Центральная идея йоги: балансируем Иду и Пингалу

12 май 2014, 06:29

Центральная идея йоги: балансируем Иду и Пингалу

Научно установлено — хотя большинство людей этого не замечают, пока не займутся пранаямой — что активная ноздря у нас в течение суток меняется — примерно с периодичность в час. Особая ветвь йоги — Свара-йога («Наука психического дыхания») детально изучает данный вопрос и даже позволяет извлечь для себя целый ряд практических выводов. Так, например, установлено, что прием твердой пищи благоприятен во время активности правой ноздри («огненный» канал Пингала позволяет переварить пищу), а пить воду, cоки и другие жидкости лучше во время работы левой ноздри («лунный» канал больше подходит для этого). Во время равнозначного течения обеих каналов наступает период активности срединного, или Центрального канала — Сушумны. Он проводит лишь самую тонкую психическую энергию и поэтому его работа не благоприятна ни для пищеварения, ни для сна, для активной деятельности — только для медитации, которая, по мнению многих Мастеров, является сутью йоги. Название практики — «Ха-Тха йога» — как раз и отсылает нас к идее равновесия «Солнца» и «Луны» — Пингалы и Иды.

Обычно Центральный канал течет считанные секунды — и тогда, человек если человек достаточно очистил свой ментал, он может спонтанно испытывать странные психические (или духовные) переживания; обычный же человек, по большей части погруженный в решение насущных бытовых проблем — в такие моменты просто как бы засыпает, находится в бессознательном, трансовом состоянии, отдыхает.

Почти все практики йоги призваны выровнять течение Иды и Пингалы и продлить период равновесия — активности Сушумны. К этому состоянию приводит как выполнение целого комплекса асан (стандартное занятие на час-полтора), так и ряд пранаям, особенно Анулома-Вилома и Нади Шодхана, также все дыхательные упражнения йоги, где воздух идет через обе ноздри: Бхастрика, Самавета и подобные. Интересно, что фактически к такому же результату приводит практика мудр и бандх — особенно если выполняется в продвинутом варианте, то есть на долгих задержках дыхания.

Медитация, в отличие от более грубых практик, уже не устанавливает равновесие дыхания — оно является для нее необходимым условием! Поэтому медитация наиболее эффективна после практики асан и пранаям. Можно заметить огромную разницу в практике медитации, когда течет одна из ноздрей — и когда работают обе. Фактически, если обе ноздри работают одинаково, то медитация случается сама по себе (автоматически!), и в этот период, что бы вы ни делали, может стать медитацией.
Самые эффективные методы активизации Сушумны:

Йогические:

  • Выполнение полуторачасового комплекса асан хатха-йоги;
  • Практика Анулома-вилома или Нади Шодхана пранаямы в течение примерно 10 минут и больше;
  • Практика Пададхирасаны 3-10 минут (специальная поза для включения Сушумны);
  • Использование йога-данды (особого «подлокотника», воздействующего на предплечье и подмышку);
  • Выполнение аскез — наряженных практик (таких, как предельное удержание асан или многочасовая джапа или упорная медитация).


Околойогические:

  • Выполнение предельных задержек дыхания или сеанса холотропного дыхания — оба метода, не входящие в классическую йогу;
  • Очевидно, что практики фридайвинга или погружение в капсулу сенсорной депривации, иногда «темный ретрит» и другие (с точки зрения классической йоги — экстремальные) методы тоже могут активизировать Сушумну;
  • Пребывание и практика йоги в условиях высокогорья (от 2000 м) в сочетании с интенсивной физической активностью (ходьбой).

Для полноты картины стоит отметить, что, по данным медиков, прием сильнодействующих наркотических препаратов является чрезвычайно вредной для здоровья практикой, которая, однако, тоже использует этот механизм. При этом процесс активизации Сушумны совершенно не подконтролен человеку и может оказаться губительным для психики.

Случайное включение Сушумны тоже может происходить. Профессиональные спортсмены (в том числе олимпийские и другие чемпионы) неоднократно сообщали своим личным врачам и в мемуарах о достижении измененных состояний сознания во время предельного напряжения (особенно бегуны на длинные дистанции и марафонцы, а также альпинисты) или сильной концентрации (гольф, стрельба), зачастую на фоне связанного «гипервентиляционного» дыхания. Люди, не практикующие йогу, в таких условиях просто могут отмечать резкое, скачкообразные повышение внимания, «яркости» окружающей действительности и активизацию невозможных для человека в обычном состоянии интуитивных (предвидение) и физических возможностей. Очевидно, что такие состояния невозможно без течения Сушумны (и частичного пробуждения резерва энергии — Кундалини). Подобные эффекты иногда проявляются и при сильном стрессе (горе, влюбленность, непосредственная опасность для жизни или тяжелая травма).

Такие феномены, как Сушумна и Кундалини, не являются «эзотерикой» или мифами. Это просто мало изученные особенности нашего организма, которые — можно не сомневаться — в будущем изучит и докажет официальная наука. Применительно к практике йоге, течение Сушумны — великолепный момент для тонких практик йоги: медитации, медитативных пранаям, джапы (повторения мантр), энергетических чисток (таких как Чакра-шуддхи), практики Крия-йоги, а также для слушания мантр и раг, изучения духовной литературы.

Стоит подчеркнуть, что включение Сушумны безопасно только в рамках классической практики йоги. Не следует устанавливать течение Сушумны на долгий период — дольше, чем продолжается ваша практика йоги и медитации. Чтобы у вас не создалось неверного представления о желательности включения Сушумны, стоит оговориться со всей прямотой, что ее работа, по мнению целого ряда адептов, в целом неблагоприятна для организма. Как для здоровья, так и для социальной активности долгая практика «дыхания Сушумной» может оказаться неблагоприятной. Надо отдавать себе отчет, что это мощная техника, направленная исключительно на самопознание (медитацию) и ничто больше. Признанный мастер йоги, автор труда «Свара-йога — наука психического дыхания» Свами Сатьянанда Сарасвати неоднократно предупреждает о нежелательности установления дыхания Сушумны в своих книгах. Понятно, что за два часа наше существо не инволюционирует и наша сексуальная и иная приземленная жизнь не «свернется» обратно в «золотой зародыш» — но затыкать активную ноздрю ваточкой на полдня и делать подобные «лайфхаки» опасно. Не менее опасно, чем включение Сушумны — активизация Иды (левой ноздри). А вот работа с одной Пингалой вполне возможна (в разумных пределах): Сурья-Бхеда пранаяма полезна для удаления из тела токсинов и при переохлаждении (а также при простуде без жара).