Агрессия в йоге: двигатель или разрушитель?

23 март 2015, 09:11

Агрессия в йоге: двигатель или разрушитель?

Агрессия — двигатель йоги, ...

  • Когда в воскресенье утром вам лень хотя бы для начала встать на коврик — представьте, какой рохлей вы будете, если перестанете заниматься вообще, и вставайте;
  • Когда подруга зовет вместо йоги «в кафешечку» на пару капучино с тортиком (а у вас и так лишний вес, между нами говоря) — представьте лишние килограммы на животе и бочках — и упорно идите на йогу, неважно что одна;
  • Когда вам «честно сказать» уже давно не нравится то, что вам дает на йоге преподаватель, «вроде симпатичный, но скучный» — уходите и больше не приходите, преподавателей и стилей йоги сейчас — море;
  • Когда вам упорно дают одни и те же наскучившие асаны, которые не вызывают никакого отклика — смело идите на какой-нибудь «воскресный интенсив», «перезагрузку», Кундалини-йогу или даже на выездной ретрит: быть йогом — значит чувствовать свое тело и меняться, адаптируя практику. Вполне возможно, что перемены нужны именно вам, а не остальным 15 людям в зале и самому преподавателю. Отвечайте и решайте за себя!
  • Когда на вас в прямом смысле «давят» на йоге — отмахнитесь, он больше не подойдет!) Не давайте себя слишком агрессивно «править» руками (а также ногами и особенно — всем телом!) — это чревато серьезными травмами. В йогу это мутное подводное течение пришло из клубного фитнеса, где оно уместно.
  • Когда вам «скучно и грустно» что вы уже давно-давно ничего не читали по йоге — отбросьте газету, выключите программу новостей (в них все то же самое из века в век!), и используйте эти полчаса для чтения настоящей бумажной книги. Если вы читаете быстро, можно за месяц таким манером «поглощать» по 1 толстой книге. Литература по йоге, конечно, не даст сводку новостей с миротворческого фронта, и не сообщит курс доллара и евро, но зато не оставит вас прозябать в неведении о том, что вам по-настоящему важно.
  • Если вы занялись медитацией — и вот вам почему-то стало скучно, сил нет. Вставайте! Все равно в сонный разум медитация не идет: взбодритесь 3-6 кругами Сурья-намаскара. В тяжелом случае — примите душ, а уж потом Сурья-намаскар. Трудоемкие позы йоги, такие как Бака Дхьянасана («Поза терпеливого аиста», ее еще часто называют Бакасаной, хотя это другая поза, с поднятой вверх ногой — как аист), Навасана («Поза лодки»), Дандасана («Посох» или «планка»), стойки на плечах и голове: Сарвангасана, Сиршасана — дают быстрый прилив адреналина и позволяют быстро освежить голову. Не забывайте о контр-позах и короткой релаксации после таких интенсивных поз.

Агрессия — разрушитель, ...

  • Когда вы делаете статичную позу йоги. В асане надо РАССЛАБЛЯТЬСЯ — злость и напор тут неуместны. В каждой асане используйте минимум мышц — «выключайте» те из них, которые можно не использовать. Расслабляйте все тело, насколько возможно. Показатель правильной работы в асане — постепенно замедление ритма дыхания и сердцебиения. Если происходит обратное — вы уклонились от цели йоги.
  • Когда вы отдыхаете в короткой (между упражнениями) или длинной (финальной) Шавасане. Всеми силами и методами научитесь отпускать цели и оценки во время Шавасаны. Не стоит «просматривать», вспоминать, как сделали (или, тем более, не сделали, «провалили») какую-то позу. Также не стоит думать о планах на день. И ближайшем приеме пищи! Любая «флуктуация мыслеобразования» (по Патанджали), любое «трение шестеренок» в уме — добавит вашему телу и уму жесткости, а не расслабления. Научитесь быстро «обмякать» всем телом, и потом также — «выключать ум». Обычному человеку для этого надо 30-60 минут, но вы же — йог! Стремитесь к 1-2 секундам. Такой навык пригодится и на йоге, и на работе (чтобы делать перерывы), да и засыпать ночью будете моментально.
  • В наклонах. У некоторых людей «поклоны» вызывают подсознательную реакцию — ступор, жесткость. Не переживайте, вы же не «царю-батюшке» кланяетесь, как холоп — а гнете позвоночник! Откуда же такая жесткость в спине? Выполнять наклоны (Пасчимоттанасана, Пада Хастасана, Бакасана) с прямой «как палка» спиной — короткий и верный путь к грыже позвоночника и другим травмам. Только расслабленная спина в наклонах. Поймите правильно — спина у сильно продвинутых практикующих _может_ быть прямой в конечном положении во всех указанных и других позах — но на это требуются годы, иногда десятилетия практики — это мало актуально начинающим.
  • Когда вы медитируете, и пытаетесь избавиться от мыслей, расчистить пространство в уме от ментального мусора. Мало кто может остановиться поток мыслеобразования волевым усилием — тем более, надолго. Гораздо проще позволить мыслям появляться, просто быть наготове, и наблюдать этот процесс «от и до», отстраниться от мыслей. Они будут появляться, находить вас незаинтересованным — и растворяться без следа. Медитировать — не значит не думать вообще, это значит — не вовлекаться в мысли, не идти у них в поводу. Агрессия тут неуместна! Любая вспышка недовольства «вот, я опять подумала! Ничего не получается!» — будет активизировать мысли, что вам совсем не нужно.
  • Когда вы делаете разминку в начале занятия — когда вы разогреваете тело в начале занятия, это значит, что вы еще не разогреты, поэтому надо действовать очень нежно и мягко. Делать разминку жестко, агрессивно — значит просто не понимать, что и зачем ты делаешь! Максимально «выкладывать» можно уже в самом конце занятия, когда тело максимально разогрето — именно поэтому (а не чтобы вы потом «упали» в Шавасану, и всё) самые сложные позы опытный преподаватель всегда «приберегает» напоследок.
  • Когда вы выполняете «растяжки» — асаны на вытяжение (такие как Пасчимоттанасана, Джану Сиршасана, Хануманасана) — физиология нашего тела такова, что тянуться может только расслабленная мышца. И чем больше она расслаблена, тем лучше тянется. Поэтому во всех поза на вытяжение агрессия неуместна. Пусть ваша воля к победе, желание углубить асану проявляется, но не явно, а умнО — в контроле над мышцами, и их осознанном расслаблении. В любой растяжке «мешают» не жесткие сухожилия, не «деревянные» колени или что-то еще — всегда мешают только напряженные мышцы. Не верите — ощупайте все тело в асане, которая у вас получается хуже всего, и убедитесь — в теле много жесткости, напряжения. Попытка «взять» любую асану на вытяжение, растяжку «нахрапом», агрессивно — чревата повреждением тканей.
  • На скрутках — тем более не нужна агрессия. В любой скрутке спина должна быть максимально расслаблена. Если это не так — вы где-то допустили ошибку. Руки (например, в Ардха Матсьендрасане) работают лишь на поддержание веса корпуса, на поддержание позы — но не на _углубление_ позы, вот в чем обычно самая опасная ошибка в скрутке. Досадно, что чаще всего ее допускают практикующие с сильными руками — т.е. обычно мужчины.
  • В динамических упражнениях и комплексах. В динамике очень легко «соскользнуть» в агрессию, т.е. неосознанное, грубое движение. Тем более надо этого избегать! В разминках (например, Шакти-бандхасанах), в динамических асанах (таких, как Друта Халасана, Тирияка Бхуджангасана и др.) и, конечно, Сурья-намаскаре — всеми силами избегайте «спортивной злости», это будет работать не на вас! Вначале может показаться, что «через злость» динамику делать легче (да и силовые позы выполнять), но потом — уже завтра наутро! — тело скажет вам «фе», отреагировав болью. Динамика, которая на следующий день дает боль в мышцах — отличный показатель, что вы ушли в физкультуру и растите мышцы, а не осознанность. В мышцах, которые растут, вырабатывается молочная кислота, которая (проще говоря) «дружит» с адреналином. Цель йоги — снизить уровень адреналина в организме (поэтому, кстати, и вегетарианство эффективно) — а не повысить. Если вы будете делать динамику в состоянии «кипит наш разум возмущенный» — с занятия выйдете в «ветром» в голове, и постепенно начнете копить мышечную массу и агрессивно реагировать на окружающих. Сурья-намаскар и другая динамика выполняется на минимальном мышечном усилии. Не верите? Попробуйте сделать 54 или (если вы уже давно занимаетесь) 108 кругов — под конец вы неизбежно будете делать расслабленно, «экономя» мышечное напряжение — именно так тело в йоге приобретает гибкость, легкость, и здоровье. Иногда начинающим кажется, что сила и скорость — значит жесткость. Вовсе нет! Попробуйте помахать вверх-вниз жесткой, сложенной «лопаточкой» ладонью... Теперь расслабленной — быстрее, верно? Так же и выполнение «динамики» йоги, лучше, безопасней, легче — с мягким, расслабленным, «отпущенным» телом. Особое внимание в динамике стоит обратить на расслабление лица и шеи, плеч, и живота. Вы можете заметить, что если лицо, шея и плечи расслаблены, из асаны уходит угловатость, жесткость, и «злость» уходит из ума, становится гораздо спокойнее «внутри».