Антистресс с помощью Нада-йоги

24 январь 2018, 09:09

Антистресс с помощью Нада-йоги

Тот, кто хочет достичь истинного совершенства в Йоге, должен оставить любое мышление позади, и с безраздельным вниманием сосредоточиться на Нада.

(Хатха Йога Прадипика 4.93)

Немного теории

В переводе с санскрита, «Naad» значит: звук, гром, рык, вой и крик, а «Naada» — река, поток, ручей. Объект медитации в Нада-йоге означает что-то среднее, это «поток звука». Для современных учёных уже не тайна, что Вселенная имеет вибрационную, звуковую природу — йоги узнали это в глубокой медитации тысячи лет назад.

Каждый из нас, как и планета Земля, как и Солнце, и другие планеты, и звёзды, «вибрирует» на многих уровнях. Мы излучаем электромагнитное поле, тепло, звуки, «ауру» (сфотографированную камерой Кирлиана). Наше сердце бьётся, лёгкие дышат, всё тело пульсирует, и в том числе «излучает» звуки. Йоги в медитациях открыли звуки чакр, и биджа-мантры (составные звуки) каждой из чакр, помимо основных звуков (таких, как Лам, Вам, и так далее). Все эти поля, от Вселенной до чакры отдельного человека, взаимосвязаны — так, например, мы живём в магнитном поле Земли, и не может существовать без солнечной радиации, в том числе его света и тепла.

С точки зрения философии Йоги, звук — это первичная манифестация Брахмана (божественного начала), первая и самая тонкая. Поэтому работа со звуком глубоко «встроена» в Йогу, с самого начала этой древней практики. Нада — «первичный звук» — символически представлен в символе «ОМ», как точка «бинду» над ним. Бинду означает беззвучное «эхо» мантры ОМ, после её повторения, а также эталонное состояние сознания человека — мистическое «Четвёртое состояние», которое доступно в глубокой медитации — когда сознание полностью пробуждено, а ум погружён в глубокий сон, или «остановлен».

Практическое применение Нада-йоги становится яснее, если учесть, что медитация на звуки — любые, не только «мистические» звуки чакр, и так далее (впрочем, доступные любому человеку в медитации) — самый короткий путь к свободе от стресса. Любая медитация на звук почти моментально успокаивает ум. В обычной жизни мы в основном либо смотрим, либо думаем — восприятие звуковой информации погружает ум в непривычное, особое (изменённое) состояние. В этом состоянии нет места стрессу — конечно, если звуки гармоничны. В наши дни немало исследований, подтверждающих то звук структурирует молекулы воды. А тело человека состоит на 70% из воды. Таким образом, практики Нада-йоги воздействуют на всё тело, на уровне тканей, в т.ч. мышц, на информационно-молекулярном уровне, и конечно на уровне энергии (чакры — энергетические узлы, и нади, энергетические каналы) и ума. Как музыка Моцарта гармонизирует структуру молекулы воды, так же и Нада-йога «структурирует» тело гармоничным образом. Она как бы закладывает гармоничную информацию в тело на причинном («кармическом») уровне. Так же, как выбирая друзей и коллег, мы «выбираем» своё будущее.

Как и создавать привычки, заниматься Нада-йогой надо регулярно, хотя бы по 10-15 минут в день. Постепенно, вы сможете услышать 4 типа звуков, доступных человеческому уху и уму:

  • Вайкхари — слышимые ухом звуки, такие как музыка и человеческая речь.
  • Мадьяма — «между», это ментальный звук, который можно услышать перед тем, как вы что-то говорите, как это предшествующее слову «эхо» в уме. Это мысленное произнесение ещё не сказанного слова. Можно ощутить, как при произнесении этого «слова» в уме, как бы «вхолостую» работает наш речевой аппарат, напрягаются мышцы, отвечающие за речь, немного меняется дыхание. Всё тело словно заминает. Такой тип речи можно заметить и у животных — например, собака, когда «произносит» этот ментальный звук, предшествующий лаю, напрягается (в том числе, шея , лапы), может присесть, поднять хвост, посмотреть вверх и т.п.
  • Пашьянти («визуальный» звук) — мысль, предшествующая мысленному произнесению ещё не произнесённого слова. Когда звучит этот звук, тело ещё не реагирует на будущее слово или звук. Это действительно ментальный, чисто ментальный звук — «мысль о слове», ещё не облёкшаяся в слова, но имеющая свой звук (или, как практикуют в Свара-йоге, цвет!).
  • Пара — «ещё выше» — намерение произнести то или иное слово, или вообще намерение высказаться. Это едва заметный импульс, который пробегает в уме, когда мы принимаем решение что-то сказать. На этом этапе ум ещё может отменить произнесение слова более поздним решением. «Пара»-звук в уме имеет свои яркие характеристики, которые можно увидеть в медитации как звук или цвет. Этот цвет может быть даже ярче, чем на уровне «Пашьянти», когда намерение уже начало облекаться в мысли (а затем облечётся и в слова!). Для наблюдения уровня «пара» нужно очень сконцентрироваться. Это настоящая медитация — и, собственно, это и является нашей целью! Когда ум медитирует, он расслабляется, выпускает «пар» негативных эмоций или сильных желаний, «детоксифицируется» от стресса.

Практика

1 уровень: садимся в любую удобную для сидения медитативную позу йогу, например, Сукхасану («Удобную позу») скрестив ноги «по-турецки». Слушаем звуки, окружающие нас: например, звуки с улицы. Чтобы заниматься было приятней, можно ещё и приятную музыку поставить, её «звук» тоже наблюдаем. Не исключаем, не отсекаем как «неинтересный» или «неприятный» ни один звук. Не оценивает звуки, просто слушаем. Вслушиваемся.

2 уровень: наблюдаем своё нормальное, естественное дыхание, стараясь слышать его призвук — звук течение воздуха через ноздри. Задание — услышать, как именно отличается звук вдоха от звука выдоха.

3 уровень: повторяем любую мантру по выбору, вслух.

4 уровень: повторяем ту же мантру (например, тот же «Ом») шёпотом.

5 уровень: повторяем мантру мысленно.

6 уровень: повторяем мантру мысленно, стараясь делать это «тихо». Слова, и мантры, можно произносить мысленно крича или мысленным шёпотом. Например, недовольный водитель, когда его подрезают, может мысленно «кричать»: «Придурок, где ты купил права?» А наблюдая красивый цветок, человек может очень «тихо» подумать: «Ого, красиво». Сравните эти два типа ментальной «речи».

7 уровень. Повторяем любые слова, можно взять книгу (например, по йоге!) и читаем про себя, прислушиваясь к «звучанию» слов в уме.

8 уровень: повторяем любую аффирмацию или мантру (лучше понятную по смыслу, например, ОМ Шанти), медленно. Между произнесением мантры вслух, прислушиваемся к «ментальному произнесению» мантры, предшествующему звуку. Так мы выходит на уровень «Мадхьяма». В дальнейшем, можно натренироваться слышать и «Пашьянти», и даже «пара»- звук.

9 уровень: собственно, практика Нада-йоги. Садимся на колени (Ваджрасана), подложив под промежность свёрнутый в рулон йога-мат. Практикуем Брамари-пранаяму не менее 10 минут. При этом, в комнате должно быть очень тихо, поэтому лучше всего делать эту практику глубокой ночью, или в деревне. Завершив Брамари, слушаем «призвук» или «послевкусие», «отголосок», «ментальное эхо» только что закончившейся практики В УМЕ. (Выйдем на уровень Мадьяма или Пашьянти).

10 уровень: адепты практики Нада-йоги могут сразу начинать «вслушиваться» в ментальный звук, без «разгона» пранаямой. Однако большинству людей нужно сначала «разогреться» повторением мантры или такой пранаямой, как Брамари или Уджайи.

Практика Нада-йоги может показаться сложной только если гнаться за быстрым результатом, или ожидать каких-то мощных «психоделических эффектов», «духовных переживаний» в первые же дни занятий. Помним, что цель этих практик — расслабление тела, анти-стресс, спокойствие ума. А этого можно добиться уже на первом же занятии! Ум просто не способен «пережёвывать» свои привычные мысли или наши житейские проблемы (теряя много энергии, нужной нам для реального решения проблем!) в то время, как вы медитируете, если пусть даже пытаетесь медитировать, на звуки!

Дополнительно: