Спокойствие и «перезагрузка ума»: Унмани в асанах

18 январь 2018, 08:44

Спокойствие и «перезагрузка ума»: Унмани в асанах

Пребывать в состоянии аманаска — это истинный смысл практики аргхьи (подношение воды как жертвоприношение).
— Мандалабрахмана-Упанишада

Техника Унмани называется ещё Унмани-мудра, и она же Манонмани, аманаска, Унмани Авастха, Унмани Авастха Дхьяна, Unmani Avastha в англоязычных источниках (а по йоге литературы гораздо больше на английском языке, чем на русском) и упоминается во многих текстах по Йоге и Тантре.

Несмотря на множество упоминаний Унмани, часто получается так, что либо практика описана очень кратко (просто упоминается или отвлечённо, без описаний практик, восхваляется — в расчёте на ведение ученика Гуру), либо перевод затрудняет понимание, либо комментатор предлагает в качестве единственного метода достижения Унмани какую-то «свою» технику (которая, видимо, у него получается). Так, состояние Унмани связывают с Кхечари-мудрой или Чакра-анусадханой, или мантра-йогой (особенно пением мантры Ом).

Но на самом деле, достичь состояния Унмани можно разными способами, и даже, в том числе, выполнением асан. Унмани — это не какая-то отдельная практика, а результат любой практики йоги. Это состояние безмыслия, или «остановки внутреннего диалога». Достигнуть этого можно тысячей разных способов. Важно лишь распознать это состояние как искомое, и задержаться в нём. Практикующие Бхакти-йогу, в том числе, повторяя Маха-мантру, достигают этого состояния. В него же входят Хатха-йоги в Шавасане после интенсивной физической тренировки. И оно же доступно практикующим Нада-йогу, Свара-йогу, Мантра-йога, Йога-нидру.

Состояние Унмани может возникать, если выполняются три основных условия (отсутствуют базовые ограничения):

  • неподвижность тела,
  • ровное, естественное дыхание (обычно поверхностное, либо «дыхание пропадает» — спонтанная задержка дыхания),
  • и спокойный ум. Спокоен ум, когда он либо сосредоточен на чём-то одном (концентрация), либо «рассредоточен» и не «высвечивает» ничего в особенности, т.е. «не заинтересован» ни в чём.

Свами Сатьянанда Сарасвати в своём трёхтомном учебнике для продвинутых практикующих йогу «Древние тантрические практики Йоги и Крии» предлагает просматривать нисходящий психический канал Аварохан в качестве единственной рекомендации по достижению этого состояния.

В традиции Натхов рекомендуется выполнение Кхечари-мудры, причём истинное значение термина «Кхечари» ученик должен получить от Гуру. Под Кхечари — упоминаемой, но не исчерпывающе описанной в «Шива Самхите» и «Гхеранда Самхите» — не инициированный в эту технику человек может понимать всё что угодно, начиная от пристального взгляда в межбровье или на макушку головы, и до подрезания уздечки языка (последнее я бы категорически не рекомендовал)! В интернете в качестве рекомендаций к «действительной практике» Кхечари можно найти даже фантастические предложения коснуться кончиком языка шишковидной железы... Такие «практики» скорее запутывают ищущего, чем предлагают дельное руководство.

Как понятно из эпиграфа (см. выше), иногда, причём даже в авторитетных текстах, предлагаются для достижения Унмани и такие неожиданные на первый взгляд «лайфхаки», как медленное выливание воды из кувшина. Забавно, но я сам впервые испытал это состояние именно в связи с водой — набирая в горном ретрите 1.5 литра воды из ручейка: вода текла тонкой, прерывающейся струйкой... Так что йоговские «лайфхаки» работают, и не обязательно применять Кхечари (да и такие на первый взгляд понятные термины, как «язык» и «горло» в трактатах по Йоге могут иметь символическое, иносказательное значение), подолгу сидеть в Сиддхасане, устремляя взгляд в межбровье, или наблюдать чакры, что бы ни говорил об этом каждый отдельный Мастер. Не обязательно также и отправляться к священной реке Ганге, чтобы сделать описанную в Мандалабрахмана-Упанишаде практику.

В известном трактате «Виджняна Бхайрава Тантре» приводится 112 способов достижения состояния Унмани.

Рискну предложить ещё один, работающий, и созвучный классической йоге, метод.

Унмани-мудра (комплексная, адаптированная для современного человека):

Вначале нужно разогреть тело практикой динамических упражнений, например, сделать 6-12 кругов Сурья-намаскара. Появится бодрость.

Затем сделать Шавасану (5 минут). Появится спокойствие.

Потом утомить всё тело статическим удержанием асан, выполняемых в комплексе. Мышцы устанут, а чакры (энергетические депо, или узлы) активизируются. Сознание сфокусируется, внимание послушно следует за действиями.

Затем делаем комплекс пранаям. Например, мой стандартный приём это 3 подхода по 30 дыхание Капалабхати, 3 подхода по 10 дыханий Бхастрики, и 5 минут Полного йоговского дыхания или Самавета-пранаямы (по настроению делаем, как представляется гармоничным). Появится энергия.

Наконец, садимся в любую удобную медитативную позу. Это может быть Падмасана («Поза лотоса»), Ардха-Падмасана («Поза полулотоса»), Сиддхасана («Поза совершенства»), или даже Сукхасана, или другая поза. Особенно рекомендую попробовать сидеть в Гуптасане («Скрытой позе», которую мы недавно разбирались здесь в блоге). В любой из этих поз — энергия «запечатана» и стабильна.

Закрываем глаза. Устремляем мысленный взор (внимание) в макушку головы (точка включения Сахасрара-чакры) или на затылок (Бинду-чакра). Если это выполняется правильно, вы почувствуете, что глаза расслаблены, и возможно, испытаете лёгкое головокружение.

Не напрягайте плечи, шею, лицо, руки — ни одну точку в теле, чтобы пройти дальше. Внимание тоже не должно быть натужным, просто думайте о выбранной точке. Глаза могут следовать за вниманием (Шамбхави-мудра) или принять удобное положение за закрытыми веками: и то, и другое допустимо.

Дыхание естественное.

Расслабьте всё тело, не теряя позы. Это помогает концентрации.

Не применяйте сейчас мудры или бандхи.

Продолжайте наблюдать выбранную точку. Так мы направляем энергию в Центральный канал (Сушумну).

Не пугайтесь, если внезапно возникает ощущение падения, или потери сознания. Всё будет нормально, это просто с непривычки.

Оставайтесь в такой «мудре» 3-10 минут, или сколько вам, индивидуально, комфортно.

Если появляются посторонние мысли — медленно считаем дыхания от 100 к 1. Если по ощущениям вы снова входите в медитативное состояние — прекращаем подсчёт.

Всё! Сделайте такую практику каждый день в течение недели, и будьте уверены, что получите удивительный результат — глубокую медитацию «Унмани».

Такая практика помогает освободиться от стресса, начать день без суеты, избавиться от назойливых или тягостных мыслей перед сном, собраться перед важным делом, и т.п. В асанах использование этого состояния позволяет добиться предельного долгого удержания: 10-15 минут и даже больше. В пранаямах — углубляет медитацию.

ОГРАНИЧЕНИЯ
После этой практики в течение 15-30 минут нежелательно принимать душ, разговаривать, выходить на улицу, смотреть телевизор или в компьютер (для того, чтобы энергия успокоилась).
Практика не должна выполняться сразу после еды, тогда она может нарушать пищеварение.
В целом, Унмани не имеет противопоказаний и побочных эффектов для условно здоровых взрослых людей, но если у вас имеются сомнения о наличии у вас ограничений к этой практике, посоветуйтесь с квалифицированным врачом.