Задержки дыхания - йогический путь к здоровью

29 август 2013, 12:12

Задержки дыхания - йогический путь к здоровью

Пранаямы — дыхательные упражнения йогов — действуют на разных уровнях тела: физическом, праническом, ментальном, причинном — постепенно «выстраивая» их все. С точки зрения физиологии, пранаямы регулируют способность организма проводить процессы биологического окисления с участием кислорода. Как указывают медики, основную функцию в этой связи выполняют митохондрии — именно они отвечают за энергетический обмен клетки, перерабатывая более грубую энергию (жиров и углеводов) в доступную энергию (АТФ), которой пользуется весь организм. Ощущаемый как сила, здоровье и бодрость повышенный уровень праны у йогов — заслуга митохондрий, если рассуждать с точки зрения Западной медицины. Врачами было установлено, что пранаямы постепенно (с течением регулярной достаточной практики) оптимизируют работу митохондрий, создавая условия «дозированной», «тренировочной» гипоксии. То есть, пранямы увеличивают количество митохондрий в организме и улучшают их способность усваивать и использовать кислород. В итоге это повышает выносливость клеток всего организма, в первую очередь головного мозга и всей нервной системы. (Подробнее про этот любопытный процесс можно почитать в познавательных статьях медика и йогатерапевта Артема Фролова).

Для большинства людей очень важно, что пранаямы не только позволяют выполнять специфические действия (кумбхаки, мудры, бандхи), необходимые для достижения ближайших целей йогической практики, и повышают способность к концентрации, что определяет способность адептов выйти на высшие ступени йоги (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи), но и в целом полезны для физического здоровья любого человека.

Йогатерапия с помощью задержек дыхания (Кумбхак) в частности и пранаям в целом — отдельная большая и не простая тема, а что касается «условно здоровых людей» — выражаясь языком официальной науки, пранаямы имеют профилактическое действие и тренируют организм к воздействию нагрузок (в том числе во время выполнения йогических практик) и неблагоприятных факторов окружающей среды. Например, замечено, что занимающиеся пранаямой йоги легче переносят условия высокогорья.

Мощное воздействие пранаям на организм, субъективно воспринимаемое обычно как «измененные состояния сознания», с точки зрения физиологии объясняется способностью дыхательных техник вызывать состояния гипоксии (снижения уровня кислорода в крови и других средах, т.е. кислородного голодания организма) и гиперкапнии (повышения и в итоге избытка углекислого газа). (Понятно, что мы не берем сейчас терминологию и уровень рассмотрения эффектов практик, принятый в классической йоге — а именно взимодействие и направление движения пяти пран и т.п., а говорим понятным нам в России языком западной медицины). Оба этих физиологических состояния — на первый взгляд, нежелательные, патологические — при верном и регулярном применении оказываются весьма полезны. Они не только изменяют состояние сознания (что фактически важно только йогам), но при правильном использовании полезны для любого здорового человека. При грамотном регулярном использовании (по указанию специалиста) они также являются инструментом йога-терапии, то есть могут дозированно применяться и не очень здоровыми людьми.

В современной западной Йоге можно выделить, методически, два направления дыхательных тренировок (пранаям): 1) классические «древние» методы — строго выверенные по пропорциям «Кубхаки», т.е. задержки на (дохах и\или выдохах), а также сравнительно короткие сеансы гипервентиляции в Бхастрика- и Капалабхати-пранаяме — и 2) нетрадиционные, новые методы: холотропное дыхание (Стэна Грофа), Ребёфинг (Леонарда Орра), Вайвейшен, лечение наркозависимых по методу Якова Маршака* и др. Методы эпохи Нью-эйдж отличаются более «напряженным», радикальным подходом, другой структурой (например, чередование глубокого и более поверхностного дыхания в холотропной сессии), однако их цели аналогичны: йога-терапия заболеваний за счет гипоксии\гиперкапнии (что дает, как мы знаем, общее оздоровление и развитие способностей мозга и тела в целом) и духовное развитие через переживание измененных состояний — «побочного эффекта» таких дыхательных практик.

«Новые» методы зачастую подкупают действительно быстрыми результатами, в то время как «старые» методы — мягче по действию, проверены временем, их воздействие целостно и прогнозируемо. «Классические» методы имеют своей целью длительные задержки, «новые» — активные типы дыхания. «Классика» — в основном, для здоровых людей и йогов, а «новые методы» — для оздоровления обычного человека. Можно поэтому сказать, что оба метода по-своему хороши, и второй («новые» типы) является подготовительным, очищающим, и фактически он в перспективе дает возможность легче практиковать первый, классический метод, т.к. в интенсивных практиках тренируется дыхательная мускулатура и чистится организм.

Есть еще и третий метод, который практикуют некоторые группы духовных искателей — это радикальные, предельные задержки дыхания, как на вдохе, так и на выдохе. Нельзя отрицать, что и те и другие могут иметь определенное влияния на сознание и праны (энергии) в организме — но как именнно — большинству доподлинно неизвестно, т.к. подобные техники ни один здравомыслящий йог не станет рекомендовать широкой аудитории. В противном случае это довольно рискованный эксперимент над собой. Кроме того, некоторые авторитетные специалисты настойчиво предупреждают против выполнения задержек на максимальном вдохе, особенно с пережатием голосовой щели. С точки зрения классической йоги Патанджали, такие методы нежелательны и опасны.

Для практики медитации — следующей за пранаямами, мудрами и бандхами ступенью практики йоги — задержка дыхания должна быть совершенно комфортная, «заслуженная» предварительными тренировочными практиками. Спонтанная задержка (Кевала Кумбхака) — это, по словам Патанджали, и есть искомое состояние в практике пранаямы, и важное условие для медитации. Многие авторитетные первоисточники (Упанишады, Тантры) это подтверждают. Вторят первоисточникам и современные авторы. Так, Б.К.С. Айенгар пишет в своей книге «Пранаяма — искусство дыхания» об остановке мыслеобразования в задержке: «Как мяч отскакивает, ударившись о землю, так и садхака движется в направлении движения праны и читты. Если преобладает дыхание (прана), то желания контролируются, чувства обузданы и ум успокоен. Если же преобладает сила желания, дыхание становится неуравновешенным, а ум взволнованным».

Более того, если все же обратиться к первоосновам, «классике» — «Йога-сутрам» Патанджали, то и в асанах — делая «обычную» йогу — желательно делать задержки дыхания. Мудрец писал так (глава 2, «О способах осуществления йоги»): «46. Асана есть неподвижная и удобная [поза]. 47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном Асана достигается]. 48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей. 49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]».

Отсюда ясно, что задержки дыхания имеет смысл практиковать не только отдельно — «в пранаямах» — но и в асанах. Как именно это делать (и в каких асанах лучше не делать!) может подсказать лишь опытный йог, специалист в области пранаямы — а самостоятельное продвижение «методом тыка» тут чревато последствиями для здоровья. Например, очевидно, что при скручивании корпуса или сильных прогибах задержку на вдохе с полными легкими лучше не делать, во избежание их повреждения; в то же время активный мощный выдох в прогибе тоже небезопасен. Как и со всеми пранаямами, тут нужно точное знание (и желательно личное присутствие знающего учителя), плюс чувствительность к своим ощущениям.

Стоит особо подчеркнуть, что здоровым людям важно выполнять дыхательные техники йоги внимательно и технически правильно, вначале — под непосредственным руководством и контролем преподавателя. В наши дни в Западной йоге актуальна проблема профанации знания, очевидно наличие псевдоспециалистов, особенно в интернете.

Йога-терапия с помощью дыхательных техник — тем более, должна проводиться исключительно под наблюдением знающего, опытного йога-терапевта (а не просто преподавателя йоги, которых сейчас легион) по крайней мере на первых порах, а самолечение тут нежелательно, т.к. последствия неправильного выполнения могут быть вредными.

Также, при интенсивной практике пранаям очень желательно придерживаться йогической вегетарианской диеты, описанной в «Йога-сутрах» Патанджали; и кроме того (хотя Патанджали об этом не пишет), очевидно, что следует избегать употребления алкоголя и других интоксикантов, по крайней мере за 48 часов до практики.

---
Интересно, что «неклассическими», радикальными методами работы с дыханием можно лечить не только недомогания физиологического характера, такие как ВСД, но и реально помочь страдающим алкоголизмом и наркозависимым людям, что доказывает многолетний положительный опыт работы Я. Маршака.