Йоговский самоконтроль и как его развить

23 июль 2015, 11:17

Йоговский самоконтроль и как его развить

Контроль над телом: движения, позы, дыхание — можно назвать контролем на уровне Муладхара-чакры, это самая первая и низшая ступень йоги. Контроль за своими чувственными проявлениями, проблемой которого всерьез озабочены многие религиозные системы — это всего лишь контроль на уровне 2й чакры — Свадхистаны. Даже контроль над волевыми, активными проявлениями «вовне», т.е. контроль поведения — это средненький контроль (точнее, ниже среднего!), т.к. он на уровне 3й чакры, Манипуры. Контроль над эмоциями — уже тоньше, и сложнее — это уровень Анахаты, сердечной чакры. Эмоции — тоньше воли, их нельзя «тренировать» и ими очень сложно управлять. Но и даже еще более утонченный контроль — над умом (на этот контроль указывает Патанджали, сообщая во 2й сутре, что «Йога — это прекращение мыслеобразования») — еще не высшая ступень, и не может удовлетворить йогов как таковой, отдельно!

Осознанный практикующий (не думающий человек вообще не видит во всем этой никакой проблемы, и несоответствия — упражняется себе спокойно) поставлен, таким образом, перед сложной проблемой. «Вроде бы ожидается, чтобы я взял и установил контроль... Но как — ведь вся эта пирамида „контролей“ каждый день грозит вот-вот развалиться в течение обычной жизни „вне коврика“!» Могу ли я НА САМОМ ДЕЛЕ управлять умом, движения которого я могу прекратить лишь на считанные минуты — а потом он опять принимается за «дело» — начинает думать. Ум похож на ветер, можно ли его удержать? Сама природа ума — в движении. Как же можно исполнить завет древних йогов и «прекратить мыслеобразование» или, как еще дословно переводят, реализовать «ума движений остановку»?! Секрет в том, что контроль — это иллюзия. И уме не только нельзя, но и не нужно «останавливать» напрямую, усилием воли — «контролем». Но к этому надо прийти на практике.

Разберем разные виды контроля, которые входят в систему, практику йоги. Схема построена по возрастанию важности (и сложности). Но зачастую без некоторого опыта «проработки» нижних уровней человеку сложно даже понять, как возможен контроль над умом, не говоря уже о действительном установлении над ним шефства.

1. Контроль над телом (это можно называть контролем на уровне Муладхара-чакры). Это первый уровень физической практики йоги, который обычно называют «Асана». На этом уровне развития человеку интересно развивать свое физической тело, и овладеть им мастерски. В том числе выполняя различные статичные или динамические позы. Этот уровень йоги пока что не демонстрирует никаких преимуществ по сравнению с любой гимнастикой, фитнесом, бегом и плаванием — суть та же самая. На этом уровне мощь йоги не проявляется, она как бы в потенциале, словно спит. Но в зародышевой форме любое упражнение — любая асана — несет в себе возможности контроля над дыханием и умом — просто эта информация придет позднее, в ходе более тонких практик. На уровне развития грубого тела (Стхула Шарира) очень важно не «зависнуть», иначе никакой йоги вообще не произойдет, одно название.

КЛЮЧ: Контролю над телом мешают отсутствие контроля над дыханием и умом. Поэтому для достижения успеха в асанах надо сразу начинать осваивать и пранаяму, и азы медитации. Контроль над телом дает устойчивость и удобство в асанах. Для преодоления этапа полезно голодание, и всевозможные «аскезы».

2. Контроль за своими сексуальными проявлениями — шаг вперед в сторону утончения практики, и интересов самого человека. Вполне естественно, что человек, овладевший своим телом и усовершенствовавший его выше общего среднего уровня, получает доступ к удовлетворению своих чувственных, вкусовых, эстетических и сексуальных проявлений. Зачастую достижение этого этапа развития человека воспринимается им и другими как «успех». (Однако через непродолжительное время человек, если он человек думающий, может обнаружить, что желания не исчерпали себя, а наоборот, словно умножились, и это приводит иногда к самоубийству или просто пьянству или депрессии).

КЛЮЧ: Без небольшой «артиллерийской подготовки» на вышележащих чакрах: т.е. работа с волей, эмоциями, и умом — чувства с трудом поддаются контролю. А наклоны вообще делать сложно. Контроль чувств дает наклоны — а наклоны гармонизируют сферу чувств (например, наклоны снимают напряжение в области таза и мочеполовой системы — что сказывается на здоровье это сферы). Помогает — строгое ограничение в удовольствиях (или, экстремальный метод «не для всех» — пресыщение ими, с последующим выходом опять же на добровольное ограничение, аскезу).

3. Чтобы пройти этот уровень и приступить к контролю над активными проявлениями «вовне», т.е. контроль поведения — средненький такой контроль, он на уровне 3й чакры, Манипуры — человек вынужден научиться разотождествляться с чувствами, чтобы взять их под контроль. Для этого человеку надо так или иначе выделить для себя «вкус» чего-то более тонкого, более сильно, важного — это момент появления у человека цели: тело здоровое и красивое, чувства я свои удовлетворяю, теперь что? Если человек укрепил тело, и научился отвлекать свое внимание от действия органов чувств — он нащупает что-то более постоянное. Это воля. (Когда человек, не рассуждая, приятно это будет или нет, выходит на утреннюю пробежку, невзирая на дождь! Или что-то подобное). Воля — это конец давлению, царству чувств — человек с волей и целью, это уже не флюгер, крутящийся по воле ветра-чувственных ощущения и желаний. Воля — это первое слияние потоков «да» и «нет,» «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу», оно происходит именно на уровне жизненной энергии — праны. Не осознанно, но происходит. (Второе слияние будет осознанным — на Аджне).

КЛЮЧ: Ничто так не укрепляет (Манипуру) волю, как знание своих целей (сильная Аджна) и ощущение, что это хороший и правильный путь (Анахата) — т.е. проработка вышележащих чакр, как это ни парадоксально. С точки зрения практики Хатхи, мало что так хорошо сказывается на скрутках, как понимание технологии этих непростых и «не физиологичных» движений (т.е. отработка этого вопроса на уровне Аджны — ума), и чувствование своего тела (Анахата — чакра, связанная с тактильными, телесными ощущениями). Помогают также релаксации, Йога-нидра, и умение «отпускать всё». Иногда, в особых случаях, этот уровень «автоматом закрывает» тяжелая болезнь, потеря всего имущества, члена семьи или другая «травма» — ситуация, когда человек был полностью бессилен перед лицом разворачивающихся действий, от него не зависящих. Но лучше не ждать такой «удачи», работать самостоятельно.

4. Но выше воли — любовь, и эмоции. Мы может не хотеть кого-то любить, быть не в силах уже любить — но любить, как ни в чем ни бывало. Контроль над эмоциями — уже тоньше, и сложнее, чем контроль действий! (Не так сложно удержаться и не ударить кого-то, кто нас раздражает, и гораздо сложнее не подумать об этом человеке плохо, не испытать к человеку тяжелых чувств!) Контроль эмоций, а не просто проявлений и желаний — это уровень Анахаты, сердечной чакры.

КЛЮЧ: Контроль над сферой чувств в высоком понимания — различения (уже энергетически смешанного с умом, с мудростью и знанием) «сердцем»: нравится\не нравится, Да и Нет, моё-не моё, Горячо — Холодно, Ха-Тха. Еще одно (второе) слияние этих потоков в теле! Помогает погрузиться в любовь, прочувствовать ее — и вынырнуть, не потеряв жемчужину. Чувства имеют много градаций, и нужно постепенное их утончение (тут поможет очень хорошо отработанная Вторая чакра) — восхождение по этой лестнице тонкости. У любви есть свои градации или Расы (вкусы)... есть они у эгоизма, жадности, гнева и так далее! Умение найти «точку без Расы», состояние без эмоций — ставит на ступень выше. Это уровень, когда яд превращается в нектар бессмертия (по символике йоги) — Вишуддхи-чакра.

5. Контроль дыхания, речи, контроль над дыханием и энергией (Пранаяма) — это горло, Вишуддха. Дыхание позволяет постичь, что все, что касается восприятия — ритмично. И если ритм замедляется или замирает — это приводит и к остановке мыслей и «сворачиванию» внимания вовнутрь;

КЛЮЧ: Контроль над эмоциями может быть достигнут (помимо отработки предыдущих уровней) практиками мантра-йоги (Вишуддхи), пранаямой (Вишуддхи и Аджна-чакры) или через Аджну — мудрость и контроль мыслей (концентрация и Шамбхави-мудра — практики для Аджны). Пожалуй, все-таки, лучший и самый прямой метод контроля эмоций — это дыхательные упражнения. И что замечательно, они сразу дают и «путь вверх» — к контролю непосредственно над умом, тонким проявлением Аджна-чакры (грубое — прана, Шакти, тонкое — Шива, сознание). Интересно проследить тут, что дыхание — прана — руководит всеми уровнями, вниз (от Муладхары) и вверх к Аджне и даже до Сахасрары. В Аджне копится прана, и здесь ее можно «увидеть» с помощью Шамбхави-мудры и\или пранаям. В горле же происходит процесс очищения эмоций и праны — для контроля над умом.

6. Контроль мыслей (ума) — кульминационный момент практик — это Аджна, центр, где сливаются потоки Иды и Пингалы и момент в жизни, когда достигается равностность, тишина и покой (Ананда). Появляется четкое различение мыслей и «себя», т.к. ума. Почти как в анекдоте: «Могу думать. Могу не думать». Это уровень опытного йога, который поднаторел и в пранаяме, и в медитации.

Третье слияние потоков дуалистических тенденций Инь и Ян — это Аджна. Здесь находится равенство меду «да» и «нет», а также между потоками праны по Иде и Пингале. Сушумна становится подконтрольной уму, а не только пране (Шиве, а не Шакти). Уровень опасен тем, что все предыдущие практики усиливают, укрепляют работу ума — и это может помешать разотождествиться с ним, понять, что «я — не мой ум», что я существую и в те моменты, когда нет мыслей. «Прелесть», опасность уровня — в развитии интеллекта, а также способности «заводить друзей и влиять на людей, выступая публично». В этой ловушке плотно сидят многие «гуру» йоги, и уверенность, с которой они транслируют свои дуалистичные взгляды, говорит об отсутствии опыта выхода за пределы ума. Опыты (а значит, и такое понимание) НЕ-УМА могут прийти только с практикой — пранаямы и\или медитаций!

7. Но, ведь и контроль ума — это еще не все! Седьмая чакра может «раскрываться» (включаться), когда все уровни контроля, один над другим, пройдены, освоены в жизни. И тут приходит понимание, что именно этот «верховный контроль» и есть настоящий контроль, потому что в нем... приплюсованы все уровни контроля. И вдруг — на вершине йогической победы, казалось бы, ... контроль пропадает! Парадокс, перед которым оказывается опытный йог — в том, что несмотря на стройную систему контролей над буквально всем в жизни (на установление которых потрачены ГОДЫ), человек вдруг обнаруживает, что хотя контроль явно есть .... не ясно, КТО во всей этой системе его осуществляет: где найти «контролера»?! Тут важно понять, что ты не сошел или не сошла, с ума. Просто контроль оказался не самоцелью, а лишь инструментом, если не даже побочным эффектом самопознания. Вот тут — при потере ориентации в пространстве, так удобно обустроенного контролем — может случиться Самадхи: полная потеря контроля. Оно «случается» — именно когда нет движения ни к чему, нет мыслей и желаний. «Проконтролировать» процесс получения Самадхи поэтому нельзя, по определению. Можно лишь создать благоприятные условия, отказавшись сознательно от всех уровней контроля, столь приятных уму (такие практики описаны во многих йогических трактатах по Джняна- и Раджа-йоге, в том числе «Йога Васиштха» и «Трипура Рахасья»). Достигший (казалось бы) уровня полного контроля над всем, ищущий обнаруживает, что не может найти себя — «контролера». «Контролер» становится таким образом «Наблюдателем» (Сакши, в терминологии йоги). (Точнее, не «становится», а осознает, что всегда им и был).

В практике тут происходит интересное: что даже потеря асаны — «опоры» или «подстилки» в переводе с санскрита — не рушит хрупкую башню поза-желания-воля-чувства-дыхание-ум! И даже дыхание не влияет на процесс медитации: это значит, что точка Бинду, метавшаяся хаотично, а потом смещенная возросшим уровнем праны, закрепилась в новом положении. Эмоции уже не «захлестывают», мысли не «накатывают» — куда уж им. Появляется интерес к перевернутым позам, к деконцентрации и тонким практикам «для Самадхи» (Крия-йога, Атма-вичара и др.).

Понятно, что человек при этом не теряет (в обычном, бытовом смысле) контроля над своими низшими проявлениями, и конечно, не потакает им чрезмерно. (Поэтому такие «Гуру» йоги, которые напоминают Григория Распутина, с блестящими и хитрыми глазами — они далеко еще не Гуру, они не на этом уровне.) Другой аспект этого уровня практики — это то что появляется возможность достигать его «по желанию», независимо от текущего состояния «дел на фронтах» на нижележащих уровнях — т.е. даже если здоровье не очень или эмоции зашкаливают, поза не устойчива и не удобна и т.п. То есть, тут можно выйти за пределы видения «я» как чего-то обособленного, отдельного, за пределы ума и ощущения «я». В Кена-Упанишаде об этом говорится: «Что не мыслится разумом, чем, как говорят, мыслим разум — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди».

Но это уже вопросы философии, мы же разобрали систему чакр и установления контроля над их «завихрениями» с точки зрения практики и гармонизации жизни «в Самсаре». Поднимаясь по лестнице йоги, человек может испытывать самые лучшие эмоции, и получать тончайшее удовольствие от каждой ступени. В этом суть процесса саморазвития, самопознания. Но если кто-то устал от «восхождений», устал от процессов и хочет добиться, наконец, результата — то можно пробовать «перескочить» сразу на высшие ступени, ведь этого никто не запрещал. Смеха «лестницы» из 8 ступеней, как и все чудовищно разветвленные разделы теории и методологии йоги, включающих чакры, каналы, сонмы божеств и привлекательные практики самого разного рода — дана нам, мыслящим людям, не как прямая команда свыше, а для нашего сведения. Восемь ступеней, завещанные нам древними — это, возможно, вовсе и не маршрут, а карта местности. Маяйнский календарь не закончился в ноябре 2012 года; древние йоги были не дураки, и хотели, чтобы и мыли в голову не только ели. Так что, почему бы не признать, что законы тела и праны — это лишь официальные правила игры в йогу, а не какой-то «закон вселенной» (нет законов, которые в это Вселенной не нарушаются!). Как говорится, «сказка ложь, да в ней намёк...» Для искренне ищущих и практикующих — нет ограничений и обязательств, кроме «добровольно-по незнанию» взятых на себя.