О пище, полезной для йогов

31 январь 2018, 15:51

О пище, полезной для йогов

Термин «Митахара» и вообще рекомендаци по питанию для йогов пришли к нам из средневекового трактата «Хатха Йога Прадипика» («Прояснение хатха-йоги»), написанном примерно XV в. н.э. мудрецом и йогином Сватмарамой. (Подробнее общие сведения о трактате см. в Википедии). Это древнейший и самый авторитетный трактат именно по хатха-йоге, т.е. физической йоге для здоровья и самоосознания.

Самыми информативными по части питания являются шлоки (стихи) с 57 по 63. Здесь вводится сам термин «Митахара» («сладкое питание», сладкое в переносном значении) и утверждается, что тот, кто является Брахмачари («устремлённым к Высшему»), целенаправленно и регулярно занимается йогой, ограничивает развлечения и следует правилам питания, изложенным здесь же, достигнет сверхчеловеческих возможностей (сиддх) в течение ... одного года.

Почему же, можно спросить, мы до сих пор не достигли ни ясновидения, ни способности уменьшаться до размеров молекулы?! Даже, собственно, не все асаны у нас получаются идеально? Предположу, что древняя мудрость «Хатха-йога прадипики» дошла до нас словно через «испорченный» телефон, и многие элементарные правила, озвученные в этом замечательном тексте, мы просто-напросто путаем. Многие правила известны нам (такие, как польза гхи), а другие совсем забыты и игнорируются. Докажу по тексту.

Так, в стихе 58 рекомендуется оставлять 1\4 желудка пустой, и испытывать благодарность при каждом приёме пищи. В действительности, хотя многие молятся перед едой или даже посвящают пищу Высшему, мало кто, как мне кажется, испытывает действительно чувство благодарности за еду. Гармонизирующее ощущение благодарности уступает место ритуалу или вообще забыто. Чтобы испытать благодарность за еду, достаточно вспомнить тот 1 млн. (в среднем) человек, которые умирают каждый год от голода на нашей планете.

В шлоке 59 йогам запрещается есть горькую, кислую, острую, солёную, а также сильно согревающую организм пищу. Курьёзно, ведь эти слова в точности описывают то, что сегодня во всех странах мира называется «индийская кухня»! Далее уточняется, что также не надо потреблять масло, кунжут и горчицу, йогурт, асафетиду и чеснок. За исключением чеснока, на который активно нападают сторонники «ведической» культуры, эти слова также отлично харатеризуют особенности индийской кухни. Без горчичного масла, кунжутного семени, йогурта и асафетиды не проходит ни одна обеденная трапеза в обеспеченном индийском семействе! Не удивительно, что в Индии сегодня так много больных кишечными заболеваниями и ожирением. А мы, в России, почему-о думаем, что индийская кухня — это пища, полезная йогам.

В стихе 60 утверждается, что смешивать разные овощи не полезно. А мы-то верим, что свежий овощной салатик из всего, что купили в отделе зелени — это лучше, что можно предложить своему желудку! Это даже без учёта всех тех нитратов, которыми напичканы современные овощи и которые мы, конечно, забрасываем в свой организм в полной мере, если не обрабатываем эти овощи и зелень термически. Снизить вред «радуги» овощей можно, готовя 1-2 типа овощей на гриле и предпочитая горячие салаты холодным, сдабриваях их натуральными специями, балансирующими Доши (такими, как в том числе чёрный перец горошком).

В стихе 62 утверждается польза таких продуктов, как кристаллический сахар, пшеничная мука и молоко... Шок? Для западных «йогов» — наверняка, т.к. в США и Европе среди занимающихся хатха-йогой в наши модно избегать этих продуктов.

Понятно, что любые рекомендации по питанию, не адаптированные для конкретного человека, с его (её) состоянием здоровья на сегодня, являются скорее информацией для размышления, чем прямым руководством к действию. Тем более, что и молоко в наши дни зачастую «уже не то», и пшеница — генно модифицированная, и в трактате не указаны рекомендованные пропорции продуктов, а также не учтена сезонность, и ещё ряд факторов.

И всё же, стихи древнего трактата по йоге — неплохая и крайне полезная пища для размышлений каждому увлекающемуся йогой! Это начало важного процесса пересмотра полученных знаний, их перепроверки. Не уходим ли мы в сторону от оригинального, настоящего знания йоги, под давлением рекламы коммерческих выгодных, но тяжело перевариваемых вегетарианских продуктов и новомодных новинок?