Вопросы и ответы по практикам хатха-йоги

27 январь 2016, 09:41

Вопросы и ответы по практикам хатха-йоги

ВОПРОС: Скажите пожалуйста, можно ли заниматься йогой при сколиозе и нестабильности шейных позвонков?

ОТВЕТ: Можно, но надо заниматься очно, и с преподавателем, который знает сам и подскажет вам, как обойти (в практике йоге), зафиксировать — а, возможно, даже уменьшить имеющиеся проблемы с позвоночником. В этом случае рекомендуется йога в группах «корректный подход к позвоночнику» (КПП) или аналогичной направленности. То есть, не обычная йога-группа. Хотя даже благодаря занятиям «обычной» йогой можно убрать болевые ощущения и укрепить спину, что важно при сколиозе. Оговорка: при наличии серьезных проблем с позвоночником надо всегда начинать решение вопроса с консультации врача. Йога и йога-терапию скорее не заменяет, а дополняет медицину, с её возможностями точной диагностики.

ВОПРОС: Йога для колясочников. Подскажите, пожалуйста, или направьте в нужную сторону. Я после травмы позвоночника (перелом в шейном отделе с повреждением спинного мозга) получил инвалидность, в шейном отделе стоит титановый имплант. Очень хочу образ жизни, который показывает йога, но говорят, что без асан и пранаямы это невозможно. С чего мне, спинальнику, начать? Есть ли универсальные лежачие асаны, которые не опасны для шейного отдела и есть ли универсальная и не сложная пранаяма? (от спастики внутри все сжимается и диафрагма не в полную сил работает).

ОТВЕТ: Уверен, что образ жизни и мышления йоги(ов) вполне можно воспринять и без выполнения сложных асан и пранаям. Такой подход обычно называют «Раджа-йога» или «Джняна-йога»: «Королевская йога сознания» или «Йога знания\мудрости». Он заключается во «внутренней» работе над собой. Когда не требует ни акробатики, ни особенного развития дыхательной системы. Собственно, все что Вам нужно, чтобы стать йогом — это научиться медитировать, ведь путь йоги заключается в постепенном овладении контролем над умом.

По йоговской медитации рекомендую почитать:

  • Йога-сутры Патанджали;
  • Хатха-йога Прадипика (автор Сватмарама), выборочно;
  • Йога Васиштха (Довольно объемный текст, но даже чтение 10% дает отличное представление о целях и методологии настоящей йоги, а не того западного фитнеса, что у нас, к сожалению, сейчас повсеместно);
  • Экхарт Толее — "Сила момента СЕЙЧАС «(автор хоть и не йог в классическом смысле, но все его «находки» как раз в русле древней Королевской йоги)

Плюс вообще что почитать по йоге — у нас был материал на эту тему. Это позволит ответить себе на вопрос, необходимо ли освоение сложных поз и дыхательных техник для того, чтобы стать йогом.

По пранаямам — скажу, что многие из них Вы 100% сможете делать. Все, которые не работают слишком активно с дыхательными мышцами. Рекомендую такие безопасные и несложные техники:

  • Уджайи-пранаяма;
  • Анулом-Вилом пранаяма;
  • Нади Шодхана пранаяма;
  • Самавета-пранаяма;
  • Анулома-вилома с Прана шуддхи (чуть более «замороченная» техника)

(Освоение этих техник в полном объеме займет не менее 2-3 месяцев.)

Лежачие асаны тоже есть, начать хотя бы с глубокого освоения Шавасаны (в ней можно использовать любые подушки, пледы и так далее — главное, чтобы было удобно настолько, чтобы «забыть» о теле!) + убедительно рекомендую не остановиться на этом и сразу же начать осваивать Йога-нидру (материалы блога 1 и 2) — это мощный инструмент йоги. опять же, метод не требует физических усилий. все необходимые действия выполняются за счет сознания, т.е. в уме., лежа при этом на спине в удобнейшем положении. йога-нидру в записи можно скачать здесь — и здесь (в исполнении опытного и сертифицированного преп-ля Ильи Журавлёва).

ВОПРОС: Меня интересует практика Сурья-намаскара, а именно момент перехода из позиции 5 в 6 (точнее из Шванасаны (или Парватасаны по ССС) в положение с опорой на 8 точек. В одном из изданий по ССС сказано: «Опустите тело к земле, вначале согнув ноги и коснувшись коленями пола. Согните руки и опустите голову и верхнюю часть туловища ближе к полу. Постарайтесь касаться лбом пола, перемещая голову и туловище вперед. В конце перемещения позвольте груди скользить по полу и опустите подбородок на пол. Наконец слегка приподнимите живот и бедра над полом». Т.е. подобие «простирания». Просмотрев несколько видео, я только в исполнении индийского Мастера нашла нечто похожее. Мне лично нравится это «перетекание из одного положения в другое», но возник вопрос: в итоге получается, мы ложимся на пол и лишь потом приподнимаемся с опорой на 8 точек, или же после движения лбом по полу мы в итоге ставим его на подбородок, что меньше воздействует на поясницу. Или же делать так, как более комфортно? Но, дело в том, что я инструктор йоги (по Сатьянанде) и мне хочется показать другим наиболее приемлемый вариант, т.е. менее травмирующий. В последующих изданиях (в т.ч «Асана, пранаяма, мудра, бандха» на английском) не указано, как лучше переходить из положения 5 в 6. Возможно это означает, что приемлем любой из вариантов, но это подходиn для лично моей практики, а вот как показывать это другим?

ОТВЕТ: Да, вероятнее всего, надо «делать как комфортно». Можно показать ученикам 2 варианта — более силовой (полный) и облегченный (просто «поцеловать пол» по минимальной, короткой, амплитуде, без нюансов со лбом и прочего).

Насчет того, чтобы «наконец слегка приподнять поясницу» — кажется, это указание из тех, что скорее запутывают (без дополнительных пояснений инструктора). В новом издании «Асаны-пранаямы...» таких мест, кажется, стало меньше («юбилейное издание»). Наверное, так: если силы есть — делаем «по полной программе»: плавно скользим вперед, держа лоб и грудину как можно ниже (Вам это нравится, как Вы написали, потому что как раз есть силы так делать). Но это актуально, если руки хорошо развиты и «силы есть». А нет — так все довольно просто: из «собаки», перенеся корпус вперед, опускаемся плавно, как описано у ССС (Свами Сатьянанды Сарасвати) в «Древних тантрических практиках йоги и крии» на 8 точек (ступни, ладони, колени, локти, подбородок и грудина), стараясь коснуться ими пола одновременно... А потом уже скользим вперед в «Собаке мордой вверх» (точнее ее вариацию) и так далее. То есть, как мне кажется, мы по два раза не опускаемся-поднимаемся. А просто опускаемся-скользим вперед одним плавным движением. Это требует сильных рук, и людям, которые пока не готовы, я бы рекомендовал просто опуститься в конечное положение («Аштанга намаскара асана» — «8 точек на полу») без этих «скольжений», по короткой дуге, так сказать. Ведь Сатьянанда-йога, по сути (мое личное мнение) в том, чтобы выполнять позы энергоэффективно, т.е. с минимальным физическим напряжениям и минимальной амплитудой, избегая всех «красивостей», а также вредных для здоровья прыжков и прочего подобного.

А насчет воздействий на поясницу — не уверен, в чем тут нюанс, я не чувствую ее в этой позе. Но по теории, вообще, все сколько-нибудь длительные «зависания» поясницы, кажется, чреваты (такие, как «Собака мордой вверх», планка — «Дандасана» и прочее такое — хотя это спорно), особенно для не очень физически развитых людей, которых на йоге явно большинство. Советовался по поводу «зависаний» (упражнения типа «супермен», дандасана-планка разные варианты, и т.п.) с двумя опытным врачами, и мнения были прямо противоположные, при том, что оба серьезные специалисты. Думается, если с поясницей нет проблем — надо смотреть по ощущениям. Если проблемы есть (или болевые ощущения) — то надо консультироваться с врачом, и по итогам корректировать практику йоги, индивидуально, уже невзирая на общие рекомендации «Асаны-пранямы...» и «Древних тантрических...».

На адрес йога-блога «Хануман» — [email protected] — можно присылать вопросы по практикам йоги. Также, приветствуются конструктивные комментарии на любой материал блога!