Важно различать понятия «карма» и «дхарма». Первое — нежелательное ярмо, от которого йогин старается всеми силами освободиться («очистить карму»), т.е. упрощенно говоря отдать все кармические долги (и собрать то что одолжено другим), с тем чтобы подвести кармический баланс (отдал кредит и забрал свои деньги у друзей — свободен!). А второе — это инструмент для достижения состояния а-кармы, свободы от кармы: это те действия, которые приводят к очищению кармы. Дхарма всех без исключения живых существ состоит в том, чтобы познать свою истинную природы (реализовать Высшее Я), но конечно пути к этому могут быть различными: это и составляет разные ветви, или проще говоря, направления, стили йоги: Хатха-йога и Раджа-йога, Кундалини- и Крия-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога и даже собственно Карма-йога (специально разработанная для непосредственной работы с кармой). В конечном итоге все пути ведут к одному: состоянию свободы от кармы, т.е. ограничений, на всех уровнях: телесном (т.е. свобода от болезней), на уровне ума (свобода от ошибок и заблуждений) и духа (т.е. свобода больше не рождаться в этом мире, слиться с божественными силами Вселенной).
Как узнать, какая у меня карма?
Очень просто. Чтобы увидеть карму, надо просто поговорить с человеком, для этого не надо быть «видящим». Карма у каждого человека находится в трех ипостасях (она трех типов одновременно): уже накопленная («прошлая карма»), та что приносит плоды прямо сейчас («текущая»), и накапливаемая в настоящий момент («будущая»). Тело, обстоятельства рождения, то что дано «природой», наследственность, красота или уродство, таланты и т.п. — это проявление накопленной, прошлой кармы. Это, можно сказать, что мы уже «купили» на «заработанные» хорошими и плохими действиями «средства». За это нам уже не нужно никого благодарить, и расплачиваться — мы это уже реализовали, «купили». Никто не может, примеру, родиться в хорошей семье «авансом», «в кредит»: если родился, значит заслужил.
Второй тип кармы — наша жизнь, наши привычки, работа, друзья («скажи мне, кто твой друг — и я скажу, кто ты»), материальное состояние, наши интересы и дела — это то что «одной ногой в прошлом, а другой — в будущем». Карма, которая приносит плоды прямо сейчас, одновременно проистекла из прошлого, и она же развивается в будущее. Очень важно производить критическую оценку нашей жизненной ситуации и устремлений с тем, чтобы это оптимизировать. Пока карма до конца не проявилась, с ней можно поработать (методами йоги, да и просто с помощью здравого смысла).
Cамая тонкая, третья форма кармы — это будущая карма: наши мысли, намерения, желания, надежды, мечты. О чем мы помышляем — то постепенно и перерастет сначала во второй тип кармы (которая разворачивается) и потом уже в первый самый плотный тип, т.е. свершившееся, наш жизненный путь.
Можно заметить два встречных причинно-следственных потока в этом «русле»: с одной стороны, обстоятельства жизни определяют поступки, а поступки — мысли («Бытие определяет сознание» как верно писал классик). Но секрет йоги в том, что есть и другой поток, против течения: «сознание определяет бытие» с той же необратимостью. Как говорят, «посеешь мысли — пожнешь поступки, пожнешь поступки —посеешь привычки, посеешь привычки — пожнешь судьбу»! В этом надежда, свобода, выбор. В этом вся йога: «внедряя» в свой поток сознания определенные мысли, в свои привычки определенный действия — мы формируем все три типа кармы. Мы можем менять свою жизнь, а через нее — и всю проявленную Вселенную.
Черное и белое.
Понятно, что хорошая карма рождает благоприятные последствия, поэтому она и «хорошая». Скажем, накормили голодного — «плюс один к карме»: когда-нибудь и тебя накормят. Или напоют: карма «сама» знает что нам нужнее. Это как счет в банке — кладешь на него деньги —и потом можешь снять на любые нужды. Кармический «банк» никогда не разорится.
Плохая карма — это как отрицательный баланс, как кредит — его придется отдавать, а то и с процентами. Так что чем раньше это сделать — тем лучше. Многие богатые люди, совершив проступки в прошлом, становятся меценатами, жертвуют духовным людям, или совершают паломничества, оплачивают специальные церемонии, интересуются саморазвитием — все это имеет некоторый эффект хотя и не окончательный. Погасить кармический «кредит» полностью так вряд ли удастся, но облегчить себе судьбу таким образом можно: это как заплатить хотя бы срочную выплату и проценты по кредиту.
А-карма: как «закрыть» кармический «счет»?
Самым высшим способом избавления от кармы является йога. Йога на своих высших ступенях учит, как уйти от закона причины и следствия. Постигший медитацию, погруженный в Самадхи йог не подвластен карме, он реализовал свою Дхарму (высший долг — духовно развиваться), и никакая «кармическая налоговая» к нему уже не нагрянет. Также просветленный человек, который стал вашим духовным учителем (Гуру) может по собственному великодушия снять с вас тяжелую карму, взяв ее на себя (известно, что многие великие учителя йоги умирали от тяжелых болезней, приняв львиную толику дурной кармы своих учеников на «быструю проработку»).
Есть и другой путь выйти из-под «колпака» закона причины-следствия: совершать Карма-йогу, то есть любые действия, не направленные на достижение результата. Сфера действия кармы ограничивается действиями, совершаемыми под влиянием желаний, страхов и надежд — а если действовать не подчиняясь этим силам, а «просто так» — карма от таких действия не нарабатывается. Это как если вы вдруг выйдете рано утром на улицу и просто так (не на благо Родины! а от нечего делать, или как будто во сне) подметете вокруг двор: зарплату вам за это не заплатят, и никто по головке не погладит, зато и вреда никакого.
Однако в ловушку собственного Эго попадают те, кто своевольно понимает Карма-йогу как какую-либо «духовную», подвижническую деятельность, направленную «на благо всех живых существ»: хорошие поступки лишь наработают положительную карму, но не освободят из-под ее ярма. Любое хорошее дело — это тоже карма, а не а-карма. А-кармой может быть любое действие, при этом неважно, как его может интерпретировать то или иное общество; сам человека его никак не оценивает, такой признак а-кармы, — он совершает его «просто так», словно в глубоком сне, не ожидая никаких похвал и «бонусо», или наказания за это.
Мокша: «чтобы у меня все было, и ничего за это не было».
Бескорыстные, беспочвенные поступки, не продиктованные ни «здравым смыслом», ни лучшими намерениями, ни страхом, ни гневом — приводят к таинственной «Мокше» — Освобождению индивидуального сознания от пут всей этой «банковской» системы кармы. Когда человек накопил достаточно хорошую карму и почистил большую часть плохой, он интуитивно (или с помощью писаний или Гуру) начинает понимать, как вообще скинуть с себя это ярмо. Человек с практикой становится способен прожить без понятий «хорошее» и «плохое», «мне больно» и «мне хорошо», «это мне надо приобрести, а этого надо избежать», «хочу есть, спать, размножится» и т.п. К нему приходят все богатства и чудеса жизни, и он радуется им, но уже не цепляется за них. С ним могут происходить и хорошие, и плохие вещи — но уже «просто так», случайно, не затрагивая его ни на йоту. Такой человек как бы выходит за пределы добра и зла, и чаще всего спокойно доживает свою жизнь, не совершая ничего необычного, «умничает с умными и смеется с дураками», так что обычно люди даже не замечают, что он Просветленный.