Йога для вашей Доши (ч. 1). Практики для Вата-Доши

12 сентябрь 2013, 12:31

Йога для вашей Доши (ч. 1). Практики для Вата-Доши

Для начала, надо немного разобраться в механизме действия йогических техник: оно идет не только на самом плотном, физическом уровне, но и на более тонких: говоря обыденным языком, влияет на нашу энергетику и психику. Поэтому важно не только какие практики (например: Я делаю Триконасану), но и сколько держим (по 15 секунд \ по 3 минуты в каждую сторону), с каким дыханием (поверхностное \ глубокое \ Уджайи \ «не знаю.. а разве это важно?»), и в каком состоянии ума (размышляя о погоде и парижской моде \ вспоминая афоризмы Патанджали \ в режиме «ментальной паузы» и др.). Форма позы — далеко не самое важное в практике йоги!

Воздействие на Доши можно в этой системе поставить где-то в серединке, рядом с воздействием на прану (энергию). Очевидно, что ошибки воздействия на грубое тело ощущаются сразу же (хотя некоторые «йога-мазохисты» это просто игнорируют), а вот ошибки воздействия на Дошу еще надо заметить — и уж лучше раньше, чем позже. Фактически, при разнообразной практике и при неразмеренной жизни и питании, это довольно сложно (поэтому, скажем, и техники пранаямы рекомендуется осваивать под руководством мастера). Так что лучше сразу хорошо разобраться в этом вопросе, и делать практику в гармонии с Дошей.

Практика для Вата-доши

Люди, главным принципом конституции тела которых является Вата-доша, импульсивные и подчас нелогичные. Такая же и их практика йоги: то к одному преподавателю пойдут, то к другому, то занимаются по полдня на выходных, то за целый месяц только одно-два занятия посетят... Если таким людям «напирать» на практику, да еще сделать акцент на силовых элементах, они могут запросто «сломаться», потерять интерес, бросить занятия вообще, либо же в теле могут болезненно проявиться «слабые звенья». Этому типу телесной конституции нужна не тяжелая, но постоянная практика: «праздники» и выходные не должны быть поводом отлынивать от занятий — лучше заниматься понемногу, в расслабленном режиме, но каждый или хотя бы через день.

Вата-доша — «быстрая», поэтому для ее гармонизации практику надо делать медленно. Это конечно не означает, что в каждую позу надо «вплывать» как в замедленной съемке. Но никаких виньяс, прыжковых переходов, силовых выходов «в поте лица своего» и прочей акробатики Вата-доше категорически не рекомендуется. Динамическая практика йоги приводит к дисбалансу повышенной Вата-доши, нервозности и ментальной нестабильности, потере концентрации и ухудшению памяти, ухудшению сна, потере цели, иногда раздражительности и неспособности к целенаправленным действиям (дезориентация, ступор). Вата-доша может делать короткие серии поз, перетекающих одна в другую — но задерживаясь в каждой из них подолгу: то есть, опять же, динамичной такую практику не назовешь. Пожалуй, единственной динамической практикой, рекомендованной Вата-доше, следует назвать Сурья- и Чандра-намаскары, причем выполняемые в медленном ритме, под осознанное замедленное дыхание (можно Полное йоговское или Уджайи).

Человек Вата-доши в практике асан должен двигаться медленно, словно в полусне. Вдумчиво, с вниманием к правильной работе суставов, а не резким «отскоком» переходить из позы в позу. Включать в практику силовые элементы, особенно укрепляющие пресс и Манипура-чакру: это все позы со скручиванием: Триконасана, Ардха Матсьендрасана, Паривритта Джану Сиршасана и т.п. (аккуратно с поясницей и в целом позвоночником!) и силовые (Маюрасана, Шалабхасана среди прочих). Никаких резких движений, особенно в сочетании с прогибами, допускать нельзя (тот же Сурья-намаскар можно делать под глубокое дыхание — а можно даже на задержках дыхания после каждого вдоха или выдоха — медленно, причем не акцентируя прогибы). Практика асан для Ваты должна быть внимательно выверена по симметрии (делать ассиметричные позы на одну и на другую сторону тела!), по нагрузке (не перенапрягаться), и по времени (лучше 1 раз в день утром 1,5 часа, чем 5 раз по 15 минут в режиме ажиотажа, из которых последний раз посреди ночи).

Известный специалист по йога-терапии Дэвид Фроули утверждает, что Вата-доша нуждается в статичных асанах больше других типов конституции — т.к. именно Вата «откладывается» в ободочной и прямой кишке, спине, костях и суставах. Вата-доша — по природе «сухая», поэтому надо быть внимательным в практике, избегая износа суставов (и конечно их травм), а также перенапряжения. Регулярно и без агрессии, на спокойном дыхании и в спокойном модусе сознания прорабатывая в асанах мышцы и суставы, Вата-дошу можно сбалансировать и успокоить. Например, быстрые и силовые прогибы Вата-доше «противопоказаны», а вот нежные, аккуратные прогибы без дискомфорта способны гармонизировать Вату, убирая напряжение и мышечные блоки в спине и плечах.

Из пранаям Вата-доше хорошо делать: Агнисара Дхаути (укрепляет пищеварение и дает силу Манипуре), Уджайи (успокаивает, улучшает газообмен), Бхастрика и Капалабхати — умеренно, для разогрева тела, Нади Шодхана (лучшая пранаяма для Ваты! Успокаивает, «заземляет», очищает, дает силу), Сурья-Бхеда (особенно зимой. Согревающая пранаяма). Из бандх особенно полезно делать Мула-бандху и Маха-бандху (три замка на вдохе или на выдохе, техника делается без напряжения). Из мудр хорошо делать Маха-мудру и Йони (Шанмукхи) Мудру.

Йогу Вата-доши надо все время держать ум под контролем. Посторонние мысли и хаотичное, сбивающее дыхание — худшие враги Вата-доши после неумеренного динамизма. Сложность асан и время их выдержки надо подбирать так, чтобы дыхание не сбивалось, сердце не билось слишком сильно. «Спокойствие, только спокойствие» — вот правило практики для Ваты. Дышать в асанах надо глубоко (где нет скручивания корпуса) и медленно.

Лучшие медитации для Ваты — успокаивающие: Йога-нидра, Тратак, Со-Хам, Брамари, Ом-медитация и т.п. Взяв под контроль ум и эмоции, люди Вата-доши открывают для себя новое измерение и глубину практики, дисбалансы Доши проявляются в йоге гораздо меньше.

Казалось бы, доминирующая Вата-доша — проблема для практикующего йогу. Однако она имеет и свои плюсы: люди с преобладанием Ваты по природе Саттвичны (спокойны и чисты в помыслах), их легко заинтересовать перспективами практики йоги, они быстро «втягиваются». Обычно у них нет проблем с инертностью (как у Капхи) и излишней энергичностью, агрессией в практике (как у Питты), если организм сильно не зашлакован, то освоение практик йоги у Вата-доши идет быстро. Если человек Вата-доши практикует умеренно и регулярно, то, скорее всего, практика йоги принесет хорошие плоды!