Страх смерти страшен не сам по себе, а тем что порождает страх потерь а с ним — привязанности. Привязанности — в теории йоги и буддизма — самая неприятная вещь в мире, фактически это есть — и невежество, и сама смерть (для духа). Привязанность (страх смерти) отражается во множестве граней: привязанность к материальным вещам (жадность, накопительство), к людям (ревность, зависимость от партнера и наоборот стремление обладать, подчинять, «владеть»: «ты — моя навсегда! а ты навсегда мой!»), попытки негармоничной идентификации с более долговечными вещами («я — ученый», «я — писатель», «я болею за Спартак», «я демократ», «я построил бизнес-империю»), и также попытка убежать от личной ответствености за духовное развитие «в детей»: иллюзия перекладывания своих задач на детей («ты — моя кровинушка, сделаешь что я не смог»). В результате своих заблуждений и бесперспективных, неработающих уловок, человек становится бледной тенью того, кем он мог бы быть. В быту он суетлив, в отношениях поверхностен и неискренен, в работе ненадежен и неэффективен, его разбирают неврозы и (как следствие) одолевают болезни (язва, инфаркт, рак — только три из бесчисленного списка болезней, которые вызывает скрытый страх смерти). Построив дом, человек в состоянии страха смерти вечно за него «трясется», портит себе нервы; посадив дерево — поливает его так, что оно сгниет, а вырастив сына — испортит с ним всякие отношения. Печально. Но ведь могло быть и по-другому!
Что же делать?
В древних времен выдающиеся люди осознавали необходимость «проработать» проблему страха смерти. Способов решения несколько, фактически на любой вкус.
Кундалини- и Крия-йога, Раджа-йога (как высшая ступень Хатха-йоги) — все формы интенсивной йогической практики помогают обнаружить что «я не тело», а целый комплекс гораздо более тонких (и долговечных) структур. В состоянии медитации нет страха смерти. В Самадхи нет страха смерти, как нет его и после духовной реализации. Осознав конечную истину йоги «Я есть То» человек понимает, что его тело — чудесный инструмент, данный ему, а не все его существо, и перестает испытывать страх его потери. Многие святые йогины уже при жизни демонстрировали полную неподверженность голоду, боли, страху, искушениям плоти, и могли делать вещи, невозможные в обычном теле.
Джняна-йога. Познание устройства мира, места личности во Вселенной и понимание механизма работы причинно-следственной связи, понимание концепции перерождения помогает ослабить страх смерти. Этот метод сложен тем, что простое интеллектуальное понимание не дает нужного эффекта, требуется полностью «пропитаться» йогической философией, чтобы начать не только говорить и мыслить, но и действовать соответственно. Тогда страх смерти полностью уходит, наступает Просветление. Такой метод рекомендуется интеллектуальным личностям.
Пхова («вход в другое тело»). Йогическая практика медитации системы Дзогчен, в русле буддизма Ваджраяны. В ее ходе человека (не обязательно практикующего йога) эффективно готовят к моменту смерти, когда надо сделать определенные действия медитативного характера, для слияния сознания с божественным. Техника (выполняемая не один, а много раз в течение жизни) дает полное бесстрашие в момент смерти, в результате смерть происходит гармонично, в саттвическом состоянии сознания. Уже при жизни такая техника позволяет значительно ослабить эго, стать более свободными, эффективными, и сострадательными. На деле, распространение такой практики могло бы принести значительную пользу обществу, что постепенно и происходит.
Ребефинг и Холотропное дыхание. Мощные современные (20го века) практики, которые можно смело назвать дружественными йоги. Это техники, использующие т.н. «связанное дыхание», которое в одной из вариаций существует в йоге как Бхастрика-пранаяма и Капалабхати-пранаяма (эти методы были созданы на основе йоговских техник). Они помогают непосредственно пережить состояния выхода из тела, рождения и смерти, и (с помощью квалифицированного терапевта) интегрировать, т.е. проработать эти эмоции. Личность становится более целостной, гармоничной, сильной. Важно практиковать эти методы под руководством специалиста.
Танато-терапия. Еще более «молодой» метод, сформировавшийся в начале 21 века. В ходе специальной подготовки (включающей теорию и практику) студентов (обычно медиков) готовят к переживанию трансперсонального и трансцендентного опыта, контролируемо и безопасно для практикующего до известной степени моделируют процесс умирания тела. Человек переживает глубокую трансформацию (полный курс для преподавателей метода занимает 2 года). Центры Танато-терапии существуют в нескольких городах России.
Тантрические методы. В Индии существует целая школа — Агхора — которая концентрирует наибольшее внимание на проблемах избавления от страха, привязанностей, и в том числе привязанности к телу и страха смерти. Адепты этой школы, агхори (их можно увидеть, например, в г. Варанаси и других местах паломничества) иногда могут ночевать на кладбище, медитировать сидя на трупе, детально визуализировать собственную смерть, часто посещать места кремации, истязать свое тело, и делать другие подобные практики. Стать Агхори — самая колоритная и экстремальная практика избавления от страха смерти.
Пожалуй, самое главное, что может дать избавление от страха смерти — это даже не снятие мышечных зажимов, не счастье в личной жизни, и не повышение эффективности концентрации внимания. Это повышение уровня самоосознания в целом — перемена того, как человек живет свою жизнь. Говорят, что «герой умирает однажды, а трус — много раз». Так и есть: игнорируя реальную проблему — страх смерти — человек уже при жизни слабеет и словно умирает, т.к. он настолько обрастает «панцирем» из привнесенных уродливых поведенческих наслоений, что становится поистине никчемной личностью. Либо же, потеряв цену своей и чужой жизни, может обозлиться и стать фанатиком, смертником — но в любом случае, проживет бездарно. Если же заранее избавиться от этого базового страха, вполне реально «пересмотреть» свою жизнь, «выбрать жизнь» — это словно второй шанс прожить ее по-другому: вполне вероятно, что это будет долгая, счастливая и гармоничная жизнь!