Спокойствие снаружи, спокойствие внутри

Спокойствие снаружи, спокойствие внутри

Что касается практики, спокойствия можно достичь:

  • глубоким мышечным расслаблением. Это становится возможно, когда асаны осваиваются в гармонии со своими возможностями. В каждой позе человек учится действовать по пути наименьшего сопротивления, при этом поза не «обвисает». Работа уходит из мышц в связки, сухожильный каркас — поза остается «натянутой» но не силовой, поэтому расслабленной и комфортной, субъективно удобной. Это возможно не во всех позах, но во многих, остальные не рассчитаны на длительное удержание. Кроме того, между асанами вполне допустима (в при наличии физических ограничений и рекомендуется) короткая Шавасана — расслабление. Не обязательно растягивать Шавасану на 3-5 и больше минут, ведь можно научиться расслаблять все тело буквально за несколько циклов дыхания, давая телу необходимый отдых, позволяя выровняться дыханию и сердцебиению. Шавасана также «выравнивает» энергетическое воздействие асан, поэтому ей нельзя пренебрегать в конце комплекса.
  • концентрацией внимания на дыхании. Это очень важная техника: 1) дыхание всегда с нами, что делает его удобной опорой для концентрации, и 2) оно связано с потоками праны — энергии: прана и воздух не одно и то же, но связаны, как аромат и цветок. Сохраняя концентрацию на дыхании в любой асане, обязательно надо одновременно «отпускать» дыхание, если в этой практике не предписано какого-то особого дыхания. То есть, дыхание течет «само по себе», а наблюдатель дыхания — словно человек, который любуется падающими осенними листьями — не вмешиваясь в процесс. Тогда каждый вдох и выдох углубляют медитацию. Есть ощущение прохлады на вдохе и тепла на выдохе, ощущение, что вдох идет от подошв ног и поднимается к голове, мышцы растягиваются и расслабляются как надо, ум спокоен. При всей кажущейся простоте работа с дыханием — обширная практика, в которой можно постепенно копить опыт и тонкость ощущений. Эта практика связана также с разделом «Свара-Йога», изучающим тонкие моменты дыхания через правую и левую ноздри, взаимосвязь разных типов, «форм» и «цвета» дыхания с ментальными процессами*.
  • концентрацией внимания на особых точках в теле: такая концентрация мысленного «взгляда» называется Дришти. В каждой асане есть одна или несколько возможных Дришти, они совпадают с чакрой, на которую больше всего воздействует эта асана. В ходе Дришти можно просто чувствовать выбранную область целиком, либо более точно локализовать ее, либо представлять себе образ чакры (с биджа-мантрой или без нее). Постепенно Дришти становится Прана-видьей, то есть воображение отходит на второй план, и приходит действительное ощущение реальных процессов, происходящих в данном узле (чакре). Это очень интересный момент в практике, вдохновляющий заниматься гораздо больше, чем хотелось раньше.

Все это — очень эффективные методы. Их практика обязательна для искренне практикующих йогу, т.к. именно их использование дает требуемую глубину ощущений. Не говоря уже о технике безопасности (повышается чувствительность и «осознанность» всего тела и даже таких структур как суставы и позвоночник, а также сосуды, которые по идее сами по себе не чувствительны). В состоянии ментальной паузы практикующий непосредственно, «в режиме реального времени», чувствует или «видит» эффект от каждой практики, в каждый момент времени. Поэтому объяснения, касающиеся корректировки позы, а также полезного воздействия и противопоказаний, становятся как бы не нужны — ведь есть непосредственное, практическое знание всего, что требуется знать.

Но есть и более еще глубокий уровень проникновения в проблему, и он дается как фактически базовый в русле классической йоги Патанджали. Это когда релаксация и концентрация сплавляются в одно целое, в процесс самопознания — здесь уместно говорить о Джняна-йоге (практике познания истинного «Я»). Пожалуй, самое глубокое и действительно удовлетворительное спокойствие достигается лишь с помощью коррекции своей идентификации — системы ассоциативных связей. Если глубокое мышечное и эмоциональное расслабление — как мы знаем из опыта современной западной психологии — позволяют преобразовать личность в более гармоничную, избавиться от комплексов, то глубочайшее расслабление, которое дает Джняна-йога — это, можно сказать, способ полностью избавиться от оков эго, личности — фактически, выйти за пределы личности вообще, стереть ложные ассоциативные связи, которые играли роль ограничений — по нашему допущению (или, скорее, незнанию). Это называется в йоге веским словом «Просветление» .

Известно, что человек, который жестко идентифицирует себя с физическим телом (чему, кстати, только способствует энергичная практика асан) как бы говорит себе: «Я — тело». Это весьма неглубокое постижение, т.к. такой человек не может быть спокоен ни на занятии по йоге, никогда еще, так как жизнь — по сути, большой риск и постоянный износ для тела, а даже самые роскошные удовольствия тела — мимолетны, и в конце жизни тело неизбежно умрет и разрушится. Идентификация же со своим умом (уровни Читта и Манас в терминологии йоги) — которой способствует интеллектуализация йоги, знание теории и наблюдение за своими реакциями и мыслями — дает несколько большее спокойствие, т.к. если очистить мысли, будет достигнуто некоторое спокойствие — это уровень глубокого эмоционального расслабления — то, что на Западе часто называют «медитацией».

Однако настоящий покой возможен лишь когда все ложные идентификации отброшены, и на первый план выходит наше настоящее Эго — Высшее Я (уровень Буддхи и выход на осознание Атмы). Его природа неизменна вне зависимости от выполнения упражнений или другой активности или неактивности — это бескрайний покой и незамутненная радость. Обычно в практике выход на такое состояние сопряжен с длительными (и комфортными) задержками дыхания. Также, такие ощущения возможны, если человек либо под давлением внешних обстоятельств, либо по собственной воле (размышлением, аналитически — и одновременно волевым усилием) отбрасывает все идентификации с предметами, людьми, профессией, даже религией и т.п. — все, что его «форматирует» под общество, и остается лишь чистое присутствие, «наблюдатель», Сакши. К этому могут также привести размышления над оригинальными текстами по йоге: Ведами, Упанишадами, Тантрами и т.п., основной идеей всей этой литературы как раз и является идея, что «Я есть То», высшее и не ограниченное, бесконечное как пространство. Очевидно, что любое физическое или ментальное действие, которое не выводит практикующего из этого состояния, становится «исключением, подтверждающим правило», и превращается в эффективную практику йоги.

Все указанные методы описаны в традиции Шивананда-Сатьянанда, и считаются эффективными для практики любых упражнений йоги: будь то асаны, пранаямы, мудры, бандхи и медитация. Каждый практикующий может выбрать то вспомогательное упражнение, которое подходит по темпераменту и субъективно больше нравится.

-----
Известными специалистами по Свара-йоге были тантрист Хариш Джохари и йогин Свами Сатьянанда Сарасвати. Они оставили довольно подробную информацию по этому разделу в своих книгах.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?