Сушумна и практики для ее пробуждения

24 ноябрь 2014, 06:32

Сушумна и практики для ее пробуждения

Не будем говорить о сложных психотехниках по пробуждению Сушумны за счет силы воли или яркой визуализации определенных точек и каналов — это задача для Мастеров с большой буквы, для «хардкорных» адептов йоги, которые, в общем-то, уже, наверное, и сами узнали или «нащупали» все, что нужно для пробуждения Центрального канала.

Также, не будем говорить о медикаментозном решении вопроса — тут неизбежно недопонимание, перекосы, обвинения, вопросы легальности и прочее, что нам не нужно.

Факт в том, что безопасно пробудить Сушумну и поднять Кундалини с помощью различных трав и снадобий — в наши дни среднему человеку просто нельзя. Счастливчики из числа иностранцев (не-индусов), которые узнали истинные методы и все нюансы для этой операции, думаю, можно пересчитать по пальцам, и они не склонны разглашать такую информацию неподготовленным — это правильно. Попытки «своим умом» решить этот вопрос, думаю, обречены на провал — а точнее, профанацию.

Возьмем лишь чисто йогические методы — доступные нам всем, и безопасные.

Также, еще одна оговорка — не надо делать только эти методы. Они предназначены только для регулярно практикующих, и применяются в канве других практик. Не стоит практиковать их фанатично и чрезмерно. В йоге всегда соблюдается золотое правильно «срединного пути».

Для введения в тему балансирования Иды и Пингалы, сначала прочитайте, пожалуйста, один из предыдущих материалов блога («Центральная идея йоги: балансируем Иду и Пингалу»). Здесь я не буду повторять то, что изложено там.

Асаны

Из асан пробуждению Сушумны способствуют:

  1. Пасчимоттанасана («Поза вытяжения спины»). Да-да, именно эта, неприглядная и простейшая, на первый взгляд, поза. Целый ряд трактатов утверждает, что эта поза способствует включению, оптимальной работе Сушумны, и поднятию Кундалини. Важный нюанс заключается в том, что спина в позе должна быть расслаблена! Ум надо отключить, и зафиксировать позу неподвижно. При этом возникают (как бы сами) две бандхи: Мула- и Джаландхара — а Уддияна оказывается пассивно «вогнутой». Таким образом, в очень приблизительном и облегченном (не заряженном энергией) варианте, вырисовывается Маха-бандха (основная техника для Сушумны). Несмотря на то, что поза — пассивна, и три бандхи лишь намечены, эффект есть. Он не «взрывной», как при использовании задержек или той же Маха-бандхи, или упомянутой ниже техники Маха-мудры, но вполне ощутимый. Удерживайте позу 5-10 минут для получения наилучшего результата. Этой позой можно предварять занятие по йоге вообще, если вы практикуете медитативное, не силовое выполнение асан (если делаете силовое — то практика станет спокойнее, размереннее, более осознанной, но одновременно не будет сил\желания делать силовые элементы, т.к. включится Центральный канал, а не Солнечный (правый)).
  2. Все асаны, воздействующие на таз в положении сидя: Джану Сиршасана, Ардха Титали Асана и Пурна Титали асана, Падоттанасана, Падачакрасана, Пада Санчаланасана, Супта Паванмуктасана, Супта Ударакаршанасана, Наукасана и некоторые менее популярные.

Мудры

  • Махамудра (а также Маха Ведха Мудра, и Маха Бхеда Мудра). Имеется в виду йогический, а не тантрический (буддистский) вариант. Сидя подогнув одну ногу, йог наклоняется вперед (как в Джану Сиршасане), контролируя дыхание, и делает задержку. Техника подробно описана (ее детально описание требует немало места!) в специальной литературе, например, здесь. Эта техника является самой мощной по пробуждению Сушумны. Ее стоит делать утром, до начала тренировки (для общих целей — энергия практики как бы растечется по всему занятию, либо после асан и пранаям, перед медитацией — для получения успеха именно в медитации (энергия практики будет направлена узко — именно на медитацию).
  • Тадан-мудра (Тадан-крия — «Действие ударом»). Ударяя тазом (ягодицами) об пол, сидя в Сукхасане, йог непосредственно воздействует на «ворота» Сушумны — область Муладхары. Важно соблюдать технику безопасности — беречь копчик от жесткого воздействия. Обязательно надо подложить свернутый плед \ подушку \ дополнительный коврик. Практика делается ограниченное количество раз (обычно не более 21), не переусердствуйте. Иначе может наблюдаться пробуждение Муладхары (неконтролируемые позывы к еде, сексу, расточительным покупкам). Пугаться не стоит; отмечайте свои побуждения, но никак на них не реагируйте.
  • Мандуки-Мудра («Жест лягушки»). В каком-то смысле, облегченный вариант Тадан-крии. Или, если посмотреть с другой стороны, ее утонченный, медитативный вариант.
  • Йога-мудра(-сана). Если вам комфортно доступен «Лотос», то это бесценная поза (и мудра) для расслабления и медитации на Центральный канал. Сложно даже сравнить эту асану с другими, в плане ее йогических перспектив для опытных.

Пранояма (в порядке возрастания требований к опыту в пранаяме в целом):

  • Анулом-Вилом пранаяма. При выполнении от 10 минут и больше. Да, действительно не обязательно делать какие-то сложные пранаямы, чтобы заработала Сушумна! Можно просто делать простые пранаямы, балансирующие дыхание через обе ноздри — но дольше, чем обычно.
  • Нади Шодхана пранаяма. Она обладает не только очистительным действием, но и (если каналы достаточно чисты) быстро и мощно «включает» Сушумну в работу. Работа в этой пранаяме должна стать для вас привычной и беспроблемной, чтобы ум достаточно расслабился для появления ментальной паузы. Тогда и «включится» Сушумна: вы заметите, что дышать вдруг стало гораздо «удобнее», дыхание дает больше энергии, а ум даже не пытается отвлекать. В таком состоянии можно пробыть довольно долго. От 10 минут (пранаяма начинает работать как надо при длительных «подходах» — пожалуй, эта самая «медленная» пранаяма, требующая времени и усидчивости).
  • Самавета-пранаяма. Одна из простейших дыхательных техник Хатха-йоги, однако, очень мощно и быстро включает Сушумну. Единственное условие — пранические каналы должны быть чисты, очищены предварительной практикой Нади Шодханы и других пранаям. Тогда даже при незначительной по времени (и почти не требующей усилий) задержке происходит активизация Сушумны, а также, иногда пробуждение Муладхары или другой чакры, в которой у вас «спит» Кундалини. Выполнять Самавету можно и нужно в том числе и до достижения мастерства в Нади Шодхане, и, конечно, после. От 5 минут, можно в том числе после еды (!).

Даже простая задержка дыхания, на деле, может пробудить Сушумну. Но для этого «быстрого включения» еще в большей степени, чем для вышеупомянутых практик, требуется наработка состояния «Читта Вритти Ниродха» (молчания ума), которое обычно достижимо регулярно вдумчивой практикой пранаямы (на фоне освоения и практики асан) и мудр. Но задержки дыхания, опять же, полезно делать на любом уровне подготовки — обычно делается вдох на фоне закрытой Мула-бандхи, «закрепление» Мулабандхи на пике вдоха, удержание на задержке, затем постепенно расслабление Мулабандхи с выдохом (если необходимо — потом отдых, либо продолжаем). 5-10 минут.

Все Бандхи также способствуют пробуждению Сушумны.

Медитации:

Полезны все медитации, которые включают визуализацию Иды и Пингалы (из Крия-йоги), или правый и левый канал, или дыхание через правую и левую ноздри. Мне кажется особенно предпочтительной (простая, эффективная, не требует много времени) медитация, которую делают в комбинированной практике «Анулом-Вилом пранаяма и Прана Шуддхи», где визуализация потоков вдоха и выдоха перемежается с «включением» Брумадьи (точки межбровья). Также, во многих техниках предлагается визуализировать центральный канал (обычно как тонкую серебристую трубку вдоль позвоночника) — не пропускайте этот нюанс, используйте (такую технику можно делать, в том числе, на задержке дыхания, в Пасчимоттанасане, во время балансирующих пранаям).