Ответы на вопросы читателей блога

18 январь 2017, 13:00

Ответы на вопросы читателей блога

ВОПРОС: Надо ли повторять асаны 2-3 раза? (Анна)

ОТВЕТ: Большая часть асан хатха-йоги, действительно, рассчитана на повторение 2-3 раза. Или, другими словами, на выполнение подходами. Но понятно, что для каждой асаны и для асан йоги вообще время удержание (и отсюда и количество подходов) зависят от:
конкретной асаны (например, Шавасана это или стойка на голове — первую всегда держат дольше, чем вторую),

  • от результата, который надо добиться (чтобы «закачать» мышцы — делайте 3-5 подходов),
  • от рекомендаций преподавателя вам лично,
  • от состояния здоровья человека (понятно, что пожилым, больным, ослабленным после операции, беременным и т.п. надо заниматься не так, как другим)
  • и субъективных ощущений (если инструктор сказал «держать 2 минуты», а вы продержали минуту и внезапно почувствовали резкую боль, то надо выходить из асаны — вас никто за это не осудит).

В общем, к сожалению, общего правила, такого как «держат все асаны надо по минуте», нет. Надо смотреть по ситуации! Если к позе нет противопоказаний по упомянутым выше пунктам, старайтесь делать 2-3 подхода в каждой асане, при этом удерживая центральную, основную фазу — статичное удержание конечного положения — около минуты или чуть больше.
Иначе эффект будет не как от асаны, а разминочный, поверхностный (только на мышцы и связки, не на внутренние органы и не на эндокринную систему, что нам тоже нужно).

Некоторые позы не нужно делать подходами, а лучше сделать один длинный подход — это связано с обязательным периодом компенсации после выхода из конечного положения. Это относится в первую очередь к сложным перевернутым позам, включая:

  • Сиршасану (стойку на голове)
  • Капила-асану (стойку на голове с опорой на «косточку», на линию начала роста волос)
  • Сарвагасану (стойку на плечах, «березку»)
  • Випарита Карани Асану (перевурнутую позы, «свечу»)

И др.

К тому же, правило работать подходами применимо в основном к начинающим: опытные йоги способны «набрать» нужное время удержания позы на день за один подход. Так, если Вы, например уже держите Сиршасану (стойку на голове) или Сарвангасану (березку) по 30 минут, в одном подходе — то не надо делать по 2-3 подхода: довольно и одного. Потом, как Вы помните, идет отдых в Баласане и компенсация любой позой на вытяжение позвоночника: это обычно Матсьясана (Поза рыбы) или Тадасана (Поза горы \ Поза пальмового дерева), или делается та, которая полезней всего, любимая или та, которую еще не делали в этом комплексе. Отдых, не считая компенсации, должен составлять не менее 50% времени удержания основного положения перевернутой стойки. Выходит, если держали Сиршасану 15 минут — то около 8 минут надо отдохнуть в Позе ребенка (или Шавасане) и потом еще сделать компенсацию (1-2 минуты). Как видите, тут уже просто времени никакого не хватит делать еще один-два подхода! Да это, для общих целей йоги, обычно и не требуется.

Наконец, еще раз: специальной пользы в том чтобы входить-выходить из асаны, конечно, нет. Самая полезная «часть» асаны — это центральная, которую мы и держим статично, постепенно, с опытом, увеличивая время в ней.

ВОПРОС: У меня 2 месяца назад в семье произошла трагедия. Мне очень плохо. Ничего не понимаю. Что такое «карма» и как ее «почистить»?

ОТВЕТ: По Вашему вопросу лучше всего обратиться к высокодуховной личности — Гуру,святому, духовному лидеру. Но отвечу, как мне самому кажется (как простой инструктор по йоге) — с точки зрения высших ступеней йоги, нет никакой кармы, это иллюзия, которую люди придумывают для того, чтобы объяснить случайные трагедии. Чтобы создать себе иллюзию, что совершая «добрые» поступки, можно избежать случайных трагедий в дальнейшем. Такая «карма» лишь метод успокоить, усыпить свой ум.

Но в то же время, с бытовой точки зрения — карма есть. Это наши привычки, включая привычные мысли. Например, если человек верит, что у него в целом хорошая карма, он может совершать смелые поступки. И наоборот: человек, искренне уверивший себя, что у него очень плохая карма, мало способен на решительные поступки, всего боится, опасается «кары небесной» и так далее. Иногда такие люди даже отказываются от совершения духовных поступков, т.к. считают себя недостойными. В Индии женщин в период месячных не допускают в храмы считая их (женщин) «грязными»... Такие вот «кармы» мы же сами и придумываем, и поддерживаем, и подпитываем-усиливаем своими мыслями о карме и подобном. Т.к. мир, в котором мы живем, по большей части создан умом каждого человека, никто не убедит такого человека, уверенного, что он свободен от кармы, в обратном. И человека, убежденного, что у него очень тяжелая карма, в том, что все это его воображение. Все что угодно будет интерпретироваться умом как подтверждения уже принятого убеждения!

В нашем мире, конечно, работает логика: так, если вы посеяли рожь, вырастет рожь, а если посадили пшеницу — взойдет пшеница. А не фасоль. С другой стороны, «посеяв» добрые дела, люди часто «жнут» лишь горе. И наоборот, злодеи могут (временно) восторжествовать. Это говорит о том, что кармы в бытовом смысле нет. Или она работает не так, как хотелось бы и как указывается в некоторых уважаемых и древних текстах.

Нравится нам это или нет, но события жизни зачастую случайны, а ум уже потом, «по итогам», ум пытается подогнать ответ под условия (как двоечники в школе делают на математике). Так и трагедия, например, гибель ребенка, на мой взгляд, не обязательно заслужена кем-то из пострадавшим — ребенком или матерью. Лучше всего просто принять случившееся как случайную трагедию (как ураган, землетрясение, цунами и т.п.) и не ломать себе голову, «кто виноват в происшедшем». Ум наш таков, что всегда ищет виноватых. Но ум несовершенен, а события иногда ... просто случаются. И мы не можем это предотвратить, никак.

Мне субъективно, помимо сказанного, кажется, что Вам — в период после сильнейшего стресса, психологического кризиса — было бы очень полезно и хорошо заняться какой-нибудь медитативной практикой — например, наблюдением дыхания или мантра-йогой, а также может быть Йога-нидрой, чтобы вернуться в нормальное состояние ума и продолжать жить. Кроме того, физические йоги, такие как Хатха-йога или Кундалини-йога по Йоги Бхаджану — помогают настроить все жизненно важные системы организма на оптимальную работу, чтобы не просто «продолжить жить» но и еще и жить полноценно, продуктивно, «на все сто».