Мантра-йога для «чайников»: как начать заниматься

Мантра-йога для «чайников»: как начать заниматься

Мантра-йога — использование мантр — довольно сильно мистифицированная йогическая дисциплина. Дело в том, что чисто йогические (полезные для самопознания) эффекты мантр часто путают с кармическими (вредными для самопознания). И те, и другие эффекты берут начало в Ведах, а если точнее — все возможные эффекты, которые можно получить от мантр, описаны в Ригведе, в том числе Маран-карма (убийство с помощью мантры).

Известный специалист по Джйотиш, Айюрведе и Йоге — Хариш Джохари (ныне покойный индийский Мастер) — описывает эти «кармы» (т.е. типы действия) мантр в свой очень полезной книге по техникам йоги «Инструменты для Тантры» (Глава 3).

Чтобы сразу закрыть этот любопытный вопрос, перечислю действия («кармы»), которые при известной подготовленности можно достичь разными мантрами, их всего 10:

  1. Душевный покой («Шанти-карма»);
  2. Обездвиживание существа или предмета;
  3. «Приворот», притяжение — женщины, мужчины, или животного;
  4. Нарушение умственного равновесия (другого);
  5. Порабощение, лишение воли;
  6. «Зов» — привлечение человека, живущего вдалеке;
  7. Контроль за поведением другого человека;
  8. Вызывание гнева, ревности, жестокости — поссорить двух людей;
  9. Убийство («Маран-карма»);
  10. Привлечение богатства, славы, положения, власти и т.п.

Как мы видим, среди таких тантрических (или «ведических» — из песни слова не выкинешь) целей, какие занимают большую часть приведенного выше списка, мы находим лишь одно «мирное» и бескорыстное применение, согласующееся с «Ямой» и «Ниямой» (правилами поведения йогой), в том числе главной «Ямой» — Ахимсой, заповедью ненасилия.

Тантра дает и более детальное описание Шанти-кармы, или мирного действия «хороших» мантр:

  1. Мантры, поясняющие Истину;
  2. Мантры, дающие совет;
  3. Мантры, способствующие достижению определенных медитативных состояний;
  4. Исцеляющие мантры.

В практике йоги наиболее важны обычно мантры третьей категории из этого списка — мантры, создающие особые состояния. Они же обычно используются для тренировки, очищения ума.

Но довольно теории, как же применять мантры? Как делать джапу? В общих чертах мы уже говорили об этом в блоге. Поэтому предположим, что вы уже выбрали себе одну или несколько мантр для практики, и перейдем сразу к делу.

Применение мантр:

  1. Во время удержания асан — повторяйте мантру. Это всегда беспроигрышный вариант, т.к. во время занятия в ум лезут посторонние мысли — а с помощью мантры вы ум от них освобождаете. Это немедленно дает прирост бодрости, энергии, силы. Техники осваиваются с боле ясной головой. Собственно, термин мантра так и переводится — «инструмент для очищения ума [от мыслей]».
  2. Можно синхронизировать мантру с дыханием (делая асаны или не делая): повторяя (короткую) мантру и на вдохе, и на выдохе, или (если мантра длиннее комфортного вдоха и выдоха, например Гаятри-мантра) — половину на вдохе, половину на выдохе. Минус этого метода в том, что если в асане у вас начинает учащаться дыхание — а такое возможно, если асана — силовая — то мантра начнет «спешить», вы начнете ее «комкать» мысленно, это не очень хорошо. Вообще, из асан йоги наиболее перспективны для работы с умом те, в которых можно постепенно замедлить дыхание, а не «тренировочные» (по А. Сидерскому), гимнастические асаны. В случае, если длинная мантра не «укладывается» в дыхание комфортно, или вы чувствуете, что ритм дыхание нестабилен, и с этим ничего не поделаешь — просто используйте другую, короткую мантру. Ей проще «масштабировать» любую продолжительность дыхания (Ом, Ом, Ом... или Рам, Рам, Рам.. или Со-Хам, Со-Хам, Со-хам и т.п.). Пробуйте, экспериментируйте. В любом случае, добавление мантры благоприятно, т.к. заслоняет все другие мысли, не дает им завладеть вашим вниманием. Обычно внимание комфортно распределяется между выполнением позы и мантрой; а если поза статична — то мантра полностью заполняет ум. Вот тут вспомните слова индийского святого о том, чтобы проследить источник мантры, он находится даже глубже, чем ум.
  3. Короткие мантры отлично «ложатся» на пранаяму. Как уже было сказано выше, короткие мантры идеальны, когда дыхание меняется по длине. В пранаямах зачастую важно не удерживать дыхание, а наоборот, поставить комфортную длину дыхания в качестве ориентира. В этой ситуации, необходимо использовать короткую мантру, т.к. длинная 100% не «ляжет» на дыхание комфортно. Если вы используете длинную мантру — вы невольно будете подстраивать дыхание под нее, а это чаще всего нежелательно. Короткую мантру вы просто повторяете, пока продолжается комфортный вдох или выдох, не больше и не меньше. Это может потребовать некоторого освоения. Поэтому сначала научитесь выбранной пранаяме (да и другой технике) отдельно, а потом уже подключайте мантру.
  4. Повторять мантру можно отдельно от других практик. Это, действительно, замечательный, простой метод быстро успокоить ум. Скажем, у вас на работе произошла стрессовая ситуация, и вот — обеденный перерыв. У вас есть выбор — пойти «заесть» обиду, пойти в спортзал побить грушу или потягать железные блины, потом переодеться — и обратно за стол. Или ... посвятить 5, 10 или 30 минут мантре — а уж потом, в спокойном настроении, пойти позаниматься или покушать. Повторение мантры утром (конечно, если вы не очень сонливы) настраивает на спокойный, конструктивный лад. Повторение вечером, перед сном — позволяет быстро, без тревожных мыслей, заснуть, за счет чего повышается качество сна. Ели вам снятся плохие сны, 5-10 минут мантры перед сном — просто чудодейственное лекарство. Понятно, что приведено среднее время. Мастер может достичь значительных изменений в сознании, повторив мантру даже 1 раз, а кому-то понадобится час или полтора. Также, при долгом повторении, можно добиться более заметного «Шанти»-эффекта («Шанти-кармы»). По моему опыту, идеально повторение мантры в течение часа. При этом, если вам очень хочется спать, то делать практику, превозмогая сон, совершенно бесполезно, и даже вредно — так можно совершенно отбить себе охоту заниматься! Ни одна медитация не должна быть «обязаловкой», обязанностью: если совсем не хочется — не занимайтесь, завтра почитаете в два раза больше. В то же время, именно регулярность обеспечивает стабильный прогресс.
  5. Можно повторять мантру ПРЯМО во время разворачивания стрессовой ситуации. Скажем, если начальник вас отчитывает, или вы просто должны присутствовать на скучном заседании, не требующем активного участия вашего мозга — вы просто сидите и слушаете — это идеальные условия для начитки мантры! В жизни современного человека чаще всего возникают именно такие ситуации — пассивного страдания. Их легко обернуть светлой стороной с помощью мантры.
  6. Мантра для тотальной релаксации (и самоисцеления) — мантра «ОМ», она же «АУМ». Пропевайте «А-а-а-У-у-у-М-м-м» или «А-а-а-О-о-о-У-у-у-М-м-м» как можно громче (если позволяет ситуация), ниже по тону (зычнее) и медленнее, тщательно «спаивая», «склеивая» звуки А, (О), У и М между собой в один непрерывный звук, в котором четко не различаются переходы между буквами. Для такой практики надо отвести не менее 5, а лучше 15-30 минут, т.к. просто повторить «ОМ» 1 или 3 раза большинству людей практически ничего не дает.
  7. Мантру можно слушать пассивно. Дело в том, что в уме вы невольно будете мысленно «подпевать», за счет чего отчасти придет тот же самый эффект — ум очищается от посторонних мыслей. Многие люди рисуют, чертят, убираются по дому, готовят еду, поднимают тяжести, бегают на беговой дорожке, ухаживают за детьми и выполняют всевозможную другую работу — напевая себе под нос всякую чепуху. Лучше петь мантру.
  8. Наконец, хочется сказать пару слов про мастерский уровень в йогической практике мантр — медитации на мантру.

Один из величайших индийских святых 20го века, Шри Рамана Махарши, касается в беседах с посетителями вопроса именно ЙОГИЧЕСКОГО использования мантры, при этом, на мой взгляд, раскрывая суть проблемы медитации на мантру (или, скорее, с помощью мантры) полностью. Эти беседы были изданы, в том числе, книгой «Будь тем, кто ты есть» («Be as you are»), имеющей русский перевод (см. Главу 11). Владеющим английским языком советую ознакомиться с оригиналом, тем более, что отрывок по теме мантр (джапы) — совсем короткий.

Цель повторения мантр Шри Р. Махарши описывает в тех же терминах, в каких Патанджали в Йога-сутрах описывает медитацию: «Джапа — означает удерживать одну мысль, исключая все остальные. Это — цель джапы. Это приводит к Дхьяне, которая заканчивается Самореализацией, или Джняной». И не это не удивительно, т.к. мантра-йога — это и есть форма медитации, причем одна из наиболее доступных для западного человека, и при этом эффективных и приятных форм.

.Если описать коротко, то Ш.Р. Махарши предлагает сосредотачивать внимание на источнике звучания мантры. Такой совет приводит — говоря языком современным, практически, «перепостит» в своей книге! — и признанный как в Индии, так и на Западе мастер конца 20 века, Х. Джохари, со ссылкой на Р. Махарши, что еще раз подтверждает: совет этот — далеко не праздный, и вовсе не устаревший в наши дни.

Как же это понять — фиксировать внимание на источнике мантры? Тут стоит упомянуть, что схема источников и вытекающих из них следствий, которая являлась данностью для Шри Раманы — отличатся от понятия, что ум находится в мозгу, а мозг — в теле. По утверждению Р. Махарши, тело с его мозгом находится в уме. Если сформулировать более понятно — тело осознается с помощью ума, поэтому оно как бы «вытекает» из ума. Ум не всегда наблюдает тело, поэтому с этой точки зрения, тело — более поверхностный слой личности, чем ум. Но что-то (внимание, или Сознание) — наблюдает и ум. Все это кажется чистой теорией, пока мы не поставили себе задачу реализовать мантру, т.е. проще говоря, получить от нее реальную пользу. Вот тут оказывается весьма полезным немного разобраться в этих построениях, иначе мантра-йога рискует обернуться просто колоссальной потерей времени. При этом, стоит заранее отметить про себя, что в практике йоги (а не в колдовстве) мантры не должны, и не будут увеличивать благосостояние, привлекательность или устрашать врагов! Единственная цель, которую преследует и достигает мантра-джапа — это медитация, Самопознание само по себе — цель поистине стоящая и благородная.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?