Ответы на вопросы читателей

Ответы на вопросы читателей

ВОПРОС: Здравствуйте. Читаю ваш материал (Энциклопедия йоги \ Супта Бхекасана). Очень нравится: все доступно, понятно и наглядно. Но вот возник вопрос: раздел «противопоказания»: травмы спины. Асаны в этом разделе не рассчитаны для позвоночника или наоборот — для его восстановления нужны именно они? Заранее благодарна.

ОТВЕТ: Здравствуйте! Многие позы, в том числе Супта Бхекасана, не полезны при травмах или вообще серьезных состояниях позвоночника (подозрение на грыжу и т.п). Использовать их в восстановлении — задача йогатерапевта, который работает с вами очно. При травме спины вообще любая самостоятельная практика асан опасна, при всем уважении к искреннему желанию практиковать. Заниматься хатхой самостоятельно при травмах спины — это как лечить серьезную болезнь, покупая лекарства в аптеке на свое усмотрение (аптека — это арсенал йоги). Не лучше ли посоветовать с врачом? J Так же и тут, только советоваться надо с йога-терапевтом. Обычные преподаватели редко знают, что вам нужно (или тому человеку, про которого вы спрашивали), т.к. обычно преподаватели не обучены работать с болезнями, и вообще практика хатха-йоги рассчитана на умеренно здорового человека, и уж конечно не подразумевается при травмах спины. На самом деле, хатха очень требовательна даже к здоровой спине, и может совсем загубить спину уже поврежденную. Только йогатерапия, на мой взгляд! Я знаю нескольких людей, которые интенсивно работают со своими проблемками в спине, но это — опытные преподаватели, досконально изучившие влияние разных асан, контр-асаны, методы расслабления и т.д. Этим людям «обычная» грамотная хатха приносит тот же положительный результат, какой любой другой (начинающий) может получить от занятий с йога-терапевтом.

Чтобы не прекращать заниматься, вы можете до консультации со специалистом делать позы, которые не вызывают никаких вообще ощущений в спине (не то что не вызывают боли — а вообще, ощущений!). Кроме того, конечно вы можете делать медитативные практики йоги и Йога-нидру — эта практика глубокого расслабления будет вам, бесспорно, очень полезна (т.к. снимет неприятные симптомы и ускорит восстановление).

ВОПРОС: Добрый день, если у человека по всему практически позвоночнику остеофиты, какие есть ограничения в практике йоги? Я полагаю, что если деформированы позвонки, наверное, не стоит давать большую нагрузку. Что еще надо исключать? Перевернутые позы можно делать или нет? И напротив, чему больше уделить внимание? (Ксения).

ОТВЕТ: Ксения, здравствуйте!

Полагаю, в этом случае полезны только занятия в группе йога-терапии после получения разрешения от вашего лечащего врача, но никак не практика в общей группе, и тем более не самостоятельные занятия. Объяснить, как и что надо делать, нельзя не то что в двух словах по имейлу или в материале блога, а и вообще удаленно — нужна работа «один на один» с йогатерапевтом, именно в этом случае можно поправить, а не окончательно порушить здоровье. Тут неуместна самодеятельность и самонадеянность. Некоторые перевернутые позы, возможно, будут вам полезны, особенно пассивные (Шавасана, Адвасана, Чакрасана на специальной скамье, возможно даже подвешивание, и т.п.), так что не стоит их исключать. В любом случае, не надейтесь решить вашу проблему с помощью обычной хатха-йоги! Вопрос нагрузки тут не имеет решающего значения, даже если делать хатху умеренно, это будет помогать очень медленно, и не факт что вообще поможет, а не навредит — в общем, польза стремится к нулю. Насколько я понимаю, появление остеофитов — это результат многих факторов, в том числе обмена кальция, а возможно и следствие бактериального, воспалительного процесса. Тут помочь должен врач, а никак не инструктор по йоге. Не хотелось бы сгущать краски, но в наше время дико преувеличены возможности йоги в качестве терапии — на деле, йога — занятие для очень здоровых людей (в отличие от практик йогатерапии, которые применяют массу практик (асан), которые вовсе не похожи на асаны йоги, имеют другой эффект и преследуют другие цели. Цель практики асан классической йоги — не выправление дефектов позвоночника или здоровья, а «прокачка», очищение энергетических структур в уже здоровом теле, с целью постичь свой Дух. В то же время, для вас можно сказать, что не стоит совсем бросать занятия йогой, если они вам нравятся. Просто проанализируйте ваши цели — для решения проблем позвоночника, на мой взгляд, йога не полезна. Для решения проблем функционирования внутренних органов (если есть цель улучшить пищеварение, сон, повысить ментальную алертность, избавиться от стресса и раздражительности и т.п.) — полезна. Не говоря уже о том, если вы занимаетесь йогой потому, что вам просто нравится — это лучшая мотивация. В этом случае, вам просто надо получить консультацию специалиста (остеопата или йогатерапевта) и выяснить, какие практики, в какой последовательности, и по сколько минут\подходов вам надо делать, как организовать компенсацию после каждой позы и в конце занятия. Затем вы должны периодически посещать этого специалиста, чтобы мониторить прогресс (и выявлять ошибки выполнения), и чтобы он давал вам более продвинутые техники, когда вы будете к этому действительно готовы. Для вас будет полезно давать своему телу именно ту нагрузку, которая ему требуется по состоянию на текущий день, а просто давать «большую» нагрузку — это верный путь ухудшить свое состояние и навредить себе с помощью йоги.

ВОПРОС: Кришнаизм опасен для психики или нет, как быть с маха-мантрой?

ОТВЕТ: Во-первых, надо уточнить — вы интересуетесь для себя (то есть, имеет место поиск духовного пути) или хотите «полечить» «психопатичного» родственника или знакомого? Во втором случае, говорить просто не о чем — йоги исключают навязывание своих взглядов на жизнь другим людям. Предположу, что вопрос идет от вас лично, и отвечу подробно. Во-первых, стоит уточнить, каково исходное состояние психики человека, который подумывает заняться практиками «кришнаизма» (правильное название — Гаудия-вайшнавизм), в том числе — читать Маха-мантру. Если у человека уже существуют те или иные серьезные проблемы с психикой (а совершенно здоровых в наши дни, мне кажется, единицы), то возможно стоит начать с периода практик более мягкой помогающей терапии, например сеансы массажа всего тела, практики по Райху, телесно-ориентированной терапии, релаксационных техник (релаксация, аутотренинг, погружение в ванну сенсорной депривации, Йога-нидра без фаз визуализации и Чидакаша-дхараны), восстанавливающие типы дыхания (Уджайи, Враджана-пранаяма, Анулома-Вилома пранаяма), и поделать такие техники несколько месяцев в сочетанием с вегетарианским питанием, своевременным и достаточным сном, расслабляющими ваннами, ароматерапией, утренней пробежкой и вечерней прогулкой и т.д. А затем уже можно переходить к Маха-мантре и изучению философии «кришнаизма» — «на чистый лист» яркая краска ляжет лучше. Но в наш век высоких скоростей жизнь иногда просто не дает второго шанса, и надо делать то, что само просится его «поделать», будь это Маха-мантра или что-то еще.

Теперь, если с психикой все в клиническом смысле нормально. Тогда практика «кришнаизма», безусловно, не повредит — только надо практиковать грамотно, под руководством знающего преподавателя (духовного наставника). Например, в практике Маха-мантры у кришнаитов существует масса нюансов, которые вам подскажет знаток этого метода (как читать, сколько, на каких четках, когда по времени, и др.).

С точки зрения классической йоги, мантра-йога в целом, и Маха-мантра, в частности — и как самостоятельная практика, и на фоне практики Хатха-йоги — очень полезна, и может непосредственно привести к духовному Пробуждению, если практикуется с полной самоотдачей, регулярно (ежедневно), и ревностно (подолгу). По моим личным наблюдениям, Маха-мантра — одна из лучших мантр общего действия, т.к. она обладает Шанти-кармой, т.е. успокаивает ум и (при долгой практике) очищает его от негативных тенденций — в этом смысле, Маха-мантра- одно из лучших средств по умиротворению и оздоровлению психики (из любого начального состояния). Также, Маха-мантра обладает (кроме успокаивающего действия) свойством давать радость — почему, думаете, кришнаиты в массе — радостные люди, которые не прочь попеть и потанцевать, а также поесть вкусной и здоровой пищи? — мантра дает радость. Но не стоит думать, что один-два почитать Маха-мантру — и все, порядок. Конечно, это индивидуально, но по моим ощущениям наибольшее состояние «наполнения» мантрой начинается от получаса практики (1 мала — круг четок из 108 бусин), и до полутора-двух часов (дальше просто тяжело сидеть, скрестив ноги!) целенаправленной, внимательной начитки «в состоянии» — то есть, не «как стиральная машина» (по меткому выражению О.Г. Торсунова), а с полным вниманием и чувством. Для того, чтобы проникнуться смыслом Маха-мантры, полезно узнать точное значение слов ее составляющих, посоветоваться со знающими людьми, или почитать литературу по этой теме, например: «Бхагават-гита» (философия йоги, записанная со слов самого Кришны), «Ишо упанишада» (о значении Высшего), и «Кена-упанишада» (о значении мантр и поклонения с их помощью). Иначе повторение мантры будет на порядок менее действенным — хотя все равно положительный результат (Шанти-карма) придет, постепенно. Наш ум таков, что постоянно перескакивает с мысли на мысль, растрачивая массу ментальной энергии, которую можно было бы использовать с пользой — что позволило автору ряда трактатов по йоге сравнить его с «бешеной обезьяной». Поэтому, когда мы насильственно удерживаем ум на одной только мысли — простая арифметика подсказывает, что ментальной энергии становится больше, и высвечиваемая сознанием мысль обретает большую силу. Мантра-йоге не требует никаких предварительных действий, доступна всем — фактически, это такой «лайф-хак», уловка, эксплуатирующая свойства ума, которые одинаковы для всех людей (в том числе, не совсем здоровых ментально). Известный знаток йоги и йогатерапии прошлого века, Свами Шивананда Сарасвати, сравнивал действие произносимой мантры с выпущенной пулей — неважно, верите вы в нее или нет, нравится вам это или нет, она достигнет цели.

Задавайте свои вопросы по практике йоге (на электронную почту или через форму отправки сообщения модератору) — мы обязательно ответим вам письмом, и потом также подробно разберем ваш вопрос в блоге.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Коврик для йоги «Эко Про»

Коврик для йоги «Эко Про»

Этот коврик обладает всем необходимым для вашей комфортной практики.

Производитель: Fa Bodhi

4599 рублей

Коврик для йоги «Гринлиф»

Коврик для йоги «Гринлиф»

Новый 100% эко коврик из пробкового дерева: получите максимальное удовольствие и прогресс в вашей практике.
Экологически чистый. Не cкользит. Антибактериальный. Антиаллергенный.
Размеры: 183х61 см.
Толщина: 5 мм.
Материал поверхности: натуральная пробка.
Материал основания: натуральный каучук.

6000 рублей

ВХод

Забыли пароль?