Как получить пользу от выездного семинара?

14 июль 2014, 08:49

Как получить пользу от выездного семинара?

Во многих первоисточниках по йога без обиняков утверждается, что пока страсть к развлечениям для тела и ума не притупилась множеством разочарований, любая «практика» будет еще одним развлечением, как бы серьезно ты к нему не относился. Но конечно, это максима — утверждение, безусловно, верное, но верное и в градациях. То есть, йога-семинар способен принести большую пользу не только «отчаянным», которые готовые хоть в горы хоть под воду лезть за Учителем, и всем остальным трезво мыслящим людям, знакомым с идеями йоги.

Последний пункт весьма важен, почему — объясню. Есть известная поговорка: «Мудрого Йога приведет к Просветлению, глупца — быстро сведет в могилу. А обычным людям она просто не нужна». Это верно для йога-классов (где можно быстро различить людей всех трех категорий), но двойне и втройне верно — на выездном семинаре, тем более, если он проходит не в России, а где-нибудь в далекой Индии или в горном Непале.

В среде йогов принято говорить от первого лица, и на своем опыте — так вот, не скажу, что все клиенты моих йога-семинаров остались довольны. Нет, изредка вполне нормальные, в общем-то, люди получают от семинара лишь разочарование — в том время, как другие участники могут остаться кругом довольны. Как не оказаться в числе этих несчастных 3%, мы сегодня и беседуем (буду рад вашим комментариям и соображениям, а еще больше — личным наблюдениям и опыту, этот блог интерактивен даже без регистрации).

Итак, пять самых горьких ошибок, которые делают те, кто едет на йога-семинар:

  1. Ослабленное здоровье или ранее полученные травмы, не позволяющее активно участвовать в программе семинара. К сожалению, в наши дни мало совершенно здоровых людей. Да абсолютное здоровье и не требуется для практики йоги (в Индии, например, можно встретить преподавателей йоги — инвалидов без конечности). Но надо четко представлять, какие требования данный семинар \ стиль йоги \ преподаватель предъявляет к вашему здоровью. Например, однажды ко мне на семинар в горы приехала совершенно простуженная девушка (в аэропорту Дели продуло кондиционером), и, несмотря на ее искренние усилия и позитивный настрой и адекватные случаю медикаменты, ей пришлось покинуть группу в середине программы и вернуться в низину. Другая участница того же семинара Гималаях не «сошла с дистанции», но сильно страдала из-за ранее перенесенной травмы коленей, которая на фоне многочасовой ходьбы обострилась. Для полноты картины скажу, что у другой участницы того же семинара, с аналогичной проблемой коленей, обострения не произошло, и человек получил массу удовольствия от семинара. Стоит заранее быть готовым к тому, что деньги, уплаченные за семинар, в случае вашей болезни вам не вернутся. «Старая добрая» туристическая медицинская страховка, как ни банально — лучший друг всех, кто не на 100% уверен в «железности» своего здоровья, а теперь и необходимое условия для въезда в ряд зарубежных стран. Она очень желательна для всех, кто едет на йога-семинар относительно бюджетно (без толстой пачки евро в заднем кармане «алладинов»). Для сравнения, в йога-туре в Варанаси (Индия), который я проводил прошлой осенью (и, пожалуй, не рискну повторять!) кишечными недомоганиями переболели в разные дни ВСЕ участники, ну и, конечно же, ведущий J Мы отделались легко, а вот если у человека находят, скажем, малярию, амебу или тиф (в Индии — все еще реальность!) — госпитализация необходима.
  2. Недостаточно наличных денег на семинар. Если человек неверно рассчитал средства, которые надо взять на личные расходы, питание, и все, что не включено в турпакет, это может стать небольшой проблемой. Небольшой — потому что почти всегда можно либо снять денег с банковской карты, либо получить денежный перевод (такой, как MoneyGram), или на худой конец занять денег у других участником. Сложнее, если йога-тур проходит, например, в горных Гималаях, в 50-80 км от ближайшего банка или банкомата, как, например, мой октябрьский тур «Йога в облаках — Вокруг Аннапурны». Справедливости ради, скажу, что я сам в первый раз в гималайский йога-поход взял недостаточно средств (около 300 долларов на 21 день), и в горах оказалось, что цены в приютах в разы выше, чем в низине. В итоге пришлось немного сократить питание, и продвигаться в темпе. Для практики йоги это не плохо, даже хорошо. В другой раз (в Дхарамсале) задержались средства, уже переведенные мне из России — пришлось поголодать 3 дня, что крайне положительно сказалось на практике. В другой раз, в Индии, я пытался снять всю сумму с карточки, и банкомат «проглючило» — он снял деньги со счета, пересчитал купюры, но не выдал; средства вернулись через месяц даже без заявления с моей стороны (я не знал, что оно ускорило бы возврат). Лучше всего взять несколько дебетовых и кредитных карт (лимиты на снятие наличных и покупки ставим на «ноль рублей» в месяц на всякий случай), а также предупредить родных о поездке. Для безопасности, карта должна быть не привязана к счету, на котором лежат (особенно если крупные) деньги — при наличии интернета карта привязывается к счету за 1 минуты, еще за 1 минуту вы расширяете лимит до необходимой суммы, снимаете деньги и опять «отвязываете» счет от карты. С такого «подвешенного» счета мошенникам не снять ваши кровные, карма-йогой заработанные денежки! Небольшая «аварийная» сумма наличными долларами в подкладке чемодана — также хорошее подспорье: в конце поездки ее весьма приятно потратить на сувениры или полезные покупки.
  3. Отсутствие медицинской страховки. Здоровые люди, и тем более, практикующие, склонны полагать, что «йоги не болеют». Какое бы железное здоровье у человека ни было, всегда есть шанс, что вас продует под кондиционером в аэропорту\самолете\автобусе, либо обнаружится аллергия на какую-нибудь экзотическую цветочную пыльцу, или (для гор) проявится т.н. «горная болезнь». Симптоматическое проявление «горная болезнь» может возникнуть независимо от возраста, общего состояния организма и спортивной\йогической подготовки. Обычно, это не опасно, но неприятно. При наличии мед.страховки, эвакуация вертолетом с горной болезнью осуществляется в течение 20 минут, и обычно уже в течение часа человек приходит в норму, а вот если страховки нет — такой полет обойдется в $1500 долларов и выше, при этом перевозка осуществляется только после оплаты наличными. Согласитесь, такой инцидент, в общем-то, не столь драматичный, может серьезно испортить настроение! Учтите, что если вам йога-семинар проходит на море или в горах, скорее всего обычного «пакета» недостаточно и надо будет включить пункты «активный отдых», «спорт» или «горный туризм», за отдельную плату. Особенно важна страховка для йога-семинаров в Индии (где много кишечных болезней и есть малярия) и в Таиланде (где реален риск проявления аллергии), например на мои новогодние «йога-каникулы» в Таиланде, предстоящие в январе 2015 года, страховка обязательна.
  4. Недостаточное знакомство с преподавателем. Одна из самых горьких ошибок, возможных на семинаре: вы приехать черте-знает-куда, чтобы позаниматься с этим симпатичным преподавателем, которого вы никогда в живую не видели — а он (или она) несет какую-то чушь, да еще заставляет вытворять непотребные и невозможные вещи! Всегда основательно «поройте» интернет на предмет информации о преподавателе. Внимательно ознакомьтесь с его (ее) вэб-сайтом. Если есть возможность — получите отзывы о преподавателе от живых людей. Опасно выбирать йога-тур только по цене, месту проведения или другой отрывочной информации. Всегда стремитесь пообщаться с преподавателем хотя бы по имейлу, телефону до того, как вносить оплату и брать билет! Нормальный преподаватель не станет прятать свою предыдущую «мирскую» биографию, предоставляя учащимся только «бренд» в виде духовного имени, и всегда предоставит контактную информацию. Без преувеличения стоит отметить, что, к сожалению, в среде преподавателей йоги много откровенных шизофреников. Согласитесь, лучше пережить один неприятный разговор с больным человеком по телефону, чем 10 дней ада в группе его фанатов (плюс потерянные деньги и время)!
  5. Слабое представление о программе семинара: наполнении практик \ программе перемещений и проживания. Тут все довольно очевидно, и даже странно, что люди зачастую «спотыкаются» на этот очевидном «камне». Если вы приехали на семинар, обозначенный как «интенсив по медитации», важно прочитать не только первое, но и второе ключевое слово — и не ждать двухчасовой Аштанга-йоги по три раза в день с перерывом на бег трусцой! Стоит внимательно отнестись к слову «тантра» в программе практик. Вообще, в словаре ортодоксальных йогов и буддистов «тантрический» указывает на практическое применение запредельной йогической мудрости, и может обозначать всего лишь аутентичную йогу (ср. «тантрические медитации» в моем йога-туре в Тибет и вокруг Кайлаша в сентябре и замечательный учебник по йоге «Древние тантрические практики...»). Однако в наши дни популярна нео-тантра, которая подразумевает в практиках тесное взаимодействие с участниками противоположного пола (степень интимности зависит от преподавателя и семинара). Поэтому отправляя жену на «тантру», уточните, они будут там Упанишады и «Виджняна Бхайрава Тантру» изучать — или массаж друг дружке делать (массаж — тоже хорошо, но лучше знать заранее).
  6. Неверное представление об уровне жизни \ жилищных условиях \ климате в месте проведения семинара. Тут понятно: вы привыкли ездить отдыхать в Монако, а потом оказались в Индии, среди грязи и нищеты — и все, о чем вы думаете, это как вернуться в зону комфорта. Не факт, что во всей стране найдется место, подходящее для вас (выйдешь из 5* отеля — и сразу вляпался в каку!); для Индии наиболее комфортные места — это Юг: Гоа, Гокарна, Керала. Например, мои знакомые создали йога-ретритный центр с комфортными условиями проживания, чтобы преподаватели могли проводить семинары в «европейских» условиях. В Варанаси же, например, я нашел адекватные условия по чистоте и тишине только в 4* отелях и выше (от 80 долларов за ночь), 2* и 3* в Индии зачастую банально грязны. Климат тоже может стать бедой: в центральной и тем более, южной, Индии, а также в Таиланде и на Бали днем почти весь год жарче, чем у нас (особенно невыносимо летом). В Индии это зачастую сочетается с пылью и грязью, и фекалиями, лежащими на улице. (В Непале вполне комфортная температура воздуха в высокий сезон. В Таиланде чисто, зелено, и свежий воздух, поэтому жара легче переносится). Ну и наконец, вопрос аскетизма: стоит отдавать себе отчет, что (исключая медитационный резорт-центр Ошо в Пуне) комфорта в бюджетной Азии не стоит ожидать, особенно в горах и в ашрамах. В Таиланде даже в самых элитных домах бывают муравьи, в Индии во многих местах после заката роятся полчища москитов или мошки, а условия в горном приюте в сердце Гималаев: чистота и аскетизм (удобства и электричество вполне могут отсутствовать).

Потребительское отношение к йоге, семинару, преподавателю. К сожалению, не все йоги обладают чистым и спокойным сознанием. Многие люди, которые являются на деле ханжами и неспособны к реальной практике, ездят по всему миру на разные семинары по йоге, посещая самых «просветленных» и «реализованных», а также дипломированных и заслуженных преподавателей, без заметной пользы для себя. Наличие денег сочетается обычно в таких людях с бездуховностью (тяга к знаниям как к богатству, силе, поводу гордиться) или ложной духовностью (когда человек вроде много чего знает, но лишен искренности и простоты) и жадностью до «секретных» практик и «тайных доктрин» любого толка. Такого человека легко обнаружить еще на стадии регистрации — ему обязательно нужен номер-люкс в 4*-5* гостинице, автомобиль международного класса из аэропорта, и тп. Он задает множество вопросов по условиях проживания, кулинарному уровню блюд, предстоящих в йога-туре, экипировке и т.п. А в ходе семинара доводит до белого каления всех вокруг, вплоть до руководства гостиницы проживания. Случаи комфортного прохождения семинара такими людьми единичны. Бывает сложно удаленно отличить такого «горе-пассажира» от просто любопытного и серьезного человека. Если вы попали в одну группу (а того чище — одну комнату!) с таким человеком — либо упорно игнорируйте запросы и выплески его непомерного Эго, либо без обиняков поставьте его (ее) на место .

Участие людей потребительского типа, а также всех, кто совершил роковую ошибку и не учел один из вышеперечисленных пунктов, обычно развивается по одному из трех вариантов сценария:

  1. человек понимает, что в случае участия получит не то, что хотел — и отделятся от группы, отдыхает в свое удовольствие в привычных ему условиях, но без йоги — в итоге возвращается довольный, подзагоревший и пополневший;
  2. человек пытается требовать, чтобы ему оказали именно те услуги, которые он ожидал или хочет сейчас — в этом случае человек покидает группу по решению ведущего, причем чаще всего без возращения уплаченных за занятия йогой средств, не отдохнувший и еще более взвинченный, чем он был до семинара (эта гроза вскоре обрушится на другого преподавателя);
  3. человек адаптируется к условиям, которые навязывает Майя — «объективная-иллюзорная» реальность жизни, и играет по правилам группы — в итоге, опять же, возвращается довольный, посвежевший и похудевший, и рассказывает о своих подвигах («ты не представляешь, душечка, я однажды пользовался индийским сортиром»).

Примеры негативных «кейсов» (случаев) на йога-семинаре:

  1. Богатая дама\пара приехала на семинар в горном Непале. Условия проживания и питания оказались неприемлемы (из всех возможных вариантов проживания и питания в горах не было достаточно звездных). Результат — человек устроил скандал, оскорбив ведущих и других участников, испортив себе настроение и лишив возможности чему-то научиться и получить новый свежий опыт — в результате был отчислен из группы без возвращения средств. Хуже: если бы человек остался в группе и портил всем кровь до конца.
  2. Пара «спортивных йогов» приехала на семинар. Отдельные практики были интересны, т.к. представляли физический вызов, основная программа была скучна и вызывала лишь негодование. Результат: участники продолжили участие, но остались недовольны. Хуже: если бы участники покинули семинар — т.к. участвуя, они все-таки чему-то научились.
  3. Человек, интересующийся в основном медитацией, приехал на курс для преподавателей, где обучают почти исключительно асанам. Такой случай был у меня. Результат: я остался на весь курс, в итоге был недоволен его наполнением (а ведущий преподаватель остался недоволен мной!). Лучше: было бы сразу, не пожалев «уплоченных» денег, найти другой курс, и потратить бесценное время и силы на него.
  4. Человек с большим Эго приехал на семинар. Фактически, оба предыдущих типа тоже не выигрышны именно из-за Эго. Но третий тип не имеет ли наличности в избытки (как первый), ни выдающейся физической формы (как второй), поэтому стоит его выделить. Таких людей я часто встречаю на семинаре (хотя редко — в «кристаллизованном виде», хотя и такое бывает). Человек перечитал горы теоретической литературы, и овладел миллионом практик — в итоге считает себя «лучше», умнее, авторитетнее, чем не то что остальные участники, но и преподаватель. Такой «вечный студент» постоянно прерывает занятие, задавая вопросы или (если случай клинический) «поправляя» преподавателя — «вот тут, извините, надо не так!», а «на семинаре Сидерского мы делали не так...», а в «Гхеранда-самхите говорится делать не так». Лучше: для блага всех — поскорее избавиться от такого участника, иначе он будет «солировать» до конца, приедет домой (вечно) недовольный, подзагоревший, похудевший, и сразу ринется искать новый интересный семинар. С которого не вынесет ничего, кроме своих острых ремарок в адрес преподавателя и других участников.
  5. Человек употреблял на йога-семинаре в горах мясо и спиртное, хотя был твердый запрет. За 2-3 дня состояние человека стало негативным, он ушел в агрессию, устроил скандал и покинул группу. Удивленный, что ему не вернули средства.
  6. Женщина, ранее не участвовавшая в йога-походах, не взяла в поездку адекватной спортивной обуви, вместо этого обулась лишь в городские туфли на гладкой подошве. В итоге она не могла без риска для жизни и истощения сил подниматься даже на небольшие холмы рядом с базовым лагерем, и ей пришлось остаться в низине до возвращения группы. Человек участвовал лишь в ограниченном количестве практик, скучал без группы, и остался смутно недоволен. Мораль: настойчиво уточняйте список необходимого снаряжения.

Примеры позитивных «кейсов» — случаев на йога-семинаре:

  • Девушка заполучила понос на йога-семинаре в Индии. Человек с позитивным мышлением, она три дня просидела дома, принимая натуральные травяные таблетки и читая книги. Затем продолжила участие в программе. Хуже: человек мог «расклеиться», запаниковать или начать гневаться, или даже спешно взять обратный билет и сидеть на унитазе дома, а не в Индии.
  • Женщина обнаружила, что застарелая травма колена обостряется в первый же день йога-похода в непальских Гималаях. Человек, опять же, не запаниковал, и продолжил участие (благо она запаслась специальными наколенниками). Человек терпел дискомфорт и даже боль, но продолжил участие. Не мудрено, что участница вернулась довольная, а колени вернулись в норму.
  • Человек уже в самолете, который садится в Катманду (!), познакомился с интересными людьми и решил «переиграть» запланированную поездку по другому сценарию. Пошел в другой горный поход, без йоги, никого в итоге не подвел, и сможет бесплатно принять участие в другом йога-туре аналогичной стоимости на будущий год. Редкий случай подвижного, но позитивного мышления. Человек следует своему сердцу, и никогда не будет горевать. «Хочется — еду, не хочется — не еду». Самостоятельное мышление (в разумных пределах, конечно!) — одна из отличительных черт йогов. Было бы хуже, если бы человек действовал согласно принятому ранее решению, и вследствие недовольства скучал в йога-походе, раздражал других участников, и потерял оплату йога-тура.
  • Человек (бывший военный) употреблял мясо и спиртное в очень ограниченных количествах, в высокогорном йога-походе. В итоге сохранил хорошее самочувствие, настроение, получил массу знаний и остался доволен семинаром. Нет правил без исключений.

Ну, и последнее — вернусь к тому, с чего начал. «Пока страсть к развлечениям для тела и ума не притупилась множеством разочарований, любая „практика“ будет еще одним развлечением, как бы серьезно ты к нему не относился».

Бывалый и мудрый участник йога-семинара, для своего же блага:

  • не ждет европейского комфорта в Азии (единственное исключение, насколько я знаю — Таиланд);
  • не ждет в экзотической стране привычного дома питания (например, в Индии ВСЕ острое);
  • что за него будут делать практики (доходит до смешного: одна дама на воскресном интенсиве ожидала, что я буду поднимать ее (бесспорно, великолепные) ноги в Сарвангасану, как всегда делает ее персональный тренер);
  • в большой группе — персонального внимания;
  • что на семинаре будет такая же йога, какую он практикует на занятиях с другим преподавателем;
  • что все пройдет гладко — в поездках всегда бывают сюрпризы: как приятные, так и, по мелочи, не очень;

Многие бывалые участники отмечают на опыте, что лучше ВОООБЩЕ НИЧЕГО не ждать от семинара. Это требует настоящей йогической отрешенности (Вайрагьи, или, в более мягком варианте, Сантоши): «ведь я же деньги заплатила!», «ведь я же свой отпуск на это положил!», «почему мне преподают йоги так, как Я ее понимаю?!». Если верить Патанджали, то реализация Ямы и Ниямы — необходимое условие для успешной пратики йоги! А если сказать проще, то чудеса возможны, если ничего не ждать — и ни в каком другом случае. Прорыв в практике, которого стоило бы ждать от участия в выездном семинара — как раз это чудо, вот такой парадокс!