Дхарана и Бхавана — два «секрета» йоги

31 январь 2016, 08:59

Дхарана и Бхавана — два «секрета» йоги

ДХАРАНА

Считается, что практика йоги должна начинаться с изучения и принятия морально-этических правил: Ямы и Ниямы. Но на мой взгляд, на этот вопрос можно взглянуть и по-другому: практика йоги начинает приносить плоды и действительно ощущаться как успешная, только когда человек приступает к Дхаране и получает хотя бы ее первые проблески. Появляется контроль над умом и эмоциями, и даже своей «личностью». А там и до естественного следования Яме и Нияме недолго! Как бы то ни было, в нашу эпоху достичь успеха в Дхаране и Бхаване гораздо легче, чем — находясь в социуме! — следовать довольно суровому кодексу Ямы и Ниямы.

Многие Дхараны (112 разных!) описаны в широко доступном (в т.ч. на русском языке), достоверном, и известном серьёзным йогам трактате «Виджняна Бхайрава Тантра» (ВБТ).

Примеры Дхаран:

  1. Дхарана на кончике носа (Насикагра-дришти \ Агочари-мудра);
  2. Дхарана на точке межбровья (Шамбхави-мудра) — например, 12я Дхарана ВБТ ;
  3. Дхарана на процессе дыхания (Анулом-вилом с Прана-Шуддхи): 1-4 Дхараны ВБТ, в том числе;
  4. Дхарана на чакрах (Сурья-намаскар с концентрацией по чакрам в каждой асане цикла);
  5. Дхарана на одной чакре (Мулабандха, Чакра-Шуддхи);
  6. Дхараны, использующие особые мудры и энергетические практики. Например, 12-я Дхарана ВБТ,
  7. Дхараны с мантрами (например, 15-я Дхарана ВБТ),

и др.

Для успеха в медитации, вам не надо делать все эти упражнения, достаточно какое-то одно, или несколько самых «любимых»! Каждое из этих упражнений занимает начиная всего от 5 минут в день, и может с успехом быть освоено любым человеком без особых ограничений. Концентрация приходит с опытом, а опыт — в результате банального повторения упражнений. Таким образом, практика Дхараны — очень «честная», а результат — прогнозируемый.

Дхарана на дыхании широко известна — и, к стати, применяется как составная техника во многих пранаямах. Важно лишь помнить, что Дхарана — это не просто «отслеживание» или «внимание» на дыхание, в данном случае. Должно быть безраздельное, полное «погружение» в процесс дыхания! Начинать осваивать Дхарану на дыхании разумнее всего с простого наблюдения за процессом естественного, не специального дыхания. Со временем тонкость восприятия возрастет, и кроме «вдох... выдох» вы начнете замечать и «видеть» много чего еще, дыхание «раскроется» и станет гораздо более интересным и вдохновляющим процессом, чем раньше можно было вообразить.

Если наблюдая свое (естественное или же специальное) дыхание, вы «забыли обо всем на свете»: в том числе, в какой позе вы сидите, как вас зовут, ваши планы на день и т.п. — и такой момент длится — то это Дхарана. Таким образом, Дхарана несовместима с «правками» позы, суетностью ума и спутанностью сознания. Дискомфорт во время Дхараны не ощущается, даже если поза дико неудобна, и посторонние звуки не беспокоят, их не слышно, т.к. сознание их отфильтровывает, отбрасывает. Но самое главное — процесс Дхараны «отфильтровывает» сами мысли, и ум становится чистым, буквально «прозрачным». Помимо йогических целей, такое состояние содержит гиганстский терапевтический эффект. Но в начале, реакция ума может быть обратной: вместо желанного покоя, сразу за Дхараной «всплывают» травматические воспоминания прошлого, такие как давние обиды, какие-то ошибки, которые вы совершили в далеком прошлом, и т.п. Если такие неприятные открытия\воспоминания просто наблюдать, не вовлекаясь, и мимолетные эмоции пройдут: «карма сожжена», а точнее — интегрирована.

Помимо простых — как на дыхании, на кончике носа и т.п. — бывают и очень необычные — даже вернее сказать, экзотические — дхараны:

Например, из текста ВБТ известна Дхарана, в которой нужно представить, что твои пять чувств — это разноцветные круги, «как на пере павлина» — «поместив» сигналы от соответствующих органов чувств отделно от себя, «в кружочке» или «на экране». Многие другие Дхараны этого трактата столь же необычны, это далеко не медитация на точке посреди белого листа! Что для вас эффективнее — покажет лишь опыт. Но зачастую подключение воображения и чувств окупается сполна.

Известны и шокирующие типы концентрации: такие, как дхарана на медленном протыкании своей плоти иглой (!) - медитация № 91 из «Виджняна Бхайравы», или дхарана на процессе соития (коллектив магазина и блога «Хануман» не несет ответственности за последствия и моральный ущерб!).

Трудности в Дхаранах типичны и были описаны йогами столетия назад:

Самшая — «сомнения»: начав делать какую-то технику, и не получив быстрого результата, можно усомниться и «соскочить» на другую, уничтожив тем самым достигнутый прогресс;

Аласья — «лень»: довольно очевидное препятствие: надо не лениться, и заниматься регулярно, и побольше;

Нидра — «сонливость»: при достижении первых уровней медитации, утомленная стрессом психика среднего человека часто включает «запасной клапан», и человек моментально засыпает. Так можно происходить не раз. Понятно, что проникновения в глубины медитации при этом не происходит;

Бхая — «страх»: страх — естественная реакция на остановку мыслей, на достижение Дхараны, и с этим вряд ли можно что-то специально поделать, но с практикой страх уходит, т.к. человек замечает, что ничего дурного не происходит;

Доша — «болезнь»: Дхарана может пробуждать, обостряться скрытые и необследованные заболевания, а также вызывать эффекты простуды, понос и др., которые, если не прекращать регулярную практику, проходят: а если «сорваться» — будет «откат», последующим повторным прохождением периода «чистки».

Любая Дхарана приводит к:

  • предварительным («Анандам» («Ананда») — ощущение блаженства, которое сохраняется и некоторое время после завершения практик — иногда долгое время: дни)
  • и действительным результатам (следующие за Дхараной уровни концентрации: Дхьяна и Самадхи).

То, что стоит помнить при этом — если вы не получили явных результатов сразу, при первом же искреннем опыте такой практики, или даже по прошествии нескольких недель ежедневных тренировок ума — расстраиваться и тем более отчаиваться не надо. Вряд ли есть люди, «не способные» к концентрации! Просто некоторым легче, а другим тяжелее это делать.

БХАВАНА

Если Дхарана — это техника, устанавливающая контроль над умом, интеллектом — то Бхавана это контроль над чувствами, эмоциями. Дхарана — это пробуждение ума, Бхавана — пробуждение сердца. Само слово «бхава» или «бхавана» означает «сильные эмоции». Применительно к йоге, это значит — особое состояние, вдохновение, внутренняя позиция, тончайшая эмоция.

Кстати, Бхавана — в смысле «внутреннее ощущение, переживание» — например, чувство чистой любви к Гуру, эмоция гнева или другое ощущение — может быть объектом Дхараны. В то же время, когда вы достигаете успехов в Дхаране, состояние Дхараны в каком-то смысле становится вашей бхавой, Бхаваной — вашим внутренним мироощущением, позицией. Это ощущение гармонии, покоя и радости («Саттва», «Ананда», «Сат-Чит-Ананда»).

Использование Бхаваны — тантрическая практика. Это значит, что для целей медитации могут быть использованы не только «хорошие» и «положительные» эмоции, а вообще любые, и чем сильнее, тем лучше. Любая эмоция — это Шакти, т.е. чистая энергия, родственная энергии Кундалини. Поэтому тут нет места для морали и этики. Только надо помнить: медитация всегда у нас внутри, и ни одна практика йоги не призывает использовать других людей для получения сильных эмоций.

Практика Бхаваны может заключаться в:

  • Cоздании у себя сильного положительного желания заниматься йогой, расти — в этом смысле, она родственна техникам Бхакти-йоги. Если вас привлекает мантра-йога, бхаджаны, проведение ведических церемоний — это хороший способ «подзарядки» своей бхаваны. Надо лишь помнить, что создание у себя эмоции — не самоцель, а лишь часть метода, т.к. любые эмоции приходят и уходят. Важно именно научиться их контролировать!
  • Другое направление Бхаваны — это чистое наблюдение над уже возникшей, вызванной «жизнью» эмоцией. (Дхараны 37-49 ВБТ). Например, «Виджняна Бхайрава Тантра» приводит такую технику: «Будучи разгневанной, ляг, словно мертвая; останься так (неподвижно)» — тут, как говорится, комментарии излишни, и надо только делать технику с полным вниманием (и в подходящих условиях, т.е. дома).

Ограничения и противопоказания:

Практикуя Дхарану и Бхавану, даже начинающий йоги\йогиня наверняка получит только положительные результаты, и никаких специальных «противопоказаний» и ограничений по здоровью тут нет. А кроме того, травмы себе нанести невозможно: если, конечно, вы не будете сидеть в Дхаране по 10 часов в день на пятках или скрестив ноги). Если в Дхаране ноги затекли — значит, вы не в Дхаране!) Между подходами медитации имеет смысл походить, размяться, сделать несколько кругов Сурья-намаскара, или полежать в Шавасане.

Но стоит сказать и о другом. Успех в некоторых Дхаранах может прийти неожиданно быстро, и вызвать непривычно сильные эмоциональные переживания и то, что называется «измененным состоянием сознания». Поэтому эти — как и любые другие медитативные — техники убедительно не рекомендуются людям с больной или неустойчивой психикой.