практики йоги, который обычно называют «Асана». На этом уровне развития человеку интересно развивать свое физической тело, и овладеть им мастерски. В том числе выполняя различные статичные или динамические позы. Этот уровень йоги пока что не демонстрирует никаких преимуществ по сравнению с любой гимнастикой, фитнесом, бегом и плаванием — суть та же самая. На этом уровне мощь йоги не проявляется, она как бы в потенциале, словно спит. Но в зародышевой форме любое упражнение — любая асана — несет в себе возможности контроля над дыханием и умом — просто эта информация придет позднее, в ходе более тонких практик. На уровне развития грубого тела (Стхула Шарира) очень важно не «зависнуть», иначе никакой йоги вообще не произойдет, одно название.

КЛЮЧ: Контролю над телом мешают отсутствие контроля над дыханием и умом. Поэтому для достижения успеха в асанах надо сразу начинать осваивать и пранаяму, и азы медитации. Контроль над телом дает устойчивость и удобство в асанах. Для преодоления этапа полезно голодание, и всевозможные «аскезы».

2. Контроль за своими сексуальными проявлениями — шаг вперед в сторону утончения практики, и интересов самого человека. Вполне естественно, что человек, овладевший своим телом и усовершенствовавший его выше общего среднего уровня, получает доступ к удовлетворению своих чувственных, вкусовых, эстетических и сексуальных проявлений. Зачастую достижение этого этапа развития человека воспринимается им и другими как «успех». (Однако через непродолжительное время человек, если он человек думающий, может обнаружить, что желания не исчерпали себя, а наоборот, словно умножились, и это приводит иногда к самоубийству или просто пьянству или депрессии).

КЛЮЧ: Без небольшой «артиллерийской подготовки» на вышележащих чакрах: т.е. работа с волей, эмоциями, и умом — чувства с трудом поддаются контролю. А наклоны вообще делать сложно. Контроль чувств дает наклоны — а наклоны гармонизируют сферу чувств (например, наклоны снимают напряжение в области таза и мочеполовой системы — что сказывается на здоровье это сферы). Помогает — строгое ограничение в удовольствиях (или, экстремальный метод «не для всех» — пресыщение ими, с последующим выходом опять же на добровольное ограничение, аскезу).

3. Чтобы пройти этот уровень и приступить к контролю над активными проявлениями «вовне», т.е. контроль поведения — средненький такой контроль, он на уровне 3й чакры, Манипуры — человек вынужден научиться разотождествляться с чувствами, чтобы взять их под контроль. Для этого человеку надо так или иначе выделить для себя «вкус» чего-то более тонкого, более сильно, важного — это момент появления у человека цели: тело здоровое и красивое, чувства я свои удовлетворяю, теперь что? Если человек укрепил тело, и научился отвлекать свое внимание от действия органов чувств — он нащупает что-то более постоянное. Это воля. (Когда человек, не рассуждая, приятно это будет или нет, выходит на утреннюю пробежку, невзирая на дождь! Или что-то подобное). Воля — это конец давлению, царству чувств — человек с волей и целью, это уже не флюгер, крутящийся по воле ветра-чувственных ощущения и желаний. Воля — это первое слияние потоков «да» и «нет,» «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу», оно происходит именно на уровне жизненной энергии — праны. Не осознанно, но происходит. (Второе слияние будет осознанным — на Аджне).

КЛЮЧ: Ничто так не укрепляет (Манипуру) волю, как знание своих целей (сильная Аджна) и ощущение, что это хороший и правильный путь (Анахата) — т.е. проработка вышележащих чакр, как это ни парадоксально. С точки зрения практики Хатхи, мало что так хорошо сказывается на скрутках, как понимание технологии этих непростых и «не физиологичных» движений (т.е. отработка этого вопроса на уровне Аджны — ума), и чувствование своего тела (Анахата — чакра, связанная с тактильными, телесными ощущениями). Помогают также релаксации, Йога-нидра, и умение «отпускать всё». Иногда, в особых случаях, этот уровень «автоматом закрывает» тяжелая болезнь, потеря всего имущества, члена семьи или другая «травма» — ситуация, когда человек был полностью бессилен перед лицом разворачивающихся действий, от него не зависящих. Но лучше не ждать такой «удачи», работать самостоятельно.

4. Но выше воли — любовь, и эмоции. Мы может не хотеть кого-то любить, быть не в силах уже любить — но любить, как ни в чем ни бывало. Контроль над эмоциями — уже тоньше, и сложнее, чем контроль действий! (Не так сложно удержаться и не ударить кого-то, кто нас раздражает, и гораздо сложнее не подумать об этом человеке плохо, не испытать к человеку тяжелых чувств!) Контроль эмоций, а не просто проявлений и желаний — это уровень Анахаты, сердечной чакры.

КЛЮЧ: Контроль над сферой чувств в высоком понимания — различения (уже энергетически смешанного с умом, с мудростью и знанием) «сердцем»: нравится\не нравится, Да и Нет, моё-не моё, Горячо — Холодно, Ха-Тха. Еще одно (второе) слияние этих потоков в теле! Помогает погрузиться в любовь, прочувствовать ее — и вынырнуть, не потеряв жемчужину. Чувства имеют много градаций, и нужно постепенное их утончение (тут поможет очень хорошо отработанная Вторая чакра) — восхождение по этой лестнице тонкости. У любви есть свои градации или Расы (вкусы)... есть они у эгоизма, жадности, гнева и так далее! Умение найти «точку без Расы», состояние без эмоций — ставит на ступень выше. Это уровень, когда яд превращается в нектар бессмертия (по символике йоги) — Вишуддхи-чакра.

5. Контроль дыхания, речи, контроль над дыханием и энергией (Пранаяма) — это горло, Вишуддха. Дыхание позволяет постичь, что все, что касается восприятия — ритмично. И если ритм замедляется или замирает — это приводит и к остановке мыслей и «сворачиванию» внимания вовнутрь;

КЛЮЧ: Контроль над эмоциями может быть достигнут (помимо отработки предыдущих уровней) практиками мантра-йоги (Вишуддхи), пранаямой (Вишуддхи и Аджна-чакры) или через Аджну — мудрость и контроль мыслей (концентрация и Шамбхави-мудра — практики для Аджны). Пожалуй, все-таки, лучший и самый прямой метод контроля эмоций — это дыхательные упражнения. И что замечательно, они сразу дают и «путь вверх» — к контролю непосредственно над умом, тонким проявлением Аджна-чакры (грубое — прана, Шакти, тонкое — Шива, сознание). Интересно проследить тут, что дыхание — прана — руководит всеми уровнями, вниз (от Муладхары) и вверх к Аджне и даже до Сахасрары. В Аджне копится прана, и здесь ее можно «увидеть» с помощью Шамбхави-мудры и\или пранаям. В горле же происходит процесс очищения эмоций и праны — для контроля над умом.

6. Контроль мыслей (ума) — кульминационный момент практик — это Аджна, центр, где сливаются потоки Иды и Пингалы и момент в жизни, когда достигается равностность, тишина и покой (Ананда). Появляется четкое различение мыслей и «себя», т.к. ума. Почти как в анекдоте: «Могу думать. Могу не думать». Это уровень опытного йога, который поднаторел и в пранаяме, и в медитации.

Третье слияние потоков дуалистических тенденций Инь и Ян — это Аджна. Здесь находится равенство меду «да» и «нет», а также между потоками праны по Иде и Пингале. Сушумна становится подконтрольной уму, а не только пране (Шиве, а не Шакти). Уровень опасен тем, что все предыдущие практики усиливают, укрепляют работу ума — и это может помешать разотождествиться с ним, понять, что «я — не мой ум», что я существую и в те моменты, когда нет мыслей. «Прелесть», опасность уровня — в развитии интеллекта, а также способности «заводить друзей и влиять на людей, выступая публично». В этой ловушке плотно сидят многие «гуру» йоги, и уверенность, с которой они транслируют свои дуалистичные взгляды, говорит об отсутствии опыта выхода за пределы ума. Опыты (а значит, и такое понимание) НЕ-УМА могут прийти только с практикой — пранаямы и\или медитаций!

7. Но, ведь и контроль ума — это еще не все! Седьмая чакра может «раскрываться» (включаться), когда все уровни контроля, один над другим, пройдены, освоены в жизни. И тут приходит понимание, что именно этот «верховный контроль» и есть настоящий контроль, потому что в нем... приплюсованы все уровни контроля. И вдруг — на вершине йогической победы, казалось бы, ... контроль пропадает! Парадокс, перед которым оказывается опытный йог — в том, что несмотря на стройную систему контролей над буквально всем в жизни (на установление которых потрачены ГОДЫ), человек вдруг обнаруживает, что хотя контроль явно есть .... не ясно, КТО во всей этой системе его осуществляет: где найти «контролера»?! Тут важно понять, что ты не сошел или не сошла, с ума. Просто контроль оказался не самоцелью, а лишь инструментом, если не даже побочным эффектом самопознания. Вот тут — при потере ориентации в пространстве, так удобно обустроенного контролем — может случиться Самадхи: полная потеря контроля. Оно «случается» — именно когда нет движения ни к чему, нет мыслей и желаний. «Проконтролировать» процесс получения Самадхи поэтому нельзя, по определению. Можно лишь создать благоприятные условия, отказавшись сознательно от всех уровней контроля, столь приятных уму (такие практики описаны во многих йогических трактатах по Джняна- и Раджа-йоге, в том числе «Йога Васиштха» и «Трипура Рахасья»). Достигший (казалось бы) уровня полного контроля над всем, ищущий обнаруживает, что не может найти себя — «контролера». «Контролер» становится таким образом «Наблюдателем» (Сакши, в терминологии йоги). (Точнее, не «становится», а осознает, что всегда им и был).

В практике тут происходит интересное: что даже потеря асаны — «опоры» или «подстилки» в переводе с санскрита — не рушит хрупкую башню поза-желания-воля-чувства-дыхание-ум! И даже дыхание не влияет на процесс медитации: это значит, что точка Бинду, метавшаяся хаотично, а потом смещенная возросшим уровнем праны, закрепилась в новом положении. Эмоции уже не «захлестывают», мысли не «накатывают» — куда уж им. Появляется интерес к перевернутым позам, к деконцентрации и тонким практикам «для Самадхи» (Крия-йога, Атма-вичара и др.).

Понятно, что человек при этом не теряет (в обычном, бытовом смысле) контроля над своими низшими проявлениями, и конечно, не потакает им чрезмерно. (Поэтому такие «Гуру» йоги, которые напоминают Григория Распутина, с блестящими и хитрыми глазами — они далеко еще не Гуру, они не на этом уровне.) Другой аспект этого уровня практики — это то что появляется возможность достигать его «по желанию», независимо от текущего состояния «дел на фронтах» на нижележащих уровнях — т.е. даже если здоровье не очень или эмоции зашкаливают, поза не устойчива и не удобна и т.п. То есть, тут можно выйти за пределы видения «я» как чего-то обособленного, отдельного, за пределы ума и ощущения «я». В Кена-Упанишаде об этом говорится: «Что не мыслится разумом, чем, как говорят, мыслим разум — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди».

Но это уже вопросы философии, мы же разобрали систему чакр и установления контроля над их «завихрениями» с точки зрения практики и гармонизации жизни «в Самсаре». Поднимаясь по лестнице йоги, человек может испытывать самые лучшие эмоции, и получать тончайшее удовольствие от каждой ступени. В этом суть процесса саморазвития, самопознания. Но если кто-то устал от «восхождений», устал от процессов и хочет добиться, наконец, результата — то можно пробовать «перескочить» сразу на высшие ступени, ведь этого никто не запрещал. Смеха «лестницы» из 8 ступеней, как и все чудовищно разветвленные разделы теории и методологии йоги, включающих чакры, каналы, сонмы божеств и привлекательные практики самого разного рода — дана нам, мыслящим людям, не как прямая команда свыше, а для нашего сведения. Восемь ступеней, завещанные нам древними — это, возможно, вовсе и не маршрут, а карта местности. Маяйнский календарь не закончился в ноябре 2012 года; древние йоги были не дураки, и хотели, чтобы и мыли в голову не только ели. Так что, почему бы не признать, что законы тела и праны — это лишь официальные правила игры в йогу, а не какой-то «закон вселенной» (нет законов, которые в это Вселенной не нарушаются!). Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк...» Для искренне ищущих и практикующих — нет ограничений и обязательств, кроме «добровольно-по незнанию» взятых на себя.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?